Конспект урока по русскому языку Полные и краткие прилагательные

Учитель: Попова Н.А.
МБОУ «Жилинская ООШ»

Конспект
урока русского языка в 5 классе
по теме "Полные и краткие прилагательные».
Цели:
Деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие навыков самоконтроля, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать
Содержательные : дать представление о краткой форме прилагательного: грамматических особенностях, написании и употреблении в речи.
Ход урока
I. Этап мотивации к учебной деятельности.
– Какое время года вы любите? Почему? (Ответы учащихся).
Как многие из вас, я тоже люблю весну. Это замечательное время года, когда природа пробуждается после зимнего сна. Наверное, по этой причине раньше на Руси Новый год было принято встречать весной.
Работа с текстом (лежит на столах).
День 14 марта считался в народе большим праздником. Его отмечали весело и торжественно. В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали звать весну: “Весна! Что ты нам принесла?”
II. Актуализация знаний.
– Прочитайте текст ещё раз и сформулируйте задания к нему. (ответы учащихся).
- А теперь выполните эти задания. На работу у вас есть 5 минут.
III. Выявление места и причины затруднения.
- Рассмотрите слова: красивая, богаты, важные, умён, молодая, умный, красива, молода, богатые, интересное, хороший, прекрасно, хорош, важны, прекрасное, интересно.
- Распределите слова на группы. Запишите прилагательные в тетрадь. Выделите в них морфему - окончание.
- А теперь проверьте по эталону.
умный хороший красивая молодая прекрасное новое богатые важные
умён хорош красива молода прекрасно ново богаты важны

IV. Проект выхода из затруднения.
- Что общего во всех этих словах? (ответы учащихся).
- А тогда чем они отличаются?
- Сформулируйте цель при изучении темы “Полные и краткие прилагательные” (ответы учащихся).
V. Реализация построенного проекта.
1.Работа с учебником.
- Откройте учебник и  прочитайте параграф 106, стр. 267.
2.Самостоятельная работа (в парах).
·
- А теперь запишите в тетрадях упражнение 799 и выполните его.
VI. Первичное закрепление .
- Образуйте от полных прилагательных их краткую форму (устно).
Светлый, сильный, ясный, близкий, бодрый, скромный, мягкий, щедрый, мудрый, крепкий, быстрый
С беглыми гласными е, ё, о

Без беглых гласных

Светел, близок, силён, ясен, скромен, мягок, крепок
Бодр, щедр, мудр, быстр


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Как вы думаете, встречаются ли краткие прилагательные в пословицах и поговорках? Найдите и подчеркните в них краткие прилагательные.

1) Мал золотник, да дорог.
6) Не мил свет, когда друга нет.

2) Корень ученья горек, а плод сладок.
7) В зимний холод всякий молод.

3) Всякому мила своя сторона.
8) Кто аккуратен, тот и людям приятен.

4) На чужой стороне и весна не красна.
9) Цветок розы пахуч, да колюч.

5) Напрасен труд, когда порядка нет.
10) Рыбка мала, да уха сладка.


VIII. Контроль знаний.
- Найдите на листочках раздаточного материала тест и выполните его.
1. Краткие имена прилагательные отвечают на вопросы:
а) какой? какая? какое? какие?
б) каков? какова? каково? каковы?
2. Краткие имена прилагательные не склоняются.
а) да;
б) нет.
3. Краткие имена прилагательные изменяются по числам.
а) нет;
б) да.
4. Краткие имена прилагательные в единственном числе могут:
а) изменяться по родам;
б) изменяться по лицам.
5. Какие прилагательные в предложении являются обычно сказуемыми?
а) полные;
б) краткие.
Ответы: (1-б,2-а,3-б,4-а,5-б).
- А теперь оцените свою работу.
Оценивание теста:
0 ошибок – «5»
1 – 2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 - 5 ошибок – «2»
IX. Рефлексия учебной деятельности.
Интерес – что интересного было на уроке?
Творчество – какие творческие работы вы выполняли?
Обучение – чему вы научились?
Главное – что главное было для вас на уроке?

Домашнее задание:
- Стр. 268, упр.800, 801 (на выбор).