Приёмы коррекционного воздействия, наиболее эффективно влияющие на формирование нравственности индивида

МКОУ «Чёрмозская КШИ» 2013 год, 4 июня
Выступление на методической конференции по теме:
«Приёмы коррекционного воздействия, наиболее эффективно влияющие на формирование нравственности индивида». (Из опыта работы)
Учитель русского языка и чтения Герасимчук Е.Г.

Нравственность – это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.
Предметом воспитания нравственных качеств учащихся стали литературные произведения, изучаемые ребятами на уроках чтения, внеклассного чтения и в моменты внеклассной работы.
Работа проводилась в разных направлениях: отношение к живой и неживой природе, взаимоотношения c товарищами, окружающими людьми, негативное отношение к вредным привычкам, любовь к Родине и т. д.
Мы должны научить детей видеть, чувствовать, любить, понимать природу во всех её проявлениях, формировать у ребёнка потребность в общении с природой, потребность в бережном отношении к ней.
Для более глубокого понимания, восприятия природы, привития любви можно использовать приём «Оживи картинку». (слайд 1)
Приём заключается в том, что нужно изобразить определённое явление природы и словесно выразить своё отношение к этому явлению, выявить положительные и отрицательные стороны, полезное и вредное влияние. В качестве примера представлена работа по рассказу А. Платонова «Июльская гроза». (слайд № 2)
Приёмы «Представь себя на месте героя», «Надень маску героя»,(слайд № 3) использованные при работе с рассказом В. Осеевой «Бабка» и др., помогает продолжить рассказ своими представлениями, прочувствовать угрызения совести, испытываемые мальчиком после смерти бабки, найти слова раскаяния, выразить мольбы прощения. (Рассказ «Бабка»)
Этот же приём после изучения рассказа Р. Погодина «Алфред» помогает ощутить себя на месте героини, испытать стыд, раскаяние, побуждает подбирать слова-мольбы прощения, находить их и произносить с соответствующей интонацией, искренностью.
Большое эмоциональное воздействие на сознание детей и пробуждение их чувств производят рассказы Виктора Петровича Астафьева. При работе с этими рассказами для развития чувства сострадания, негативного отношения к пьянству и т.д. использовала приём «Определи проблему, найди выход». (слайд № 4)
Примером использования этого приёма может послужить работа восьмиклассницы Ани Субботиной по рассказу Астафьева «Герань на снегу». «Виктор Петрович показывает самую страшную семейную беду в наше время пьянство. (Так определила проблему Аня) Рассказ начинается щемящими душу словами: «в бараке бушевал пьяный мужик». «...он ударил жену, и она улетела в коридор. Ребятишки ещё раньше разбежались», «...в комнате уже всё было разбито и порушено.» Последней жертвой стала геранька, которая росла в «дырявом чугунке», которую «забывали поливать», и у нее «чернели, свертывались и опадали» листья. «...ночью листья примерзали к окну, а как печку затопляли, они оттаивали».
А это решение проблемы:
«Этот рассказ учит задумываться о том, как живется рядом с тобой окружающим тебя людям...»
«Рассказ Астафьев адресует людям, чтобы они поняли, какая это беда пьянство! Я хотела бы посоветовать всем людям прочитать этот рассказ и «посмотреть» на себя со стороны и спросить себя:
- а я как-нибудь обижаю близких людей?»
«В маленьком рассказе «Хвостик» писатель показывает две большие проблемы - засорение земли и жестокое обращение с животными». (Это работа Светы Ичетовкиной) «Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит...», « а какой человек вырастет из этого мальчика, который смеётся над умершей в мучениях зверушкой?
Надо научиться чувствовать чужую боль». (В этом Света Ичетовкина видит решение проблемы)
Пятиклассников очень взволновал рассказ Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка». Впервые ребята учились определять положительное и отрицательное в действиях героя. Приём называется «Охарактеризуй поступки героя». Во-первых, нужно себе представить героя рассказа, изобразить его, проанализировать поступки и по ним составить характеристику. (На середине листа тетради дети обводят по трафарету силуэт героя рассказа или рисуют сами, по представлению изображают лицо героя, рисуют одежду, затем справа пишут положительные качества, определённые по поступкам мальчика, а слева – отрицательные качества). Тёма из рассказа «Тёма и Жучка» предстал в глазах детей как добрый мальчик, любящий свою собаку, готовый на жертвы ради её спасения. В то же время мальчик совершил ряд нехороших поступков: без разрешения ночью больной ушёл в сад и залез в заброшенный колодец. Его смелость и выносливость восхищают, он, как герой, спасает погибающую собаку, но рискует своей жизнью, подвергает себя опасности. «Как бы переживала бабушка, если бы узнала о действиях внука» - начинают понимать и чувствовать чужие переживания ребята . Очень важно воспитать молодых людей смелыми, любящими, ответственными, готовыми на жертвы ради других, но и соблюдать осторожность, предвидеть опасность нужно научить детей. Примером использования этого приёма послужат работы Манакова Никиты, Шмырина Серёжи и Подвинцевой Любы... (слайд № 5,6) Пробудить отрицательное отношение к проявлению зазнайства, высокомерия, грубости и почувствовать, насколько приятнее противоположные качества людей, позволяет использование этого же приёма при изучении рассказа Д. Медведева «Фосфорический мальчик».
В качестве примера работа Ларисы Львовой.
Приёмы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют приёмом воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых обучающийся ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие. (слайд № 7)
Приём «Создай идеального человека» заключается в том, что нужно выбрать качества, которые на твой взгляд присущи идеалу. В качестве примера представлена работа Ани Субботиной. (слайд № 8)
Приём «Устрани негативные качества и замени их противоположными» позволяет обучающимся сравнивать качества характера и выбирать положительные, формировать положительного героя, на которого каждый хотел бы походить.
Приём «Выбери друга среди героев рассказов и обоснуй свой выбор». В качестве друга семиклассники выбирали Жилина из "Кавказского пленника" Толстого, Васю из рассказа "Дети подземелья" Короленко и др. Обосновывая причину выбора друга, ребята раскрывали свой внутренний мир, показывали, что они ценят в людях, а значит, и сами стремятся быть такими.
Интересны и полезны приёмы «Диалог с героем рассказа», «Пожелание или совет герою рассказа». Использование этих приёмов позволяет научить детей критически оценивать поступки героев, искать и находить выход из неприятной ситуации, анализировать поступки, сопереживать героям и учиться давать советы, строить диалоги. Важно воспитать в детях и самокритику, научить их критически оценивать свои поступки. На классных часах анализируются ситуации и неблаговидные поступки ребят школы и своего класса, только имена героям даются другие, так детям легче взглянуть на себя со стороны, покритиковать, дать совет
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.






15