Урок по географии на тему Заповедники и заказники
Урок по географии «Охрана природы и охраняемые территории» 7 класс
Цель урока: способствовать экологическому воспитанию учащихся при изучении охраняемых территорий, необходимости их рационального использования.
Задачи урока:
Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях России.
Формировать представления о заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы.
Развивать навыки самостоятельной и групповой работы с источниками географической информации, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих товарищей, отбирать главную информацию.
Cоздать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, умения устанавливать простейшие взаимосвязи между своеобразием растительного и животного мира и охраны природы;
Cоздать условия для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять растительный и животный мир.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции при помощи учителя выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формировать умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать.
Личностные УУД: Способствовать экологическому воспитанию, развивать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей, способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.
Технологическая карта урока
Этап урока Содержание учебного материала.
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся Формирование УУД
I этап. Организационный момент.
Цель:
1) мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Физкультминутка
Закрепление материала
Подведение итогов
Домашнее задание
Рефлексия
Сегодня я хочу начать урок следующими словами Виктора Бокова: (слайд 1)
Откуда начинается Россия?С Курил, Камчатки, с Командор?О чем грустят глаза ее степные.Над камышами всех ее озер?Россия начинается с пристрастья.К труду, терпению, к правде, доброте.Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!Она горит и светит в темноте.Отсюда все дела ее большие,Ее неповторимая судьба.И если ты причастен к ней -Россия не с гор берет начало, а с тебя!
Что произойдет, если исчезнут леса? (Будет меньше кислорода на Земле. Исчезнут многочисленные виды растений, животных. Уменьшится плодородие почв, так как из-за отсутствия деревьев усилятся ветры, которые снесут верхний плодородный слой земли, обмелеют реки.)Учитель обобщает высказывания детей и вместе с учащимися формулируют тему урока: «Охрана природы и охраняемые территории» (слайд 2)
Из последующего рассказа педагога и показа презентации (слайды 3-24) ученики узнают, что национальные парки, заповедники, заказники — это охраняемые природные территории (природные памятники), которых, поданным ООН, в мире насчитывается около полутора тысяч. Первые же сведения об охране природы на Руси относятся к XI столетию. Владимир Мономах сделал запретными пространства, где охотились на зверей князья, и стали они называться зверинцами.Заповедники — это охраняемая территория, где запрещена всякая хозяйственная деятельность и ведутся научные исследования по охране природы.
Заказники — охраняемые природные территории, на которых в течение ряда лет сохраняются отдельные виды животных и растений, а остальные виды природного богатства используются ограниченно. Национальные парки — территории с определенной структурой управления отдыхом людей и природопользованием, на которых охраняются ландшафты и уникальные природные объекты.
Делается вывод: чтобы сохранить природу, нужно знать и выполнять определенные правила поведения.
Физкультминутка: слушаем и отгадываем голоса животных. Звучат голоса медведя, белки, лисы , волка и птиц: дятла и кукушки.
Дальше класс разбивается на 2 группы, при помощи учебника разбираем правила поведения в природе. Затем каждой группе предлагается обсудить различные ситуации, которые могут возникнуть на природе с учащимися. Выдается задание на карточках. (см. приложение).
Учитель обобщает высказывания учащихся, сообщает, что брошенная в землю бумага пролежит в ней более 2 лет, консервная банка — более 30, полиэтиленовый пакет — 200, а стекло — 1 000 лет.
Просмотрим, как усвоили основные правила поведения в природе и выясним в процессе теста, кем является человек для природы.
