Программа дополнительного образования творческого объединения Мастерилка 1-2 классы
Программа дополнительного образования «Мастерилка»
МАОУ «Верх-Иньвенская СОШ»
«Дёминская ООШ»
Бачевой Нины Николаевны, учителя начальных классов.
Пояснительная записка
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Работа с различными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному.
Занимаясь конструированием из природных материалов, бумаги, отбросового материала ребенок вовлекается в наблюдения за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Данная программа предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. В программу включены разные направления деятельности: моделирование из бумаги, работа с природным материалом, работа с берестой и др. Программа конструирования из природного и отбросового материалов, вводит детей в удивительный мир искусства, как бы со стороны помогает проникнуть в её внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Любая работа с природным и отбросовым материалом не только увлекательна, но и познавательна. Занятия в кружке учат детей самостоятельности, творческому мышлению, умению находить себе дело по душе. А уж если ребенок сделал игрушку сам или выполнил картину или панно, то он, несомненно, будет к ней относиться с большим трепетом.
Цель программы
Создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы:
1 развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
2 развитие образного мышления и воображения;
3 создание условий к саморазвитию учащихся;
4 развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;
5 воспитания уважения к труду и людям труда;
6 формирование чувства коллективизма;
7 воспитание аккуратности;
8 воспитание любви к природе.
Организация деятельности кружка.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Состоит из двух учебно - тематических планов: для детей первого и второго классов. Программа построена с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и умений. Направления деятельности одни и те же: работа с бумагой, пластилином, природным материалом, работа с отбросовым материалом, берестой.
Кол-во часов в неделю в 1 классе- 2 часа, во 2 классе- 2 часа.
На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
Формы обучения различны: беседы, экскурсии, практические занятия
Формы контроля: организация выставок в конце каждого раздела; выставка в конце учебного года; участие в конкурсах и праздниках.
Характеристика ожидаемых результатов.
В процессе занятий, педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения, по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
* умение планировать порядок рабочих операций,
* умение постоянно контролировать свою работу,
* умение пользоваться простейшими инструментами,
* знание видов и свойства природных материалов,
* знание основных приемов работы с различными материалами,
* овладение приемами изготовления несложных поделок,
* расширение кругозора в области биологии, истории, изобразительного искусства, литературы.
Учебно - тематический план.
1 класс 1й год обучения
№
Наименование разделов
Количество часов
всего
теория
практич.
1
2
3
4
5
6
7
8
Оригами
Работа с берестой
Аппликация из бумаги
Работа с природным материалом
Квиллинг
Различные техники рисования
Работа с отбросовым материалом
Работа с пластилином
20
4
8
10
4
8
10
4
2
1
1
1
1
2
1
1
18
3
7
9
3
6
9
3
всего:
68
10
58
Тематическое содержание программы
1 класс
№
Раздел. Тема.
Содержание занятия
теория
практич
всего
1
2
3
4
1
2
1
2
3
4
1
2
3
4
1
1
2
3
4
5
1
2
3
4
1
2
Оригами (20 ч)
Цветы
Пасхальное яйцо.
Ёлочка.
Лебедь
Работа с берестой (4 часа)
Аппликация «Зимняя сказка».
Аппликация «Цветы»
Работа с бумагой (8 часов)
«Домашние животные»
Изготовление новогодних украшений.
Рваная аппликация.
Изготовление открыток.
Работа с природным материалом. (10 ч.)
Платок для мамы.
«Лесовичок»
Картина из листьев.
«Берег реки Иньва»
Дубас. Панно из семян.
Квиллинг.(4 часа)
Составление букетов.
Различные техники рисования (8 часов).
Рисование пальчиком.
Серотом чышкот.
Рисование ватными палочками
Рисование тряпочкой.
Набрызг.
Изготовление рисунков к конкурсам.
Работа с отбросовым материалом.(10 ч)
Клоун (фантики)
Закладка (фотопленка).
Папье - Маше.
«Посуда»
Домовёнок.
Работа с пластилином. (4 часа)
Мы рисуем зиму.
Декоративное рисование.
Заинтересовать детей этим видом моделирования (показ готовых работ)
Познакомить детей с Пасхой, традициями и обрядами наших предков. Научить складывать яйцо.
Подготовка материала для работы. Технологическая последовательность изготовления изделия.
Какие бывают лебеди и как их выполняют?
Техника безопасности. Заготовка бересты. Инструменты и приспособления.
Научить изготовлять цветы и составлять из них композиции.
Подготовка материала. Технологическая последовательность изготовления.
Разновидности украшений. Способы их изготовления.
Использование нетрадиционных способов аппликаций
Познакомить с разновидностями открыток.
Технология изготовления панно. Расположение элементов на листе.
Научить детей видеть в природном материале - животное.
Научить составлять рисунок из листьев.
Учить подбирать семена по цвету.
Научить изготовлять цветы и составлять из них букет.
Познакомить с различными техниками рисования.
Уметь подбирать цвет.
Правильно подбирать рельеф.
Научить оформлять работу в паспорту
Научить отбросовый материал превращать в полезную вещь.
Умение пользоваться пластилином, смешивать цвета.
1
1
1
1
1
1
2
1
1
3
6
3
1
2
1
2
1
2
3
2
2
2
3
1
1
2
2
2
2
2
3
2
1
4
7
3
6
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
4
1
1
2
2
2
3
2
2
3
3
1
Учебно - тематический план.
2 класс 2й год обучения
№
Наименование разделов
Количество часов
всего
теория
практич.
1
2
3
4
5
6
7
8
Работа с перьями
Работа с берестой
Кошки (различные техники вып.)
Работа с природным материалом
Квиллинг
Различные техники рисования
Работа с отбросовым материалом
Работа с пластилином
2
4
20
10
4
8
10
4
1
5
1
1
2
1
1
2
3
15
9
3
6
9
3
Всего:
62
12
50
Тематическое содержание программы
2 класса
№
Раздел. Тема.
Содержание занятия
теория
практич
всего
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
1
Работа с пластилином (4 часа)
Ёжик
Аквариум с рыбками
Работа с перьями(2 часа)
Гусь
Кошки (10 часов)
Кошки из тампонов и проволоки
Аппликация из нитки «Котик»
Ночная охотница
Аппликация из рельефной бумаги
Рисование ватой
Коллаж из различных материалов
Оригами
Симметричное силуэтное вырезание
Аппликация из ткани
Кошки из пластилина
Квиллинг (4 часа)
Составление цветов
Работа с отбросовым материалом (10 часов)
Клоун (из пластилина)
Закладка из фотопленки
Декупаж
Составление открытки в технике аппликации.
Различные техники рисования (10часов)
Рисование пальчиками
Рисование ватой
Рисование пластилином
Рисование красками
Изготовление открыток.
Работа с природным материалом. (6 ч.)
Панно из семян растений.
Фигуры из шишек
Работа с берестой (4 часа)
Ободок на голову
Заинтересовать детей этим видом работы (показ готовых работ)
Научить изготовлять гуся при помощи перьев
Подготовка материала. Технологическая последовательность изготовления.
Разновидности украшений. Способы их изготовления.
Использование нетрадиционных способов аппликаций
Познакомить с разновидностями кошек.
Технология изготовления панно. Расположение элементов на листе.
Научить детей видеть красоту в ненужных вещах.
Научить составлять закладку из отбросового материала.
Учить подбирать семена по цвету.
Научить изготовлять цветы и составлять из них букет.
Познакомить с различными техниками рисования.
Уметь подбирать цвет.
Правильно подбирать рельеф.
Научить оформлять работу в рамку (паспорту)
Научить природный материал превращать в полезную вещь.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
1
1
3
2
2
2
2
4
1
4
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
4
2
2
2
2
4
2
4
4
·15