Урок русского языка в 5 классе по теме: Полные и краткие прилагательные
Урок русского языка в 5 «Б» классе по теме: « Полные и краткие имена прилагательные»
Дата: 17.03.2015 г
Цели:
- обучающая: научить опознавать полную и краткую формы имен прилагательных и определять их синтаксическую роль;-развивающая: формирование коммуникативных навыков и способности к конструктивному сотрудничеству, развитие мыслительной деятельности учащихся;
-воспитывающая: воспитать чувство патриотизма, любви к Родине, природе.
Тип урока: усвоение новых знаний
Технологии: развития критического мышления, здоровьесберегающая технология, ИКТ-технологии. Формы работы учащихся: групповая, и индивидуальная Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор
Эпиграфы к уроку: Язык важен для патриота. Николай Михайлович Карамзин
Русский язык необычайно богат многогранностью и тонкостью оттенков. Проспер Мериме
Ход урока.
Орг. момент. Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас немного необычный урок. Надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
улыбки подарим гостям,
к уроку готовы?
Тогда за работу,
удачи желаю я вам!
Итак, ребята, мы сегодня с вами будем работать не в тетрадях, а на листах исследования. Подпишите их и укажите дату. Тему пока не записывайте.
2.Стадия вызова.
Словарно-орфографическая работа.
Прослушайте загадки и запишите отгадки через запятую.
1)Разноцветный бантик над полянкой летает. (Бабочка.)
2) Сама дубовая, пояс вязовый, нос липовый. (Бочка.)
3)То черное полотно, то белое полотно закрывают мое окно. (День и ночь.)
3)На зеленом шнурочке белые звоночки. (Ландыш).
4)Стоят в поле сестрички – желтые глазки, белые реснички. (Ромашки.)
5)Зелененький теленочек привязан веревочкой, лежит на боку и толстеет. (Арбуз.)
6) Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух.)
7)Кругла, а не солнце, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь. (Репа.)8) Зелена, а, не луг; бела, а, не снег; кудрява, а, без волос. (Береза.)
-К какой части речи относятся слова, которые вы записали? Какие орфограммы встретились в этих словах? ( мягкий знак на конце после шипящих, безударная гласная в корне, проверяемая и непроверяемая ударением)
9) Угадайте, о какой части речи говорится в следующей загадке?
С существительным дружуИ нисколько не тужу.Моя основная примета:Обозначаю признак предмета.Лед какой? Холодный, гладкий.Чай какой? Горячий, сладкий.Изменяюсь по родам,Числам и падежам.Люблю детей внимательных.Кто я?...(прилагательное).
- Ребята, как вы думаете, какая часть речи помогла вам отгадать загадки?
Подготовленный ученик читает стихотворение про прилагательное:
Я слово замечательное,-Сказало прилагательное,-Я равного себе не знаю:Я признаки обозначаю.Без признаков предмета нет – Об этом знает целый свет.Определяю я предметы,Они со мной весьма приметны.Я украшаю вашу речьМеня вам надо знать, беречь.
- Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучать тему « Имя прилагательное» и узнаем много нового об этой части речи.
К доске вызываю 2-х уч-ся: 1) фонетический р-р слова берёза, 2) по составу- прилагательное
-А с вами мы поиграем в игру « Веришь ли ты?» Я буду задавать тонкие вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.
Приём «Верные и неверные утверждения», « Тонкие и толстые вопросы»
Верно ли, что имя прилагательное отвечает на вопросы Кто?Что?
Верно ли, что имя прилагательное обозначает действие предмета?
Верно ли, что имена прилагательные изменяются по родам?
Верно ли, что имена прилагательные изменяются по падежам и числам?
Верно ли, что имена прилагательные бывают в предложении подлежащим?
3. Стадия осмысления.
- Ребята, а как вы думаете, вы уже всё знаете об имени прилагательном? Давайте восстановим правило по данному алгоритму (письменно)
Имя прилагательное-это…
Обозначают…
Отвечают на вопросы…
Изменяются….
В предложении бывают….
Исследовательское задание классу:
Рассмотрите слова: великая, богаты, могучая, велик, просторная, сильная, красива, могуча, богатые, сильна, необъятные, глубоки, неприступные, глубокие, красивая, неприступны, необъятны, милая, мила.– Что общего во всех этих словах? К какой части речи они относятся? Как вы это узнали? Как можно назвать такие прилагательные? Запишите тему урока: Полные и краткие прилагательные.
