Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Тема урока: Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Цель: познакомить с новой темой «Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса».
Задачи:
Образовательная: дать представление о заповедниках и заказниках лесной зоны; показать уникальность данной природной зоны, создать целостную картину данной природной зоны; прививать интерес к изучению природы страны через уроки географии;
Развивающая: развивать логическое мышление через анализ своей деятельности; вербальную и образную память через восстановление в памяти ранее изученного материала о природных зонах России, устную связную речь через составление характеристики природной зоны; грамотное применение географических терминов; продолжить обучение грамотному чтению карты природных зон;
Коррекционная: развитие умения устанавливать простейшие взаимосвязи между природными особенностями и своеобразием животного и растительного мира, корригирование долговременной наглядно-образной памяти, устойчивости внимания, развитие связной устной речи, обогащение словарного запаса обучающихся.
Воспитательная: развитие интереса к предмету, формирование эстетических чувств, воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний
(комбинированный).
Оборудование: учебники, атласы, карточки, тетради.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся систематизируют и обобщают знания о лесной зоне России.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент:
- К нам на урок сегодня пришли гости, посмотрите на них, передайте с помощью улыбки свое настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
II. Актуализация опорных знаний.
Речевая разминка: назовите и покажите все природные зоны России.
(зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степная зона, зона пустынь и полупустынь).
Б) Фронтальный опрос:
- Найдите и покажите на физической карте России Дальний Восток.
- Покажите крупные города Дальнего Востока.
- Почему большинство населения живет на юге района?
- Назови ведущие отрасли промышленности и с/х Дальнего Востока.
В) Работа по карточкам
III. Постановка цели и задач урока.
– Послушайте стихотворение.
Взгляни вокруг! В неброской красоте
Увидишь мир таинственный, чудесный.
Там стрекоза на золотом цветке
Сверкнет крылом, а ты услышишь песню.
Прислушайся! В ней сотни голосов:
Клик журавля и жаворонка лепет.
И так понятна бесполезность слов.
И так силен в груди сердечный трепет.
Земля родная! Русская земля!
Пусть заповедный край не тронут годы.
И человек, живое все любя,
Не потревожит хрупкий мир природы.
- Тема урока «Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса». Сегодня мы познакомимся с заповедниками и заказниками, узнаем какие животные и растения обитают в них.
IV. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
- Лес - это природное богатство. Охрана леса является частью более общей задачи охраны природы в целом. И только в наших руках правильное использование леса, его восстановление, так как лес является источником материальных благ без которых человек не мог бы существовать.
Хозяйственная деятельность человека оказывает губительное влияние на лес. В результате чего исчезли леса во многих регионах России. Например, в Воронежской и других областях, это привело к обмелению Волги, Днепра, Дона и их притоков, многих мелких рек, образованию оврагов, усилению засух.
На грани исчезновения оказались очень многие животные - обитатели леса: зубр, соболь, лось, бобр, некоторые птицы. Реже стали встречаться тигры, благородные олени. Заметно уменьшилось число белок, куниц, горностаев, зайцев и многих других животных.
В России вырубка лесов происходит по специальному плану. На месте вырубленных деревьев высаживают молодые деревца. Ведется так же борьба с пожарами и болезнями. Сейчас в деревообрабатывающей промышленности налаживается безотходное производство. Из стружки, опилок, коры делают мебель, из хвои делают витаминную муку на корм скоту.
Мы с вами, ребята, знаем, что в лесу нельзя разводить костры. Если начинается лесной пожар, то его будет очень трудно затушить. Во время пожара от огня погибнут не только деревья, но и животные, и птицы.
В нашей стране ведется огромная работа по сохранению лесных ресурсов. С этой целью созданы заповедники, заказники, национальные парки.
Словарная работа.
Заповедник
В 1916 году в России был образован первый государственный заповедник – Баргузинский. Хотя особо охраняемые природные территории испокон веков были на Руси - заповедные рощи, культовые места, просто заказники для князей, царей, знати для охоты. Но первый заповедник государственного масштаба был создан именно 11 января 1916 года. Его целью стало сохранение популяции соболя.
Заказник – это охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды.
Заповедники расположены во всех природных зонах нашей страны: и на равнинах и в горных районах. Всего около 100 заповедников и 33 национальных парка.
На территории России 101заповедник, 68заказников.
В рязанской области находится Окский заповедник , название получил от реки Оки, близ которой он расположен. Здесь обитают редкие виды животных и птиц: выхухоль, черный аист, серый журавль.
В лесной зоне нашей страны есть и другие заповедники. Там изучают, охраняют и разводят редкие и исчезающие виды растений и животных. Например, только на Дальнем Востоке можно увидеть женьшень, дальневосточную квакшу, голубую сороку, амурский бархат.
