Образовательный проект выполненный с использованием технологии «casebook» — Книга про молоко
Проект casebook «Книга про молоко»
Введение.
Реализация ФГОС НОО ориентирована на совершенствование организации и содержания развивающего и проблемного обучения. Цель развивающего и проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность и познакомить учащихся с методами научного исследования с последующим применением знаний на практике. Одним из таких методов является метод проектов. Проект и исследование по теме проекта тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Поэтому при изучении важности молока и молочных продуктов в жизни человека, мы подготовили и реализовали проект «Книга про молоко» в форме проекта «casebook». Образовательный потенциал данного метода высок из-за творческо-исследовательского характера приобретения знаний детей в первом классе. Casebook – это книга, в которой собрана разная информация об одном предмете или явлении. Информация по изучаемой теме представлена в виде рисунков, вкладышей, цифровых носителей (дисков), и организована с помощью множества карманов. В casebook используются разные способы оформления и изготовления страниц (объемно, с тайниками, карманами), из разных материалов (картон, пластик, бархатная бумага, ткань, ленты, фольга, нитки и т.д).Этапы реализации проекта - кейсбук «Книга про молоко»
I этап: выбор и осознание темы проекта. Подготовительный этап «погружения» в проблему. В рамках реализации физкультурно – оздоровительного направления «Растишка», который имеет раздел «Вкусные и полезные продукты» дети изучают тему - «Молоко – вкусный и полезный продукт». Выбор индивидуальной темы – страницы, для создания коллективной работы – книги.
II этап: Создание и реализация плана действий по проекту. Обсуждение и запись плана для каждого ученика. Так же задание получает и учитель: организовать представление новой книги, созданной учениками 1 «А» класса.
III этап: Сбор и обработка информации. Особенностью детей первого класса в первом полугодия является то, что дети еще не читают и не пишут самостоятельно. Поэтому помощь в сборе и обработке информации оказывают учитель и родители. Учитель помогает решить трудности (отсутствие интернета, рассматривание эскизов, выборка текста и иллюстраций и т.д.)
IV этап: Подготовка к защите проекта.
V этап: Презентация проекта - учебное занятие, где дети защищают проект при коллективном создании кейс-бука «Книга про молоко».
VI этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Паспорт проекта
Название проекта: «Книга про молоко».
Руководитель проекта: Шайхутдинова А.М.
Учебный предмет, в рамках которого проводится проект: окружающий мир.
Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: рисование, чтение, информатика, математика.
Состав учащихся: 1 «А» класс МБОУ «СОШ № 17».
Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.
Основные вопросы проекта:
Для чего человеку молочные продукты?
Откуда молоко на нашем столе?
Какие вкусные и полезные молочные продукты есть на столе?
Цели проекта:
общая цель: развитие исследовательской деятельности детей первого класса, на примере создания casebook «Книга про молоко».
поставленные перед учащимися: осознать значение молока в жизни человека; изучить историю использования молока человеком; подобрать фотографии, видео, тексты для создания кейс-бука «Книга про молоко» (презентацию, защита страниц книги).
Педагогические цели: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся; привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта, формировать навыки сотрудничества; активизировать навыки эмоционального общения в детском коллективе. Заинтересовать детей и родителей пользой молочной продукции.
Задачи проекта:
Формировать навыки сотрудничества.
Обучить способам сбора и первичной обработки информации по определенной теме.
Формировать умение планировать свою работу над проектом.
Развивать речь через использование выразительных средств языка и формировать навыки устной презентации.
Прививать интерес к истории по теме.
Расширить представления детей о молоке: его пользе для здоровья человека, его истории, способах получения и переработки.
Формировать здоровый образ жизни и навыки здорового питания.
Оборудование для презентации проекта: ноутбук, проектор.
Информационные источники для реализации проекта: книги о молоке, сайты производителей молока в Республике Удмуртии, Интернет – ресурсы по теме.
Демонстрационный материал: презентация
Раздаточный материал: индивидуальные задания на листах, головные повязки для сценки.
Технологическая карта.
ТЕМА: «Книга про молоко» ТИП: урок - исследование
Цель: развитие исследовательской деятельности детей первого класса, на примере создания casebook «Книга про молоко».
Задачи:
Формировать навыки сотрудничества;
Обучить способам сбора и первичной обработки информации по определенной теме.
Формировать умение планировать свою работу над проектом;
Развивать речь через использование выразительных средств языка и формировать навыки устной презентации;
Прививать интерес к истории по теме.
Расширить представления детей о молоке: его пользе для здоровья человека, его истории, способах получения и переработки.
Формировать здоровый образ жизни и навыки здорового питания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
▪ Ориентироваться в понятиях и терминах: домашнее животное, молоко и молочные продукты ферма, завод
▪ находить информацию по теме исследования: задачи, поговорки, загадки, исторические факты
▪ Рассказывать о своей теме с опорой на собственные представления,
▪ Соблюдать правила устной презентации МетапредметныеРегулятивные:
планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Познавательные:
общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель;
предметные – понимать, что такое «домашнее животное», уметь цветом и формой выразить мыль и основную идею.