Вопросы для целеполагания:
– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы “Полные и краткие прилагательные”( узнать, как образуются краткие прилагательные, как они изменяются, какую синтаксическую роль выполняют в предложении)
Распределительный диктант: распределите слова на группы. Заслушиваем ответы учащихся. Проверка по варианту учителя на слайде. Просим учащихся объяснить предложенное распределение слов на группы.
Великая
Милая
Неприступные
Богатые
Глубокие
Сильная
Необъятные
Красивая
Велика
Мила
Неприступны
Богаты
Глубоки
Сильна
Необъятны
Красива
-Подберите к этим прилагательным существительные на тему «Родина»
( Россия, поля, реки, армия, горы, просторы, природа, родина, сторона)
-Провести наблюдение над прилагательными левого и правого столбиков и выяснить, чем они отличаются.
- Обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку: « Язык важен для патриота» (Николай Михайлович Карамзин), « Русский язык необычайно богат многогранностью и тонкостью оттенков». (Проспер Мериме)
-В чём смысл данных высказываний? Кто такой патриот? ( Патриот- человек, любящий свою родину. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об имени прилагательном, а помогут нам тексты о Родине, о природе. Мы с вами увидим, как необычайно богат русский язык многогранностью и тонкостью оттенков.
Итак проведём первое исследование.
Образование краткой формы прилагательных.
Вставьте пропущенные буквы в окончаниях прилагательных. Как проверить безударное окончание прилагательных? Образуйте от полных прилагательных краткую форму:
Велик…й народ –народ велик
Любим…я Родина – Родина любима
Светл…е будущее – будущее светло
Юн…е патриоты – патриоты юны
- На какие вопросы они отвечают?- Что происходит при образовании кратких прилагательных?
- Изменяются краткие прилагательные по родам? По числам?(в мужском роде появился беглый гласный, в женском и среднем роде появились родовые окончания)
Вывод: краткие прилагательные изменяются по числам, а в ед. числе - по родам.Исследование 2.
- Одинакова ли у полных и кратких прилагательных синтаксическая роль? Вставьте пропущенные буквы, произведите синтаксический разбор предложения:
На родной стороне и камешек знаком.
Вывод: В предложении краткие прилагательные всегда являются сказуемыми, а полные определением.
Исследование 3.
- А теперь трудный, но интересный вопрос: почему краткие прилагательные не имеют падежных форм? (Если затрудняются, задать наводящие вопросы: с каким членом предложения в первую очередь связано краткое прилагательное, в каком падеже стоит подлежащее?)Вывод: Краткое прилагательное связано с подлежащим, а подлежащее стоит в именительном падеже. Следовательно, сказуемое может стоять только в одной форме – одном из трех родов, и ему не нужны падежи). Справка: Ребята, а знаете ли, что в древнерусском языке не было полных прилагательных, а были только краткие. И они изменялись по падежам. (Подготовленный ученик делает сообщение по учебнику Н.В. Нечаева стр. 190)
Следы свободного словоупотребления кратких форм в косвенных падежах сохранились во фразеологизмах и устойчивых выражениях по белу свету, на босу ногу, от мала до велика, средь бела дня и др.Составьте с фразеологизмом «от мала до велика» простое предложение на тему Родины. ( 9 мая 2015 года все от мала до велика будут праздновать 70-летие Великой Победы)Откройте учебник и прочитайте материал на стр. 234. Составление кластера «Имя прилагательное»
Прилагательные
Полные
Краткие
Изменяются по падежам, родам, числам, т.е. склоняются. Изменяются только по родам и числам
Какой? Какая? Какое? Какие? Каков? Какова? Каково? Каковы?
Являются определениями и сказуемыми
Физкультминутка. Встаем. Игра «Найди лишнего».
1.Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не является прилагательным.
- Представьте, что мы приходим на экскурсию в лес и видим множество предметов и признаков: зелёный, весенний, птичка, ловкий, бегают, летают, заяц, душистый, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.2. Дети повторяют за учителем:
Мы ходили в лес.
Сколько там чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
Игра «Поиграем в прятки» Являются только сказуемыми
4.Закрепление изученного материала. Работа по группам.
Исследование 4.- Так ли часто мы используем в своей речи полные и краткие прилагательные?
1 группа исследует загадки.
Задание: Списать любые 4 загадки, подчеркнуть прилагательные как члены предложения.
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)
Стоят казаки,
На них белы колпаки. (Пни под снегом)
Стоят столбики белены,
На них шапочки зелены. (Березы )Снесли птички
Синеньки яички,
Развесили по дереву:
Скорлупка мяконька.
Белок сладенький,
А желток костяной. (Слива)
Красненька матрешка,
Беленько сердечко. (Малина )Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая — чернеет. (Смородина черная и красная)
Черненька,
Маленька,
Сладенька,
Ребятам миленька. (Черника)
Зелена, а не луг,Бела, а не снег,Кудрява, а без волос.
2 группа – пословицы ( в конверте)
Корень учения горек, да плод сладок.
Всякому мила своя сторона.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
На родной стороне и камешек знаком
Своя земля и в горсти мила.
И дым отечества нам сладок и приятен (А. Грибоедов).
Велика русская земля — и везде солнышко.
Своя сторона не бывает холодна.
Родной куст и зайцу дорог.
В бою за Родину и смерть красна.
Мала птица, а и та свое гнездо бережет.
Если Родина дорога — бей врага.
Если Родина сильна, душа радости полна. (башк)
Бой не опасен, если ты мужеством красен.
Хоть ростом маловат, да мужеством богат.
Задание: списать предложения, подчеркнуть грамматическую основу:
Своя сторона не бывает х…лодна. Своя земля и в горсти мила. На чужой ст…ронушк… рад своей воронушк… От зорьк….до зорьк…. моряки на вахт…. зорки. Ш…рока страна моя р…дная. В…лика Россия, а отступать некуда. В б…ю за Родину и смерть красна.3 группа – стихотворения (подготовленные уч-ся читают стихотворения)
Задание: списать текст, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть прилагательные как члены предложения.
1.Высок над нами полог синий.
Широк вокру…. пр…стор земной.
Ты (с) нами, милая Россия,
На свет… нет другой такой.
И пусть м…тели дуют хлестко,
И пусть п…лит июльский зной.
Ты (с) нами, русская бере…ка,
На свете нет другой такой.
2.Все в тающей дымке:
Х…лмы, перелески,
Здесь краски не ярки
И звуки не ре…ки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все уск…льзаетОт беглого взора.
4 группа - художественные тексты. Задание: списать текст, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу.
Родина! Для меня это слово, полное глубокого смысла, звучит особенно. Я вижу необъятные её поля. Тёплый ветер пролетает над ними. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки… Зелены леса, высоки горы… Широки знойные степи, непроходима глухая сибирская тайга… Многолюдны и многочисленны города нашей страны… Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа. ( И.Соколов-Микитов)
IV.Рефлексия. - А сейчас попробуйте составить синквейн на нашу тему.
- Что такое синквейн знаете?
(пятистрочная стихотворная форма).
Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное)
Вторая строка – характеристика темы (двумя прилагательными)
Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)
Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)
Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы
Прилагательные Краткие и полныеДополняют, украшают, уточняютБез них скучно!Эпитеты.
- Итак, наше исследование подошло к концу, и нужно подвести итоги.
-Какова была цель урока?
-Удалось ли достигнуть цели?
-Какой этап урока показался наиболее интересным?
V. Домашнее задание.
- Выучить правило на стр.234, упр. 588
ТЕСТ «Прилагательные полные и краткие»
1. Краткие имена прилагательные изменяются:
1) по родам;
2) по падежам;
3) по числам.
2. Краткие имена прилагательные в предложении являются:
1) определениями;
2) дополнениями;
3) сказуемыми.
3. Краткие имена прилагательные есть в предложении:
1) Короткие каникулы быстро пролетели;
2) Коротки дни зимой;
3) Иглы у ели короткие.
4. Краткое прилагательное в предложении Новая грамматическая тема очень трудна является:
1) определением;
2) сказуемым;
3) дополнением.
6. В предложении На высоком холме стоял маяк имя прилагательное имеет признаки:
1) средний род;
2) единственное число;
3) винительный падеж.