Музыкальный образ в произведениях Франца Шуберта.

Тема: Музыкальный образ в произведениях Франца Шуберта
Цель : расширить знания о творчестве Франца Шуберта; познакомить с балладой «Лесной царь»; активизировать творческий потенциал, формировать эмоциональное восприятие музыкального образа.
Задачи урока: дополнить знания о жизненном и творческом пути композитора; познакомить с вокальным жанром-балладой; ролевое чтение баллады «Лесной царь»; сделать анализ баллады; закрепить пройденный материал; прогулка по картинной галерее; сравнение живописных полотен с образом «Лесного царя»;провести рефлексию, подвести итоги урока.
Вид урока: урок повторения и закрепления новых знаний (урок-беседа).
Тип урока: углубление знаний.


ХОД УРОКА

1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие
2.Актуализация знаний.
Учитель: Начинаем урок музыкального искусства. Дети, скажите пожалуйста, под музыку какого композитора вы зашли в класс?
Дети: Звучала музыка Франца Шуберта. (Слайд1)
Учитель: Действительно, звучала музыка Франца Шуберта- Баркарола.
3. Темы и цель урока.
Учитель: Сегодня урок мы посвящаем творчеству Франца Шуберта. Расширим знания о творческом и жизненном пути композитора. Познакомимся с вокальной балладой «Лесной царь».
Эпиграфом к нашему уроку станут слова российского композитора П.И.Чайковского (слайд 2).
Учитель: Дети, а какие высказывания других композиторов о творчестве Франца Шуберта вы
знаете?
Дети: Величайшим композитором-гением назвал Франца Шуберта российский композитор.
М.И.Глазунов.(Слайд 3).
Учитель: Давайте вместе вспомним, что мы знаем о композиторе Франце Шуберте!
Дети: - Гениальный австрийский композитор;
-величайший методист;
-основатель музыкального романтизма;
-основатель таких жанров как лирико-драматическая песня , симфония , фортепианная .
миниатюра.
Учитель: В чём проявлялась гениальность композитора?
Дети: Франц Шуберт сочинил 600 песен-задущевных, простых мелодий.
Учитель: Скажите, что значит фортепианные миниатюры? И какие миниатюры создал Шуберт?
Дети: фортепианные миниатюры – это небольшие произведения для фортепиано. Франц Шуберт создавал экспромты и музыкальные моменты.
Учитель : Что вам известно о композиторе?
Дети: Композитор написал вальсы, песни, сонаты, трио, квартеты, оперы, симфонии.
4.Основная часть.
Учитель: Франц Шуберт прожил очень короткую жизнь-всего 31 год и создал около 1000 произведений. Но эта короткая жизнь была интересной и разнообразной. Когда вы готовили материал о творчестве композитора, то класс объединился в три творческие группы: музыкальные знатоки, литературные знатоки, художественная группа. Сейчас слово группе музыкальных знатоков. Они перевернут интересные страницы жизни и творчества гениального композитора. (Сообщения музыкальных знатоков сопровождается показом видеофильма о жизни композитора).
Музыкальные знатоки:
1.Франц Шуберт писал много музыки. Только за 1815 год он написал 150 произведений, каждое из которых яркое, новое, не похожее на другие. Бывали дни, когда композитор записывал до 10 произведений в день.
2.Кроме музыки у Шуберта были друзья, которые не бросали композитора в тяжёлые минуты. На протяжении 4 лет он жил у разных друзей, потому что своего жилья не имел.
3.Очень скоро Франц Шуберт создал кружок, который посещали поэты, художники, учёные, музыканты. Молодые люди читали, говорили, исполняли произведения Шуберта. Эти вечера получили название «Шубертиад».
4.Благодаря друзьям музыка Шуберта постепенно завоевала Вену. Именно они знакомили с его произведения, собирали ноты, организовывали концерты в богатых домах Вены. Из-за небольших средств композитор всегда страдал от недостачи нотных листов. Друзья помогали найти их для работы композитора.
5.Я хочу рассказать одну историю из жизни Франца Шуберта (Слайд4.Портрет художника Морида Швинда) .Однажды к Шуберту пришёл друг Морид Швинд .Именно в этот день у композитора закончились нотные листы и средств на его приобретение не было. Тогда художник сел к столу и стал рисовать на чистом листе параллельные линии - нотный стан. Когда через несколько лет у художника спросили, какой из его рисунков он считает лучшим, он ответил «Нотные линии для Шуберта».
6.(Тихо звучит «Колыбельная песня» Шуберта). Во время денежной Нужды Шуберт пришёл в ресторан пообедать, но хозяин ресторана в долг кормить его больше не захотел .Тогда композитор сел за стол и стал листать журнал. Там он прочитал стихотворение, которое ему очень понравилось. Композитор сразу написал музыку к этому стихотворению. Ноты Шуберт отдал хозяину ресторана, в обмен на еду. Через 30 лет ноты ,написанные тогда ,были проданы на аукционе в Париже за 40000 франков. Это была известная «Колыбельная песня» Шуберта.
(Музыка звучит громче)