логические – посторенние цепочки в производстве молока, решение задач, понимание пословиц и поговорок, представление об истории приручения домашних животных рассмотренную на ленте времени.
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество - рассказывать о теме своего исследования с опорой презентационные материалы и собственные представления. Личностные:
самоопределение – принимать и осваивать социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознавать значение учебной деятельности и личностный смысл учения.
Ресурсы урока:
Учебник «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, тема «Кто такие звери?»; Интернет источники, детская литература (см. список литературы)Предварительная работа:
В рамках реализации физкультурно – оздоровительного направления «Растишка», в разделе «Разговор о правильном питании» по теме «Полезные продукты» перед детьми ставятся вопросы «Молоко полезное и вкусное?», «А как оно попадает к нам на стол?», «Что можно приготовить из молока?». Тему исследования дети выбирают по лепесткам, на которых написано задание для исследования. Перед детьми ставится задача – найти по выбранной теме материал и оформить его в виде рисунков, фотографий, подписей на картонном шаблоне «корова». Детям предлагается собрать из страниц книгу о молоке и узнать, какой путь оно проходит прежде, чем попадает нам на стол.
Постраничные темы исследования:
Досье. Краткая информация о корове.
Немного истории: каким образом молоко появилось в рационе человека.
Литературная страничка: стихи, пословицы, поговорки о молоке и молочных продуктах.
Медицинская страничка: польза молока и молочных продуктов для человека.
Кулинарная страничка: рецепты блюд из молока.
Современные молочные продукты: этапы изготовления.
Наше расследование: как получить творог в домашних условиях?
Математическая страничка: ребусы, кроссворды, загадки, задачи
Страничка для любознательных: а знаете ли вы…
Срок для оформления страниц – 1 неделя.
Проект заканчивается уроком, на котором дети презентуют результаты своего исследования.
Ход урока.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Сядьте тихо,
Спинки прямо.
Повторяйте все за мной! (игровое упражнение на координацию движений: на счет раз - одна ладошка в кулачке, вторая – развернута, на счет два, положение рук меняется. Усложнение – ускорение темпа). Скажите, пожалуйста, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Мы узнали, кто такие звери. А так же то, что звери кормят своих детенышей молоком. Как называются животные, которые кормят молоком своих малышей? Млекопитающие.
С одним млекопитающим животным мы сегодня познакомимся поближе. О ком идет речь, вы узнаете из загадки.
Стоит копна
Посреди двора:
Спереди вилы
Сзади метла.
Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее – ...корова.
Правильно корова. Корова сегодня наша главная героиня. Каждый из нас, к этому уроку, провел целое исследование по своей теме. О результатах исследования мы расскажем друг другу. Выступать будем по очереди. Очередь определяется по страницам, которые вы выбрали на прошлой недели. Из этих страниц у нас получится книга про то, как молоко от коровы попадает к нам на стол.
Страница номер 1. (слайд № 1) Досье.
В своем исследовании я собрала информацию о том, что:
Корова: парнокопытное, рогатое, домашнее животное.
Характер: покладистый.
Особенности: ест траву, имеет рога и копыта, дает молоко.
Любит: сочную траву летом, особенно клевер. И сухое сено зимой.
Место проживания: может жить на ферме или в частной усадьбе, в специально построенном доме – коровнике.
Замечена в сказках: Крошечка – хаврошечка, «Трое из Простоквашино», «Как старик корову продавал».
Первая страница нашей книги «От коровы до стола» готова. Есть ли у вас вопросы?
Продолжаем. Корова - это домашнее животное. Человек приручил корову очень давно. Как корова стала домашним животным, расскажет Гоша.
Защита страницы № 2. (слайд № 2).
Молоко коровы спасало человека от голода. И поэтому про молоко, про корову – кормилицу народ придумал много пословиц, поговорок, песенок. Об этом нам расскажет Полина.
Защита страницы № 3. (слайд № 3).
Если вспомнить все пословицы и поговорки, стихи и сказки то, что можно сказать о молоке? Молоко полезное. И если пить молоко и есть молочные продукты, будешь сильным и здоровым. О том, чем полезно молоко расскажет Лева. Защита страницы № 4. (слайд № 4)
Молоко – это такой продукт, который быстро портится. И люди научились готовить из молока разные вкусности впрок, значит про запас. О том, что можно сделать из молока, расскажет Никита. Защита страницы № 5. (слайд № 5)
Сыр, масло, творог, сметана, йогурт и многие другие молочные продукты сейчас можно купить в магазине. Но чтобы попасть в магазин, молоко проходит долгий путь. Об этом нам расскажет Сережа. Защита страницы № 6. (слайд № 6).
Итак, молоко проходит долгий путь. Ребята приготовили сценку «От коровы до стола» (атрибуты: головные повязки с картинкой - героем).
Сценка «От коровы до стола».
Трава
Я сочная травка
Расту на лугу
Тут ходят коровушки
Му – му - му - му!
Корова
Я сочную травку сегодня всю съем
А вечером дам молока литров семь!
Фермер
Корова моя молодец! Хоть куда!
Дою молоко, аж устала рука!
