Красная книга Тюменской области



План-конспект
Для проведения занятия по воспитательной работе с кадетами 6 «Б»
Тема: «Красная книга Тюменской области» часть мировой экологии.
Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование экологической культуры кадет.
Задачи:
Формирование бережного отношения к природе Повторение и обобщение знаний о Красной книге, своем крае и редких животных и растениях. Повторить правила поведения в природе. Формирование умения устанавливать взаимосвязи жизни растений, животных и человека. Познакомить с понятиями заповедник, заказник. Познакомить с некоторыми редкими животными своего края. Воспитывать бережное отношение к природе.
Время:
Место: учебный корпус
Форма мероприятия: презентация, с рассказом
Воспитатель:
Сценарий занятия
Слайд 1
Что такое Красная книга? Почему она красная? Для чего она нужна?
Сообщения:
1
Слайд 2 Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено более 200 видов животных. По 1 виду в год. И всё потому, что человек не зная, а, попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешивается в неё.
Кто-то скажет: «Ну подумаешь, исчезнут какие-то животные. Обойдёмся и без них». Нет! Не обойдёмся. И если люди будут по частям уничтожать природу, то погибнут сами. Ведь человек является частью природы.
2
Слайд 3 Поняв это, люди во всём мире стали объединяться, чтобы вместе охранять природу. В 1948 году учёные всего мира создали Международный союз охрана природы. Слайд 4 Эмблемой МСОП стала большая панда.
По заданию этого союза зоологи, биологи, экологи стали изучать каким животным и растениям планеты надо помочь. Затем эти списки издали в виде книги. Так появилась Красная книга.
В нашей стране такая книга впервые появилась в 1978 году.
3
Красный цвет – сигнал опасности. Внимание! Не губите растения, не убивайте животных. Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, не губите их, помогите им!
Поэтому и решили назвать эту книгу Красной. Красная книга – не закон об охране природы, а лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
В красной книге есть классификация растений и животных.
Слайд 5
1 группа Исчезающие виды.
Это быстро сокращающиеся виды животных или растений, которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны.
2 группа Сокращающиеся.
Эти виды встречаются в количествах достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается.
3 группа Редкие.
Эти виды не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко, на ограниченных территориях, поэтому могут вскоре исчезнуть.
4 группа Неопределенные.
Это малоизвестные виды животных, возможно, они находятся под угрозой, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить, к какой группе они относятся.
5 группа Восстанавливающиеся.
Это растения и животные, которых удалось спасти. Учеными были приняты меры по охране животных, в результате их численность стала возрастать.
4
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
5
Красная книга, Красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига.
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно
Красная книга, Красная книга!
Слайд 6
Догадайтесь, что за пятна на карте синего и оранжевого цветов?
(Это специальные места, где специально охраняют растения и животных, это заказники и заповедники)
Слайд 7
7
Заповедник – это территория навечно изъятая из хозяйственной деятельности человека, где под охраной находится весь природный комплекс.
8
Заказник- охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды и разрешена деятельность, не влияющая на охраняемые объекты.
Такие места есть на всей территории Земли и в нашей стране их немало. В Тюменской области тоже есть такие места, например:
Слайды 8-13
Верхне-Тазовский заповедник, Гыданский заповедник, Заповедник Малая Сосьва, Юганский заповедник, Белоозеровский заказник, Тюменский заказник. Кто живет там? (редкие звери, птицы насекомые, растения и т.д.)
Давайте составим по картинкам памятку как нужно вести себя в природе.
Памятка Слайд 14
Не вырывайте растения с корнем
Не уничтожай несъедобные грибы
Не ломайте ветки деревьев и кустарников
Не разжигай костёр без взрослых
Не оставляй мусор в лесу
Не шумите в лесу
Не ловите бабочек и стрекоз

Молодцы, теперь вы можете увидеть моих животных, но будьте осторожны – все они занесены в красную книгу Тюменской области. Что это значит? И еще вы должны их узнать по описанию.
Описания на слайдах (названий животных нет)
Слайд 15
(Северный олень ) Туловище удлиненное, ноги сравнительно короткие. Рога имеются как у самцов, так и у самок. Поверхность рогов гладкая, надглазничные отростки лопатообразно уплощены Копыта средних пальцев большие и плоские. Окраска меха бурая летом, более светлая к зиме. Остевые волосы полые внутри.
Слайд 16
(Тундряной лебедь)Вес до 7,8 кг. Очень походит на кликуна, но меньших размеров. Взрослые самцы и самки летом и зимой чисто-белые. Клюв черный, на его боках от глаза до ноздрей находится желтое пятно, лапы черные, глаза бурые [6—8].
Слайд 17
(Обыкновенный ёж)
Зверек с массивным телом, крупной заостряющейся вперед головой, короткими ногами и небольшим хвостом. Верхняя сторона тела покрыта твердыми короткими иглами, нижняя — редким и жестким волосяным покровом.
Слайд 18
(Сибирский осетр)
Удлиненное веретенообразное тело, голова сверху покрыта костяными щитками. Рыло удлиненное, сверху умеренно закругленное. Рот на нижней стороне головы. В спинном плавнике обычно 42—43 ветвистых луча.. Верхняя лопасть хвостового плавника загнута вверх.
Слайд 19
(Фламинго)
Крупная птица весом до 4 кг, на длинных ногах, с очень длинной шеей, с большим коленообразным изогнутым книзу клювом. Оперение самцов и самок белое, с более или менее интенсивным розовым налетом, маховые — черные. У молодых птиц окраска сероватая Голос — негромкий гогот.
Слайд 20
(Морской заяц)
Крупный представитель семейства. Туловище массивное, ласты и голова кажутся относительно маленькими. Морда вытянута, шея укорочена. Окраска спины однотонная, буровато-серая, постепенно переходящая в светло-серую на брюхе. Вдоль спины часто проходит неясная темная полоса
Слайд 21
(Уж обыкновенный)
Длина тела до 120 см (чаще 85— 90 см). Сверху серого, оливково-серого или почти черного цвета. Характерно наличие по бокам головы двух крупных беловатых, желтых или ярко-оранжевых пятен. Нижняя сторона матово-белая
Слайд 22
(Стрекоза решетчатая)
Крупная и яркая с оригинальной окраской: у самца брюшко однотонное, беловато-голубое, с возрастом такой же цвет приобретает и грудь, крылья становятся прозрачнее; у самки брюшко — желто-коричневое, с боковыми желтыми пятнами.
Слайд 23
(Коровка 12-пятнистая)
Сравнительно крупная. Надкрылья красновато-коричневые или красно-розовые, с 12 черными большими округлыми пятнами. Иногда отдельные пятна могут исчезать. Переднеспинка красновато-коричневая, с двумя крупными черными пятнами [
Слайд 24
(Травяная лягушка)
Длина тела до 90—100 мм. Морда закруглена. Общий фон окраски спины обычно коричневато-бурый. В большинстве случаев на спине присутствуют пятна или мелкий крап. Брюхо, как правило, зеленовато-желтое, реже грязно-белое, с большим количеством серых пятен или мраморными разводами. Характерный крик — низкое урчание.
Слайд 25
(Кудрявый пеликан)
Крупная птица весом до 13 кг, белая снизу и слегка сероватая сверху. Перья головы, затылка и шеи курчавые и удлиненные. На «лице» самцов и самок кожа лишена перьев и имеет серый цвет. Большой клюв с крючком на конце имеет под нижней челюстью большой кожистый мешок оранжево-желтого цвета.
Слайд 26
(Белый медведь)
Вес 800—1000 кг. Тело массивное, покрыто густой и теплой белой, желтеющей к старости, шерстью. Голова небольшая, уплощенная. Подошвы лап покрыты шерстью.
Вывод: Все эти животные проживают на территории нашего края, и занесены в красную книгу тюменской области, кроме них там еще множество животных и растений. Это значит, что очень многие ждут от нас доброго отношения и защиты.
Молодцы! Теперь я вижу, что вы никогда не обидите того, что вас окружает! Но я хочу вас еще раз проверить: я придумал стихотворение о природе, но как всегда, устроила для вас ловушку. Предлагаю вам вставить подходящие слова вместо пропусков.
Как только я цветок встречаю, “Сорви!” – ко мне цветок взывает. Лишь подхожу я к деревцу, “Сломай!” – склоняется к лицу. А на гнезде увижу птицу, “Сгони!” – вспорхнуть она стремится. Убей!” – лягушка из болота. “Замучь!” – кузнечик из осота... Нет, что-то стих идёт не тот... Прочту стихи наоборот! Как только я цветок встречаю, (например: “Люби!”) – ко мне цветок взывает. Лишь подхожу я к деревцу, (например:“Погладь!”) – склоняется к лицу. А на гнезде увижу птицу, например:“Привет!”) – пропеть она стремится. (например:“Присядь!” )– лягушка из болота.(например:“Побудь!” )– кузнечик из осота... О, как прекрасен мир вокруг! Иду домой, как добрый друг!
Вывод: Молодцы, ребята, вы доказали, что вы очень умные и любите свою природу.
Слайд 35
9
Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни
Слайд 36
Рефлексия учебной деятельности
Итак, наше путешествие на сегодня закончено, пора нам возвращаться, надо ответить на новые вопросы:
Я сегодня впервые узнал …………………………………………
Мне бы еще хотелось узнать …………………………………………
Занятие заставило меня задуматься……………………………….
(дети отвечают)
Вот мы и дома.
Люблю мой край.
Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее,
Солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождём и сеном пахнет лето,
Зовёт прохладою река…
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнёю манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
Лес весной шумит,
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.