Конспект урока по окружающему мируна тему Красная книга Тюменской области ( 2 класс )


Аннотация проекта: Проект "Красная книга, или Возьмем под защиту" продолжает проектную деятельность, начатую в 1 классе по программе окружающего мира и призван создать условия для воспитания бережного отношения к природе родного края и для продолжения развития навыков коммуникации. В ходе выполнения проекта дети будут учиться распределять обязанности при работе в паре, извлекать нужную информацию из различных источников, готовить рисунки и фотографии, создавать страницу на растение и животное из Красной книги своего региона по шаблону и под руководством учителя, презентовать созданные страницы, оценивать свои достижения в проекте.
Зарядка для глаз
Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
СТОЛЬКО РЕДКИХ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ, ЧТОБЫ ВЫЖИЛ ПРОСТОР МНОГОЛИКИЙРАДИ СВЕТА ГРЯДУЩИХ ЗАРНИЦ. ЧТОБ ПУСТЫНИ НАГРЯНУТЬ НЕ СМЕЛИ ЧТОБЫ ДУШИ НЕ СТАЛИ ПУСТЫ, ОХРАНЯЮТСЯ ЗВЕРИ, ОХРАНЯЮТСЯ ЗМЕИ, ОХРАНЯЮТСЯ ДАЖЕ ЦВЕТЫ. “КРАСНАЯ КНИГА” –  КРАСНАЯ!ЗНАЧИТ, ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ!
- О чём говорится в стих? (КРАСНАЯ КНИГА слайд)
- Что вы узнали на прошлом уроке о Красной книге?
(В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут). – В 1949 году при международном союзе охраны природы (МСОП) во Франции была создана комиссия по редким видам. Учёные посчитали, что за последние 200 лет полностью уничтожено более 200 видов животных. Это по 1 виду в год. Главным автором Красной книги стал английский орнитолог и художник-анималист Питер Скотт.
В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. 
Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в 2 томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, где обитает, по каким причинам исчезает. И главное – что надо сделать, чтобы его уберечь от вымирания.
- Почему эта книга имеет Красный цвет?
– Правильно, красный сигнал светофора, предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда”.
Как устроена Красная книга?
Для удобства пользования, страницы у книги цветные:
на чёрных листах – списки тех животных, кого мы уже ни когда не увидим, кто уже вымер;
на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения;
на желтых — уязвимые виды;
на белых — сведения о редких видах,
на серых — сведения о мало изученных и редких видах; на зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. 
- Проверим, как вы запомнили животных и растения Красной книги.
Разгадав кроссворд, вы прочитаете ключевое слово.
Кроссворд «Животные и растения Красной книги»
По картинкам и определениям
- панда
- зубр
- морж (атлантический)
- женьшень
- стерх (белый журавль)
- лотос
- Прочитайте ключевое слово - проект
- Что такое проект?
проект – результат какой-либо особой деятельности-проектирования.
проект – это то, что получится у ребенка после того, как он серьёзно поработает над своей темой, то есть это его идеи, мысли, замыслы.
- Определите тему нашего занятия. (Проект «Красная книга Тюменской области» - малая).
- А какие цели перед вами стоят сегодня? (Мы должны отчитаться о проделанной работе за неделю и продолжить работу над проектом.)
- На прошлом уроке была выдвинута идея: - узнать из разных источников информации о Красной книге Тюменской области?
Карта Тюменской области на доске
Мы разделились на 3 группы:
1 группа: Поисковая
Задача: Историю создания Красной книги Тюменской области?
2 группа: Ботаники
Задача: Найти информацию о растениях, занесенных в Красную книгу Тюменской области?
3 группа: Зоологи:
Задача: Найти информацию о животных, занесенных в Красную книгу Тюменской области?
Слово предоставляется 1 группе
Перед нами стояла задача: найти информацию о Красной книге Тюменской области.
Мы обратились в школьную библиотеку (фото)
Воспользовались интернетом.
Вот что мы узнали…
Красная книга Тюменской области была учреждена постановлением администрации в апреле 1999 года. Каждые 15 лет список её обновляется и редактируется. Всего в Красную книгу Тюменской области занесены 711 видов животных, растений, лишайников и грибов. Она имеет свою структуру. Мы узнали, что 4 вида птиц, вероятно, исчезли на территории Тюменской области
2 вида птиц были восстановлены. Их удалось спасти.
В список редких видов вошли:
22 вида млекопитающих
68 видов птиц
2 вида земноводных
2 вида рыб
57 видов растений
2 вида плаунообразных2 вида грибов
В 2010 был разработан сайт "Красная книга Тюменской области" коллективом института занимающимся созданием информационных технологий в области охраны окружающей среды..
Основой содержания данного сайта послужила первая, изданная в Тюменской области "Красная книга",
- Сегодня на уроке мы создадим малую книгу Тюменской области. Пожалуйста, посмотрите на макет Красной книги, страницы в ней пока пустые, наши исследовательские группы помогут нам в заполнении.
