Статья. Календарь погоды и организация работы с ним.


Календарь погоды и организация работы с ним.
Общение с природой положительно влияет на человека, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей дошкольного возраста. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающему.
Все явления в природе происходят в определённой последовательности. Ежегодно в определённом порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времён года природные явления также происходят в определённые сроки, в определённом порядке. У ребёнка, который только начинает понимать окружающий мир, всё это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребёнок наблюдает, анализирует, делает выводы. Для закрепления того, что дети наблюдают, служит ведение календаря природы. Ведение календаря природы развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.
В младшей группе календарь погоды не ведётся, но обязательно должна быть кукла, одетая по сезону. Для этой группы – это набор картинок по каждому сезону, на которых в соответствии с программой изображены основные погодные явления. Малышам надо научиться выделять солнце, облака, дождь и т.д. На ряде картинок должно быть нарисовано одно и то же дерево (например, берёза) в разных условиях: в тихую и ветреную, в дождливую и солнечную погоду, с зелёными листьями. С жёлтыми листьями и во время листопада, без листьев. Ещё должна быть плоская картонная кукла с набором бумажной одежды на все сезоны. С помощью картинок дети закрепляют представления о явлениях природы, полученные во время наблюдений. Кукла же помогает определить степень тепла или холода и вносит игровой элемент в деятельность малышей.
В средней группе сохраняется тот же принцип работы с календарём, но четырёхлетние дети уже более обстоятельно наблюдают за погодой, отмечают характерные для неё признаки (например, ветер то возникает, то затихает; туча набежала, пошёл дождь, затем снова светит солнце). В этом случае выставляются две-три картинки (берёза в безветренном состоянии, берёза в порыве ветра – листопад и т.д.). Кукла может быть та же самая, но набор одежд ей следует сделать новый (выросла – ей купили новую одежду).
Таким образом, работа с набором картинок и куклой в младшей и средней группах способствует формированию у детей отчётливых представлений о сезонных явлениях природы, учит фиксировать наблюдения с помощью готовых образов-картинок. Игровым путём дошкольники подводятся к умению определять степень тепла и холода. Всё это является базой для ведения календаря природы в старшем дошкольном возрасте.
Календарь природы для старшей и подготовительной к школе групп состоит из трёх граф: 1) время; 2) неживая природа (погода); 3) живая природа (растительный и животный мир), труд людей. В календаре детей шестого года первая графа представлена одной неделей, в календаре детей седьмого года – четырьмя (клеточки второй недели закрашены, остальные-пустые). Это важно для формирования у детей, идуших в школу отчётливых временных представлений: при обсуждении заполненного календаря они видят, что в месяце четыре недели, а наблюдения за сезонными явлениями природы велись в течение одной (второй) недели. В дальнейшем при заполнении календаря им станет понятна временная протяжённость сезона: три месяца, каждый из которых состоит из четырёх недель, в свою очередь каждая из которых состоит из семи дней.
Ежедневно после прогулки дети закрашивают клеточку, соответствующую данному дню, и проставляют значки, обозначающие погоду. В конце недели, понаблюдав за растительностью и животным миром, дошкольники рисуют картину живой природы.
Для формирования умения заполнять календарь, т.е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения их читать (рассказывать о наблюдениях по календарю), важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Наиболее подходящими являются следующие обозначения: дни недели – разным цветом, погоду – значками натуралистического характера (например, ветер – дерево, наклонившееся в сторону, снег – графическое изображение снежинок и т.д.).Таким образом, при работе с календарём, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи – беседа воспитателя с группой, когда взаимно дополняются высказывания, когда создаётся единое по смысловой линии и завершённое по форме содержание разговора. Нужно отметить, что календарь – это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает речи (выводы, обобщения), т.е. служит наглядным средством обучения логическим операциям.