Программа дополнительного образования детского творческого объединения вокальный кружок «Веселые нотки»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР
______________
«___» ___________2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
_____________
«___» _________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Учитель : .
Учебный год: 2016 -2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа вокальной студии «Весёлые нотки» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование).
Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: В. Попов, Л. М. Абелян, Е. Я. Гембицкая «Хор», «Учите детей петь» М., «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е. В. Жарова и другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие - очень углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств.
Данная образовательная программа включает в себя отдельные элементы творческого опыта педагогов, работающих в сфере детского ансамблево-хорового исполнительства – Г. А. Струве, В. В. Емельянова.
В рамках общешкольной программы проводится диагностика потребностей детей. В результате анкетирования, наблюдения на уроках музыки, искусства выделилась группа учащихся разного возраста, желающих заниматься вокалом. Это послужило отправной точкой для разработки данной программы.
Приоритетной целью реализации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Это отвечает задачам концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Задача учителя музыки – воспитание души. Очень важно учить школьников ориентироваться в мире музыки, прививать им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, учить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейских понятиях и стать личными для каждого школьника. Но в рамках одного урока музыки этого достичь сложно. Поэтому одним из ресурсов реализации раздела «Внеурочная деятельность» в направлении художественного творчества является программа вокальной студии «Весёлые нотки», в которой могут заниматься учащиеся 1-9 классов в возрасте от 7 до 15лет. При этом дети не только разного возраста, но и имеющие разные стартовые способности.
Актуальность данной программы в том, что она позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство», кроме того программа нацелена на реализацию задач духовно-нравственного воспитания школьников. Данная программа разработана для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться передавать голосом внутреннее эмоциональное состояние.
Пение - одна из самых активных и доступных форм коллективного музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, пение в хоре или ансамбле несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал.
Принципы реализации программы:
В основу методики проведения занятий по эстрадному вокалу положены следующие специфические и общепедагогические принципы организации вокальной работы и отбора музыкального материала:
Принцип создания педагогических условий для самонастройки голоса на правильное певческое звукообразование.
Принцип опоры на синтез речевой и певческой деятельности.
Принцип приобщения детей к певческому искусству других жанровых направлений: через эстрадный жанр – к образцам народной и классической музыки.
Принцип сознательности и творческой активности обучающихся.
Принцип использования игровой деятельности в процессе обучения.
Принцип накопления слуховых впечатлений юного вокалиста и опыта концертной деятельности.
Принцип последовательности в творческой деятельности, который реализуется при подборе песенного репертуара в отношении расширения звуковысотного диапазона, что традиционно используется при обучении пению в русской вокальной школе для развития детского голоса и слуха.
Принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся.
Особенность данной программы в том, что она предусматривает:
Отсутствие первоначального теста (прослушивания) при наборе учащихся в объединение.
Программа включает раздел «Музыкальная грамота».
Программа носит интегративный характер, включая также и пластические движения, соответствующие характеру и смыслу произведений. Танцевальные движения пробуждают в ребенке социальные, творческие, эмоциональные, интеллектуальные и др. способности, которые готовят его к жизненным требованиям, в том числе школьным, и не утрачивают ценности всю жизнь.
Цель реализации программы: развитие творческих способностей детей, воспитание самостоятельной творческой личности, обогащение и расширение опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся через систему специальных знаний, умений и навыков.
Задачи:
Учебные:
-научить слушать, видеть, понимать, и анализировать произведения искусства (научно-познавательные, регулятивные УУД);
-научить приёмам исполнительского мастерства (научно-познавательные УУД);
-научить правильно использовать специальные термины, формулировать определения понятий, используемых в произведениях музыкального искусства (научно-познавательные УУД).
Воспитательные:
-развивать потребность в систематическом коллективном музицировании (личностные, коммуникативные УУД);
-формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира (личностные УУД);
-формировать умение оценивать результаты индивидуальной и коллективной деятельности (регулятивные, коммуникативные УУД);
-прививать навыки здорового образа жизни (личностные УУД).
Творческие:
-развивать умение осознанно использовать средства вокальной культуры для решения творческой задачи (регулятивные УУД);
-развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности (личностные УУД).
Сроки и формы реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество детей – до 15 человек в группе.
Продолжительность занятий – 2 ч. в неделю.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: отчетные концерты, праздничные концерты, конкурсные выступления.