НА ЗЕМЛЕ ИСЧЕЗАЮТ ЦВЕТЫ,
С КАЖДЫМ ГОДОМ ЗАМЕТНЕЕ ЭТО.
МЕНЬШЕ РАДОСТИ И КРАСОТЫ
ОСТАВЛЯЕТ НАМ КАЖДОЕ ЛЕТО.
- О чём говорится в стих.?
- Слово предоставляется группе № 2 Ботаники
- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Если мы не будем охранять растения, то карта нашей области будет выглядеть вот так. Изучив разные источники: энциклопедии, интернет, побывав на сайте «Красная книга Тюменской области». Мы узнали, что в нашем крае есть растения, о которых мы должны позаботиться.
(выступление учащихся)
Ирис сибирский
Башмачок крапчатый
Лилия кудреватая (саранка)
Адонис весенний
Пострел желтеющий (подснежник)
- Хорошо, молодцы! Вкладывайте ваши работы в раздел «Растения»
- Работа в тетради???
- Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы не брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения.
- Слово предоставляется группе № 3 Зоологи
- Тема нашего исследования «Животные Красной книги Тюменской области». Изучив разные источники информации, мы составили список с фотографиями животных, которые нуждаются в нашей защите. Он получился у нас очень большой. Мы расскажем только о некоторых.
(в виде живой газеты - маски)
Заяц русак
Бобёр обыкновенный (под угрозой)
Лебедь шипун (восстановленный вид)
Сибирский осётр
Ушастая сова (с жалобой)
«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я беду принесу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я за одно, только лето уничтожаю 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна»
- Хорошо, молодцы! Вкладывайте ваши работы в раздел «Животные»
- Работа в тетради???
Вашему вниманию я хочу представить книгу Юрия Дмитриева «Твоя Красная книга». В ней рассказывается не только почему необходимо беречь определённые растения и животных, но и как их охранять.
Книги из серии «Они должны жить» о бабочках и млекопитающих.
Детский экологический журнал «Свирель», в котором тоже рассказывается о редких животных и растениях.
-Посмотрите, у нас с вами получилась малая Красная книга Тюменской области. В неё вошли ваши страницы, но, к сожалению, мы не смогли всех ребят послушать. Я решила вам сделать подарок из ваших сообщений и фотографий, которые вы принесли, у нас получился фильм. Давайте его посмотрим.
Красную Книгу называют Документом совести человека. Как вы думаете, почему?
– Как вы думаете, охранять надо только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу?
– А что вы можете сделать для охраны природы? У вас на партах разложены правила для друзей природы. Просмотрите их. Соедините экологические знаки и правила.
Правила друзей природы:
Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Не повреждай кору деревьев.
Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
Береги лягушек, жаб, головастиков.
Не лови диких животных и не уноси их домой.
Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.
Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.
Не шуми в лесу.
-Посмотрите на карту Тюменской области. Догадайтесь, что за пятна на карте синего и оранжевого цвета?
(это специальные места, где охраняются растения и животные)
Заказник – это охраняемая территория, на которой под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части. Только растения или только животные.
Заповедник – это территория навечно изъята из хозяйственной деятельности человека, где под охраной находится весь природный комплекс.
Такие места есть на всей территории земли и в нашей стране их немало. В Тюменской области тоже есть такие места – Тюменский заказник (слайд)
- А теперь я предлагаю тест
Вам нужно ответить на вопросы. Выбрать вариант ответа и букву записать в таблицу.
Почему нельзя загрязнять воду?
Потому, что в ней погибают живые существа. Д
Потому, что будет некрасивый цвет. М
Есть ли в природе бесполезные и ненужные живые существа?
Да, например комар, он больно кусает. Б
Нет, в природе нет ничего бесполезного, ненужного. РПочему человеку нужно заботиться о редких животных?
Потому, что их осталось мало и они совсем могут исчезнуть. У
Потому, что их потом можно взять домой. Я
Какие животные и растения занесены в Красную книгу?
Которым, грозит полное исчезновение с лица земли. Г
1 2 3 4
Красивые. ПДРУГ
А что значит быть другом природе?
Человек должен быть настоящим другом, всего живого на свете, и только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало, и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы дело рук самого человека.
Я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.
ЛЮДИ! БЕРЕГИТЕ ЭТИ ЗЕМЛИ, ЭТИ ВОДЫ, ДАЖЕ МАЛУЮ БЫЛИНОЧКУ ЛЮБЯ. БЕРЕГИТЕ ВСЕХ ЗВЕРЕЙ ВНУТРИ ПРИРОДЫ. УБИВАЙТЕ ЛИШЬ ЗВЕРЕЙ ВНУТРИ СЕБЯ.
- Над чем вы задумались на уроке?
- Какие открытия сделали?
- Что вас удивило?
- Что дал вам урок?
Преобразить карту Тюменской области (цветы и бабочки по цветам)