В Приокско - Террасном и Мордовском заповедниках обитают выхухоль, пятнистый олень, зубр.
В некоторых заповедниках под охраной находятся не только животные, но и растения, полезные ископаемые, почвы. Например, в Ильменском минералогическом заповеднике под охрану взяты недра, почва, реки, озера, растения и животные. Здесь обнаружено более 200 минералов. Здесь обитают лисы, барсуки, дятлы, синицы и другие животные и птицы.
Особое внимание я хочу уделить Сихотэ – Алинскому заповеднику. В тайге обитает тигр, харза, енотовидная собака, кабарга, барсук.
Прогулка по Сихотэ-Алинскому заповеднику.(уссурийский тигр, харза ,енотовидная собака, кабарга, барсук) Рассказ ребят.
Физкультминутка
Заповедник «Брянский лес»
Кроме заповедников и заказников в России создаются национальные парки. Там, в отличии от заповедников, можно гулять и отдыхать. Отдыхающие должны соблюдать определенные правила поведения в природе. Ребята, какие вы знаете правила поведения в природе? (не тревожить животных и не рвать растения, быть осторожными с огнем, не мусорить)
На территории России 35 национальных парков.
Один из таких национальных парков - Лосиный Остров, находится на территории Москвы и Подмосковья. Ребята, как вы думаете почему он так называется?
Вся красота окружающей нас природы целиком зависит от людей, и мы с вами, ребята, должны прилагать все усилия, чтобы природа родной земли была разнообразнее и богаче.
V. Закрепление изученного материала.- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Что нового вы узнали?
- На что вы обратили особое внимание?
- Какой вывод мы можем сделать?
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.
С.109-112 учебника читать.
Кроссворд
1.Участок территории, на котором законом охраняется природа в естественных условиях (заповедник). 2. Пушной зверёк, который устраивает своё жилище в дуплах деревьев (белка). 3. Ценный пушной зверь, обитающий в Баргузинском заповеднике (соболь). 4. Крупная полосатая хищная кошка, обитает в Уссурийской тайге на Дальнем Востоке (тигр). 5. Редкий зверёк с красивым мехом, похож на куницу (харза). 6. Хищное животное, похожее на крупную кошку с кисточками (рысь). 7. Самое крупное копытное лесной зоны (лось).
Здоровьесберегающие технологии для учеников 10 класса.
(Доклад)
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения: • «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Часть урока
Время
Нагрузка
Деятельность
1-й этап. Врабатывание
5 мин.
Относительно невелика
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение
2-й этап.
Максимальная работоспособность
20-25
мин.
Максимальное снижение на 15-й мин.
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом
3-й этап. Конечный порыв
10-15 мин.
Небольшое повышение работоспособности
Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденногоПсихолого-педагогические технологии здоровьесбереженияСнятие эмоционального напряжения (вхождение в урок необычным способом, например речёвка, ответы на вопросы, улыбка, передача в кругу хорошего настроения, отступления от темы позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.)Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач. Широко использую в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор.
Для подготовки к уроку пользуюсь рекомендациями, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой:
Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов.
Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:
неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;
отсутствие времени на вопросы учащихся;
необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.
Рефлексия Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия в конце урока помогает ребёнку осмыслить весь пройденный путь и в зависимости от целенаправленности учителя ученик выразит своё эмоциональное состояние, либо скажет о своей деятельности
Присутствие оздоровительных моментов: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Хотелось бы вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова» предлагаю во время физкультминутки следующее задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «дом». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права – наклон назад». Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме «Хомячок», «Елочка», «Паучок», «Веселые матрешки» и другие. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки
Существуем несколько видов физминуток, я же в своей работе чаще применяю следующие:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
упражнения, корректирующие осанку;
При проведении физкультминуток я учитываю следующие требования:
физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки, является 15-я – 20-я минута урока;
в первом классе рекомендуется проводить по две физкультминутки на каждом уроке; во 2-4-х классах – по одной физкультминутке начиная со 2-го или 3-го урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса;
длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 мин;
физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления при обеспечении позитивного эмоционального настроя, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата;
комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность;каждая физкультминутка включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз (за такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей);предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц; при подборе физкультминуток под стихотворные тексты к конкретному уроку следует обратить внимание на следующее;важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой занятия, его программной задачей;преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
текст произносится учителем или воспроизводится в записи, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание;
Упражнения для кистей рук
Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегаюгцих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Учителя специальной-оррекционной) школы - интерната VIII вида используют на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий.