Урок по краеведению Растения нашего края в приметах и обрядах русского народа. Берёза.


Краеведение 6 класс
Тема: Растения нашего края в приметах и обрядах русского народа. Берёза.
Цели: Формировать у учащихся знания о роли берёзы в обычаях, приметах русского народа.
Формировать знания учащихся об особенностях строения, развития дерева.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать мышление, речь.
Оборудование: карта Калининградской области.
Карта леса (классная, индивидуальные). Контурные карты области (индивидуальные).
Рисунки о празднике Троица.
Картина «Лёд прошёл».
Натуральные предметы: кусочки древесины с корой, веточки
С распустившимися сережками березы.
Кроссворд.
Мультимедийный проектор.
Предварительная работа: наблюдение в природе, изготовление плана леса, подборка стихов о березе.

Ход урока:
Организационный момент.
-- Пожелайте успехов друг другу.
Тема урока.
А.) Постановка целей и задач урока:
--Тема нашего урока «Растения нашего края в приметах и обрядах русского народа». Обобщим знания об особенностях развития березы.
Б.)--Издавна люди полюбили это дерево за её красоту. Художники рисовали его (показ слайда-иллюстрации), поэты посвящали её стихи. Мы подобрали стихи и оформили книгу стихов о березе.
--Чем же привлекает внимание к себе это дерево?
--Послушаем стихотворение Прокофьева и ответим на поставленный вопрос:
Березка—лебедь белая,
Рядком с тобой стою,
Тебе, моя несмелая,
Я песенку пою.
Как ты стоишь, счастливая.
Веселым летним днем,
Из-за тебя, красивая,
Светло в лесу моем.
Зелёная, раздольная,
Ты легче камыша.
Березка белоствольная,
Ну, всем ты хороша!
--Березкой-красавицей, березонькой-матушкой зовут это дерево, соединяя своё отношение к дереву с любовью к Родине, родительскому дому.
--Сколько видов берез на Земле? (120 видов, это единственное дерево с белой корой)
--Мы будем говорить о березе обыкновенной, бородавчатой (из-за смолистых бородавочек на молодых побегах)
--А почему у березы белая кора? (В коре содержится бетулин, он предохраняет кору от ожогов ранней весной)
--Рассмотрите бересту. Попробуйте отделить бересту от древесины. Что напоминает береста? (Страницы книги) (Каждая «страница» вырастает за 1 год) Показ слайда, как в старину писали на бересте.
--На поверхности ствола слой старой бересты образует защитную пленку. А теперь представим, что будет, если нарушить этот защиту. (Образуется рана, из которой будет вытекать сок, растение при этом лишается питательных веществ, через ранку попадают вредные микроорганизмы)
--В старину называли месяц апрель «березозолом»--злым для берез. Почему?
--Как нужно поступить в случае, если береза поранена? (Залепить смолой, пластилином)
--К чему привело варварское отношение к дереву? (5 видов берез занесено в Красную книгу)
--Много лет назад нашу область населяли пруссы. Они употребляли в пищу шишки, сваренные в березовом соке. А березовый сок хранили в высоких глиняных сосудах.
--Вспомним, о каких лесах нашей области мы говорили? Покажите на карте.
1/5 часть лесов области составляют березовые леса. Отметим на картах. (Между Гвардейском и Полесском)
Как называют березовые леса? (Березняк, роща)
--Какие деревья преобладают в нашем лесу? (Сосны) Что можно сказать о количестве берез в нашем лесу? Отметим на плане леса. Какой вывод сделали на экскурсии? (Больше берез на окраине леса или там, где светло)
О какой особенности дерева это говорит? (Она светолюбива, поэтому её рано или поздно вытесняют другие деревья)
--Что значит «вытесняют»? Как выглядят березы в тени? (Хилые, кривые)
--Каким образом распространяется береза? (Размножается семенами, порослью от пня)
В.)--В старину о березе пели как о дереве «об четыре дела»:
Первое дело—мир освещать!
Второе дело—крик утешать,
Третье дело—больных исцелять,
Четвертое дело—чистоту соблюдать.
--Давайте, объясним смысл этих строк.
Первое дело—мир освещать!
(В древности делали из березы лучины)
Второе дело—крик утешать!
(Делали из березы люльки, в которых укачивали детей)
Третье дело—больных исцелять!
(Это лекарственное растение, используют березовые почки, листья, сок, чагу, деготь из березы)
Четвертое дело—чистоту соблюдать!
(Из березы делают веники и для уборки помещений, и для бани. Березовые веники берут в космос)Г.)--Как используют березу в народном хозяйстве?
Показ слайдов (поделки из березы, хохломская роспись, мебель)
Д.) Издавна человек наблюдал за явлениями природы, за растениями, но не только наблюдал, но и на ус мотал. Какие народные приметы, связанные с березой вы знаете?
--Древние славяне называли березу священным деревом, посвящали её Богине Ладе, поклонялись ей, использовали в своих обрядах.
--Расскажем о празднике Троица, который отмечается на 50-й день после Пасхи. (Рассказ детей сопровождается показом слайдов)
Обобщение.
--Решим кроссворд.
1.Какое вещество окрашивает кору березы в белый цвет? (бетулин)
2.Как называется березовая кора? (береста)
3.В какой праздник березой украшают дома? (Троица)
4.Какое смазочное вещество получают из древесины березы? (деготь)
5.Из какого гриба, растущего на березе делают настой для лечения рака? (чага)
Итог.
5. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассказ о березе.