Конспект урока по окружающему миру Заповедники родного края.
Программа ПНШ
2 класс
Тема: Заповедники родного края.
Обобщение по теме «Человек и животные».
Цель урока: продолжать знакомить обучающихся с заповедными зонами России; узнать о природных парках своего родного края; способствовать формированию экологического сознания, желания беречь родную природу; обобщить знания о диких и домашних животных.
Образовательные задачи:
- сформировать представление о заповедных зонах родного края.
Развивающие задачи:
-формировать умение высказывать своё мнение, суждение по результатам наблюдений;
-развивать умения и способности работать самостоятельно;
-прививать интерес к изучаемому предмету;
-расширять кругозор учащихся о родной природе, о заповедных местах родного края.
Воспитательные задачи:
-воспитывать бережное отношение и любовь к природе, к родному краю.
Оборудование: учебник 2 класс «Окружающий мир», ИКТ, презентация на тему: «Берегите природу», тест
Ход урока
1.Организационный момент
Я желаю вам хорошего настроения и успехов!
2.Постановка проблемы
Учитель читает стихотворение
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал.
Зажал под мышкой ветви,
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий.
Отбросил куст и, как медведь,
Пошёл себе довольный,
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
Что же было образовано в разных уголках мира для сохранения лесов, водоёмов, животного мира? В разных уголках мира образованы заповедники, национальные парки.
Сейчас нам придётся немного поразмыслить.
-Как вы понимаете значение слова «заповедник» (значение этого слова в словаре С.И.Ожегова)
Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.
Как вы уже, наверное, догадались, мы сегодня будем говорить о заповедниках.
В нашей стране созданы заповедники во всех зонах.
А есть ли заповедники в нашей области?
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Давайте определим тему нашего урока. «Заповедники Волгоградской области »
Какая же цель нашего урока, для чего нам нужна эта тема?
- узнать о заповедных местах нашего края; - бережно относится ко всем растениями и животным
- Что нельзя делать в заповеднике?
- А что можно?
- Да, действительно, заповедник - это территория, закрытая для туризма, охоты, рыбалки и любой хозяйственной деятельности, здесь нельзя собирать грибы, ягоды. Здесь постоянно работают научные сотрудники, которые наблюдают за растениями и животными, изучают их.
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»
Значит под таким девизом мы и будем работать сегодня.
4. Рассказ учителя и показ презентации о заповедниках нашей области.
1.Государственное учреждение природный парк «Цимлянские пески» образован 4 июня 2003 году с целью сохранения природного комплекса Цимлянских песков. Парк расположен в Чернышковском районе Волгоградской области.
В парке представлены практически все типы растений и животных, характерные для песчаных почв юга России.
Видовой состав растительного мира парка насчитывает 247 видов высших сосудистых растений. В нем преобладают естественные леса из берёзы, осины, тополя, ракитника русского. Значительную площадь занимают искусственные посадки сосны обыкновенной и акации. Встречаются дубы. Есть лугово-болотные растения с тростником, осокой болотной и узколистной, вейником обыкновенным, ситником головчатым.
Вдоль побережья водохранилища полоса тополевых лесов .Среди кустарников наиболее часты шиповник, боярышник, золотистая смородина.
На территории выявлено 50 видов млекопитающих, включая охраняемые виды из Красной книги Волгоградской области; 4 вида земноводных; 10 видов пресмыкающихся,143 вида птиц, из них каждый седьмой относится к категории редких, угрожаемых или исчезающих.
2.Природный парк «Нижнехопёрский» — природный парк, расположенный на северо-западе Волгоградской области.
Создан в 2002 году.На территории Нижнехопёрского природного парка расположены 19 особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения.
Среди растений парка выделяют находящихся под угрозой исчезновения видов. В пределах парка встречается множество растений (пион тонколистный, фиалка удивительная, водяной орех чилим, триния Китайбеля, василек восточный и др.), занесённых в Красную книгу России иВолгоградской области[1].
Богат разнообразием и животный мир парка. Интерес представляют 3 вида летучих мышей, немало в парке и грызунов, таких как суслики,садовая соня, 4 вида мышовок. Хищники представлены енотовидной собакой, лисицами, волком. Водятся: выхухоль, ласка, норка, барсук, степной хорек,куница, кабан, косуля, лось и олень3.Донско́й — природный парк (особо охраняемая природная территория) регионального значения, комплексного профиля, расположенный в Иловлинском районе Волгоградской области.[1] Создан в 2001 году.