Тест
Захочешь развести в лесу костер, найди старое кострище (ДА)
Для костра наломай веток с ближайших деревьев (НЕТ)
Гулять в лесу лучше по тропинкам (ДА)
Если хочешь сделать девушке приятное, собери букет из лесных цветов (НЕТ)
Шум – враг лесным жителям (ДА)
Редкие растения и животных охранять нет смысла, веди они все равно вымрут (НЕТ)
В местах, где живут редкие растения и животные, можно создать заповедник (ДА)
Не сомневалась я, что все у нас получится.Все знают, как природу охранять,И кто особенно старался,В журнал получит «хорошо» и «пять».И в заключение хочу сказать,Что лучше географии предмета не сыскать.Мир географии огромен,Стремитесь вы его познать. (Выставление оценок)
Подготовить рассказ о заповеднике или национальном парке на выбор.
сегодня я узнал
было интересно…
было трудно…
я научился…
у меня получилось …
я попробую…
урок дал мне для жизни… Приветствуют учителя,
Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.
Слушают стихотворение.
Учащиеся рассуждают и под руководством учителя формулируют тему урока.
Записывают тему в тетрадь.
Смотрят презентацию, участвуют в обсуждении, Записывают походу обсуждения основные термины, находят на карте атласа в приложении к учебнику заповедники, национальные парки, которые упоминаются в рассказе.
Делают вывод
Работа с учебником, обсуждение в группах.
Дается задание на карточках. Ребята обсуждают в группах и высказывают свое мнение
Работают с тестом Коммуникативные УУД
Личностные УУД
установка на экологическое воспитание
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД
Формирование целостной картины мира
Личностные УУД
Формировать умение способности к саморазвитию.
Познавательные УУД
Извлечение необходимой информации.
Коммуникативные (умение, слушать собеседника, выражать свои мысли)
Рефлексивные умения:
умение отвечать на вопрос
Приложение:
Задания на карточках:
1. Дети вышли на поляну.
Вот и кострище, — сказал Алик. — Здесь и разведем костер.
Нет, костер разведем вон под тем деревом, — возразили девочки, — там уютнее.
Мальчики пошли туда, куда показали девочки, и стали выкапывать яму, далеко отбрасывая землю... (Если нельзя обойтись без костра, используют старое кострище, чтобы не наносить земле новый ожог. Если кострища нет, место для него готовят подальше от деревьев: аккуратно подрезают и складывают дерн, чтобы потом положить его назад.)Мальчики шли по лесу. Неожиданно перед ними появилась белка. Один из ребят изловчился и накрыл ее шапкой: "Теперь моя будешь", — довольно сказал мальчик. (Диких животных и их детенышей нельзя уносить из природной среды. Многие из них не выживают в неволе, а взращенные в домашних условиях, они никогда не смогут приспособиться к жизни в природе.)Мальчики пробирались сквозь заросли водных растений сначала по илистому дну реки, потом вплавь, чтобы сорвать и подарить девочкам белоснежные кувшинки. (Кувшинки срывать нельзя даже из самых лучших побуждений. Они охраняются законом и занесены в Красную книгу
Ребята вырыли под кустом яму и сбросили туда пакеты, банки и иной мусор, накопившийся на поляне за день отдыха. (Природные сообщества — леса, луга, водоемы — не место для захоронения мусора. В природе нет организмов, которые бы разлагали стекло, жесть, полиэтилен, поролон, пластмассу.
Рассматриваются знаки, напоминающие, как нужно себя вести в лесу, на лугу и т. д.1. Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны2. Не трогай птичьи гнезда, не подходи к ним близкоleft03. Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле4. Не лови диких животных и не уноси их домойleft05. Не убивай лягушек, жаб, змей, они полезны6. Не руби деревьяleft07. Не ломай ветки деревьев8. Не повреждай кору деревьевleft09. Не повреждай ягодные кустарники и не вырывай их с корнем10. Не рви цветы в природе, для букетов их выращивают специальноleft011. Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу12. Старайся ходить по тропам тихо и осторожноleft013. Не шуми14. не жги кострыleft015. Не бери собаку в лес и парк весной и в начале лета, когда размножаются животные1left06. Не оставляй после себя мусор17. Не бросай мусор в водоемы18. Не уничтожай птиц19. Не оставляй надписи на природных объектахleft0left0