Основной формой занятий является общая репетиция, где строится работа над основными компонентами ансамблевого звучания, эмоционально-художественным образом и формой произведения.
Другие формы организации занятий:
- постановка танцевальных движений;
- генеральный прогон, как отдельных произведений, так и всей программы в концертном исполнении;
- запись произведений или всей программы с последующим прослушиванием и обсуждением вместе с участниками вокального коллектива;
- прослушивание разучиваемых произведений в записи других исполнителей, внесение коррективов в интерпретацию по инициативе как педагога, так и учащихся.
Методы и формы занятий:
Вокальная педагогика является частью общей педагогики, поэтому для реализации программы используются современные методы и формы обучения:
-личностно-ориентированная технология;
-метод развивающего обучения.
Формы и режим занятий.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами, а также техника безопасности при занятии вокалом.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный.
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Требования к репертуару.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа составляется с учётом восприятия её слушателями. Она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – все это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство ответственности, а также гордости за себя и коллектив.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Мониторинг реализации программы и критерии оценки эффективности:
Систематический контроль за эффективностью музыкально-педагогического процесса со стороны учителя, методы самоконтроля со стороны обучающегося: наблюдение, концерты, конкурсы, фестивали, индивидуальные прослушивания, опросы, индивидуальный контроль, а также самонаблюдение и самооценка проводятся 2 раза в год.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Планируемый результат.
В конце года обучения
учащиеся знают:
- о своих голосовых возможностях, о специфике эстрадного пения, об основных правилах поведения на занятиях и о самодисциплине;
- изучаемый музыкальный материал - мелодию и текст песни, авторов;
-познакомятся с основной вокальной терминологией, устройством и работой голосового аппарата.
-владеют начальными знаниями о различиях в качестве звучания певческого голоса при правильном и неправильном пении.
учащиеся умеют:
- чисто интонировать мелодию;
- сочетать пение с элементами сценического движения;
- обращаться с микрофоном на простейшем уровне;
- приобщатся к здоровому образу жизни.
- научатся петь в ансамбле, не бояться сцены во время концертных выступлений;
- приобретут способность чувствовать, понимать и любить музыку;
- освоят навыки поведения и общения в социуме.
Содержание образовательной программы
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Тематическое планирование для младшего и старшего ансамбля одинаковое, за малым исключением, (в учебно-тематическом плане, ориентированном на средний и старший ансамбли упразднена тема «Познавательные музыкальные игры»).
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов, музыкальная грамота.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио и т.д.), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата.
1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянный контроль за ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль над звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и a cappella.
Упражнения первого уровня - формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над особенностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
3.3. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного, эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни
Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также собственное сольное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
Тема VI. Итоговое занятие. Теория: проверка теоретических знаний по пройденным темам посредством фронтального опроса. Практика: сдача песенного репертуара.
Тема VII. Творческий отчет. Репетиционная работа на сцене, подготовка концертных номеров. Подготовка концертно-игровой программы. Выступление для родителей. Отслеживание практических умений и навыков.
Тема VIII. Концертная деятельность. Выступление ансамбля, солистов и группы (дуэт, трио).
Тема IХ. Участие в культурно-массовых мероприятиях: участие в выездных концертах и концертах по соц. заказу.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, допустимы некоторые изменения в содержании тематического планирования.
Выбор репертуара.
За учебный год учащиеся освоят примерно 6-9 произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках дополнительного образования. Возможно варьирование репертуара по усмотрению педагога, с учетом интереса учащихся.
Учебно-тематический план
№ Разделы, название темы Часы Дата
I. Пение как вид музыкальной деятельности. 1 Понятие о сольном и ансамблевом пении.
Р.Паулс «Кашалот» 5 2 Диагностика. Прослушивание детских голосов.
Р.Паулс «Золотая свадьба» 4 3 Строение голосового аппарата.
Р.Паулс «Золотая свадьба» 4 4 Правила охраны детского голоса.
Р.Паулс «Кашалот» 2 5 Вокально-певческая установка.
Певзнер «Оранжевая песенка»
Разучивание песни «Бабушка» 4 6 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Певзнер « Оранжевая песенка», «Бабушка» 4 II. Формирование детского голоса. 1 Звукообразование.
В.Костин «Ковбои», «О бабушке» Тюльканов 5 2 Певческое дыхание.
Разучивание Е. Кравченко, Ю. Мазан «Радуга» 4 3 Дикция и артикуляция.
Разучивание «Любимая школа» Асеева 6 4 Речевые игры и упражнения.
«Классная компания» С.Ранда
4 5 Вокальные упражнения.
«Классная компания» С.Ранда 4 III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. 1 Народная песня.
«Пойду ль я, выйду ль я да», «Барыня», «Со вьюном я хожу», «Во кузнице» 6 2 Произведения русских композиторов- классиков.
П.И.Чайковский, М.И.Глинка «Камаринская»
4 4 Произведения современных отечественных композиторов.
«Кап-кап капельки», «Веснянка», «День Победы» 5 5 Сольное пение.
«Кап-кап капельки» А Зацепин
Работа над исполнительским мастерством 3 IV. Игровая деятельность, театрализация. V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры 1 Прослушивание вокальных произведений русских и зарубежных композиторов: Варлаамов, Глинка, Чайковский, Булахов, Шуберт, Мендельсон и др.
4 VI. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. 1 Путь к успеху. 3 2 Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. 1 VII. Концертно-исполнительская деятельность 1 Репетиции 2 2 Выступления, концерты. 1 Итого 75
Рекомендуемый репертуар
Р. Паулс «Кашалот»
Р. Паулс «Золотая свадьба»
Певзнер «Оранжевая песенка»
В. Костин «Ковбои»
А. Варламов «Мама»
Песни композиторов: Гладков, Шаинский, Чичков и др.
Народные песни
Кроме того, в конце года обучения:
Дети получат возможность для саморазвития музыкального слуха, чувства ритма, певческого голоса, музыкальной памяти; для дальнейшего раскрытия индивидуальных творческих способностей.
Дети разовьют деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Аудио и CD – записи детских песен, фонограммы минус;
- Фото и видеоматериалы концертных выступлений;
- Книги, методические пособия, журналы по профилю программы;
- Опорные конспекты по темам образовательной программы:
«Строение голосового аппарата»;
«Ансамбль. Мелодический и гармонический строй»;
«Направления эстрадной музыки».
Условия реализации программы:
Для работы с вокальным коллективом необходимо иметь:
- просторный класс,
- музыкальный инструмент фортепиано или синтезатор;
- музыкальная аппаратура для воспроизведения СD дисков в формате МP3, микрофоны;
- компьютер, медиапроектор или DVD плейер для просмотра видеозаписей концертов;
- сцена для отработки навыков сценического мастерства;
- зеркальная стена для самоконтроля учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ по вокалу Для педагога
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.
Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие обучающихся в процессе обучения пению (1-2кл.). / Под ред. Л.В.Занкова. – М.: АПН РСФСР, 1961.
Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1977.
Вопросы возрастной физиологии ребенка. / Сб. статей под ред. Л.А.Орбели. – М., АПН РСФСР, 1955.
Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.
Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.
Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ по вокалу Для обучающихся
Полякова О.И Лунная сказка. [Звукозапись] / Детский эстрадный коллектив Глобус Московского городского дворца детского и юношеского творчества. Для средних школьников (11-15 лет). – М. Весть-ТДА, 2000. - 1 мк.
Полякова О.И. Золотая сказка. [Звукозапись] / Ольга Полякова; исп.: Детский эстрадный коллектив Глобус Московского городского дворца детского и юношеского творчества. Для младших школьников. М. ВЕСТЪТДА. 2003.- 1 мк.
Полякова О.И. Караоке для детей. Глобус. Новые песни О.Поляковой. [Звукозапись] / Ольга Полякова; исп.: Детский эстрадный коллектив Глобус Московского городского дворца детского и юношеского творчества. – М. ВЕСТЪТДА. 2006 – 1CD
Полякова О.И. Караоке для детей. Зимние сны. Новые песни О.Поляковой. [Звукозапись] / Ольга Полякова; исп.: Детский эстрадный коллектив Глобус Московского городского дворца детского и юношеского творчества. – М. ВЕСТЪТДА. 2006 – 1CD
Полякова О.И. Конфеты. [Звукозапись] / Ольга Полякова; исп.: Детский эстрадный коллектив Глобус Московского городского дворца детского и юношеского творчества. Для младших школьников. – М. Весть-ТДА 2001. - 1 мк.
Полякова О.И. Пойте с нами. Моя Москва. Новые песни О.Поляковой. [Звукозапись] / Ольга Полякова; исп.: Детский эстрадный коллектив Глобус Московского городского дворца детского и юношеского творчества. – М. ВЕСТЪТДА. 2008 – 1CD