Природный парк «Донской» — это уникальная территория, сочетающая разнообразие и контрастность природных условий с богатым наследием материальной и духовной культуры народов, издавна населявших эти земли. Главная достопримечательность парка — река Дон, одна из крупнейших рек Европы. Кроме неё на территории парка расположено большое число других водоёмов: река Иловля, пруды, озера, старицы, многочисленные родники. Удивительное сочетание огромных меловых гор, с массивами ковыльных степей, заливных лугов, лесов.
Природный парк «Донской» служит сохранностью многих редких видов растений и животных, занесенных в национальную и региональные Красные Книги. На территории регулярно обитает значительное число особей целого ряда видов птиц, находящихся под глобальной угрозой исчезновения, а также тех, которые могут в будущем попасть в эту категорию: змееяд, орёл-могильник, орлан-белохвост, филин, стрепет, степной орёл и т. д.
Это район с уникальной самобытной культурой казачества. Здесь сохранены традиционные поселения казаков, хутора и станицы, во многих из которых сохранился уклад жизни донских казаков. Благодаря неповторимому сочетанию различных факторов, богатой истории территория парка служит прекрасным местом для отдыха.
Это не все природные парки нашей области, но о других мы будем узнавать на занятиях по внеурочной деятельности.
Физминутка
Выросли деревья в поле.Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)Каждое старается,К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)Вот подул веселый ветер,Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)Вправо-влево, взад-вперед –Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)Он их вертит, он их крутит.Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)Ветер стих. Взошла луна.Наступила тишина. (Дети садятся за парты)
5.Работа в группах
Тест «Дикие и домашние животные. Человек»
1 вариант
Проставь варианты ответа, в конце поставьте оценку в группе
Животные сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, строят жилища, заботятся о потомстве называются …
а) домашние б) дикие в) комнатные
Животные, которые питаются только другими животными, называются:
а) травоядные б) хищные в) всеядные
3. Подчеркни названия зимующих в наших местах птиц:
воробей, грач, синица, лебедь, ласточка, цапля
Укажите группу, в которой перечислены только млекопитающие:
1. шимпанзе, собака, лошадь
2. кошка, курица, жираф
3 бабочка, стрекоза, муравей
4. черепаха, крокодил, осьминог
Животные – это:
1)звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;
2)птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;
3)птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.
6. Для чего нужна Красная книга?
1)информирует
2)призывает изучать
3)предупреждает
4)советует
7. Сколько заповедников в России:
1) 10
2) Более 100
3) 540
Тест «Дикие и домашние животные. Человек»
2 вариант
Проставь варианты ответа, в конце поставьте оценку в группе
1. Животные – жизнь, которых полностью зависит от человека, называются…
а) домашние б) дикие в) комнатные
2.Животные, поедающие и растения, и других животных:
а) травоядные б) хищные в) всеядные
3.Животные – это:
звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;
птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;
птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.
4.Подчеркни названия домашних птиц:
курица, журавль, лебедь, утка, ворона, индюк, голубь
5.Укажи группу, в которой перечислены только домашние животные
1. оса, волк, бобёр, заяц
2. коза, индюк, лисица, шакал
3 овца, корова, курица, собака
4. слон, кролик, жираф, пчела
6.Для чего нужна Красная книга?
1)информирует
2)призывает изучать
3)предупреждает
4)советует
7. Сколько заповедников в России:
1) 10
2) Более 100
3) 540
Проверка работ в группах
Игра «Верно. Неверно»
Разорять гнезда птиц и жилища животных и прикасаться к ним!
Ловить и уничтожать насекомых.
Вырубать деревья.
Ловить и уносить домой здоровых птенцов птиц и детенышей животных.
Зимой делай кормушки для птиц и животных!
8. Этап подведения итогов занятия
9.Этап применения знаний и способов действий
Для чего нам нужно знать о животных и растениях нашего края?
10.Этап информации о домашнем задании. У нас на доске есть замечательные ромашки, вы сегодня сами можете выбрать себе задание -возьмите любой понравившийся лепесток
Творческая работа - подумайте и нарисуйте запрещающие знаки.
1 группа - « Не рвать цветы»
2 группа – «Не разорять птичьи гнёзда»
3 группа – «Не брать из леса животных и их детенышей»
4 группа – «Не вытаптывать траву»
11.Рефлексия деятельности.
К.Паустовский сказал: «Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования»
Как вы понимаете это высказывание.
(Ученица: На это высказывание можно ответить словами замечательного поэта Евгения Евтушенко.)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!!!
Учитель:
…Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги её напропалую
Нас мало, а она – одна!