Шофер
У фермера я молоко заберу
И на завод поскорей отвезу!
Завод
Молоко мы собираем
Кипятим его, мешаем
Варим сыр, снежок, творог
Чтобы каждый кушать мог!
Магазин
В магазине дел немало
Нужно вовремя успеть
Положить сыры, сметану
Йогурт, масло и снежок
Сливки нежные, айрану
Молоко и творожок
В холодильник!!!
Мама
В магазин я спешу
Для детей своих куплю
Свежие, полезные,
Вкусные и нежные,
Самые нужные
Молочные продукты!
Вместе
Пейте дети молоко
Будете здоровы!
Итак, молоко получают от коровы. Его собирают на молочном заводе, обрабатывают и готовят разные вкусные продукты. Посмотрите, как это происходит (фильм или он-лайн трансляция из производственного цеха «Село зеленое»)
Ну как вам, производство молока!? Большие чаны и трубы, все металлическое, огромное и молоко здесь перерабатывают в большом количестве. Но оказывается некоторые продукты из молока можно изготовить дома. О своем эксперименте расскажет Кирилл. Защита страницы № 7 (слайд № 7).
Посмотрите, у нас уже получилась целая книга. И для вас я приготовила сюрприз. Последнюю страницу мы создадим прямо сейчас – вместе. И страница эта математическая: для любознательных, умных и находчивых.
т в о ро г
про м в у
ры л рв а
б с и т па
о к о л о м
Первое задание. На доске есть слова их нужно спрятать в клетках так, чтобы с первого раза нельзя было заметить. Например, слово молоко, сыр, творог – спрятаны вот тут.
А вы в свои квадраты, можете спрятать любое слово и в любом направлении: сверху вниз, справа – налево. Главное не пропускать буквы.
Поместим наши задачи в кармашек.
Второе задание – лабиринт. Создай лабиринт, по которому корова может пройти к стогу сена.
Третье задание. Нарисуйте примеры по теме молоко.
Посмотрите, какая книга у нас получилась. И называется она «Книга про молоко». А что от коровы к столу к нам приходит? Правильно, молоко вкусное и полезное.
Для чего человеку молочные продукты?
Откуда молоко на нашем столе?
Какие вкусные и полезные молочные продукты есть на столе?
Скажите, понравился ли Вам урок?
Что нового вы узнали?
Чему научились?
И мне понравились ваши проекты.
Список литературы:
Метод проектов. http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements&CODE=about
Новикова Е.Б. Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы //Управление начальной школой. – 2010, № 3.
Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе. http://bio.1september.ru/article.php?ID=200501404Калашник Т.А. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться. http://festival.1september.ru/articles/505343/Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. – Москва: Генезис, 1998.
Хирьянова И.С. Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе //Начальная школа плюс До и После. – 2009, № 1.
Чечина Е.С. Метод проектов во внеклассной работе. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6575/Itemid,6/ Чечина Е.С. Отчего мы иногда болеем. http://www.openclass.ru/lessons/142928Яннова И.Г. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских. http://festival.1september.ru/articles/512814/ Комос групп - http://www.komos.ru/
Источники изображения:
Корова http://2.bp.blogspot.com/-ioYQ06a935E/U5BezXK7EcI/AAAAAAAAAcA/5LS--AklC-E/s1600/корова.pngЦветик – семицветик http://metodcenter.novotec.ru/photo/azbuka.pngТрава http://www.villaresidenceandrea.com/wp-content/uploads/2015/01/White_Flowers_Grass_and_Ladybugs_PNG_Clipart_Picture.pngФермер http://censuri.net/images/Nov/18/3e728c42cc406d4509296b94eb5a44e0/2.jpgШофер http://forums.drom.ru/attachment.php?attachmentid=965153&stc=1&thumb=1&d=1321195223Молокозавод http://www.e-reading.club/illustrations/43/43160-any2fbimgloader10.pngПродавец http://svitppt.com.ua/images/8/7559/960/img14.jpgСтог сена https://openclipart.org/image/2400px/svg_to_png/6173/mcol-haystack.pngКнига http://boombob.ru/img/picture/May/20/78f821c8221e3dafe7ee7e4c55272e16/4.jpgЗнак медицины http://49822.biz/images/55db39dfd06ec.jpgЗнак еды http://netnado.ru/1-eda-nujna-dlya-jizni/10976_html_7249d9be.pngСледопыт http://rutlib.com/book/7894/p/i_002.pngЗнак математики http://2.bp.blogspot.com/-OZjKpllSjdw/VQkms8it-lI/AAAAAAAAGCE/fbUdCmBWpD8/s1600/математически%2Bзнаци.pngМудрая сова http://fs00.infourok.ru/images/doc/104/123533/hello_html_6d3ac7f4.pngКартинка Топтыжки https://vk.com/moytoptyzhka?z=photo-72508225_359437521%2Falbum-72508225_0%2FrevКартинка йогурта с Топтыжкой http://www.komos.ru/production/toptyzhka/Источники аудио и видеофайлов:
Откуда берется молоко? http://www.youtube.com/watch?v=yVLYceX29Hc