Учитель: Спасибо за информацию. Дети, к какому стилю относится творчество Франца Шуберта?
Дети До романтизма.
Учитель: А что такое романтизм?
Дети: Романтизм - художественное направление, которое возникло в начале и конце 19 столетия.
Учитель: Романтизм помещается в одно столетие. На чём романтики сосредотачивали своё внимание? Что их интересовало?
Дети: Им нравились народные легенды, пересказы, картины природы , внутренний мир человека.
Учитель: Это правда. Новые взгляды, желание отобразить эмоциональную сторону жизни человека меняет содержание произведения. Появляются новые герои. Образ какого человека мы видим в произведениях Франца Шуберта?
Дети: Образ скромного ,простого человека, часто одинокого ,с добрым сердцем. Это человек, другом которого является природа. Только природе он открывает своё сердце.
Учитель: Именно простому человеку Франц Шуберт доверял душу, но мечтал об идеальном человеке. Кто же это идеальный человек?
Дети: Это внутренне волевой человек, независимый, гордый.
Учитель: Францу Шуберту интересны фантастические образы, образы природы.
5.Изложение нового материала.
Учитель: Дети, у каждого человека есть свой любимый поэт, писатель, близкий ему по духу. Такой поэт был и у Франца Шуберта. На его тексты написано 70 песен .Это выдающийся немецкий поэт Й. Гёте (Слайд 5).Одним из таких произведений, которое написал Франц Шуберт в !8-летнем возрасте на стихи Й. Гёте есть вокальная баллада «Лесной царь».С этим произведением мы сегодня познакомимся, прослушаем ,прочитаем, проанализируем.»Лесной царь»- это драма с несколькими действующими лицами. Благодаря этому произведению Франц Шуберт стал известным композитором.(Слайд 6). «Однажды, -вспоминает Шпаун - друг композитора, -мы пришли к Шуберту, он жил тогда у своего отца .Мы застали композитора очень возбуждённым.С книгой в руке он ходил по комнате, вслух читал «Лесного царя».Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда он поднялся, чудесная баллада была готова».
Дети, с жанром баллада вы встречались на других уроках?
Дети: Мы знакомились с этим жанром на уроках литературы.
Учитель :Кто может дать определение слова «баллада»?
Дети: Баллада- это один из жанров народного творчества с элементами фантастики.
Учитель :Какие баллады вы можете назвать?(Ответы детей).Все эти баллады имеют общие признаки. Давайте назовём их!(Дети называют признаки, а учитель открывает их на доске).
1)связь реального и фантастического;
2)эмоциональность;
3)острый драматический сюжет;
4)быстрое развитие событий;
5)небольшое количество действующих лиц;
6)стихотворная форма;
7)описываются события историко-фантастического жанра.
Учитель: Баллада не оставляет нас равнодушными. Существует несколько переводов: Марины Цветаевой, Василия Жуковского ,Аполлона Григорьева, Афанасия Фета, Максима Рыльского.(Слайды-портреты).Мы познакомимся с переводом В. Жуковского. На парте у каждого лежит текст баллады. Сообщение творческой группы литературных знатоков. Они прочитают балладу по ролям. (Чтение).
Учитель: Спасибо! Молодцы! Вы внимательно слушали текст, назовите героев баллады.
Дети: Фантастические образы - царь и его дочери, реальные -отец и его маленький сын.
Учитель: Вы согласитесь со мной, что в тексте есть недосказанность. Мы не знаем точно почему умер мальчик.И трагический финал говорит о том, что не только свою жизнь нужно беречь, но и жизнь других также. Читать балладу сложно, в тексте мы чувствуем разные настроения героев. В музыке Франц Шуберт все эмоции передал музыкальными интонациями. Для каждого героя характерна своя интонация. Сейчас внимательно слушаем вокальную балладу «Лесной царь» и определяем характер интонации каждого героя. На столах лежат карточки с разными прилагательными, они и помогут в выборе интонации.(Слушанье баллады).
Учитель: Вы внимательно слушали музыку и выбрали прилагательные по характеру отвечающие музыкальным интонациям героев. давайте назовём их по очереди : автор ,отец, сын, лесной царь.
(Учащиеся дополняют ответы у доски).
Учитель: Спасибо! А какой инструмент аккомпанирует в произведении?
Дети: Звучит фортепиано.
Учитель: В аккомпанементе звучат интонации изображающие или выразительные?
Дети: Звучат изображающие интонации .Мы слышим галоп коня, стук сердца, прослеживается быстрое драматическое напряжение.
Учитель : Особенную роль в произведениях Франца Шуберта играет фортепиано, помогает выразительнее раскрыть содержание. Давайте ещё раз прослушаем фрагмент произведения и обратим внимание на ритм аккомпанемента. (Прослушивание отрывка баллады).
Учитель: Теперь я прошу класс разделиться на две группы. Первый ряд простукивает ритм аккомпанемента, а второй ряд метр в размере 4/4 в ладоши, потом поменяетесь.(Ученики выполняют ритмические упражнения).
Учитель: Молодцы! Настало время провести музыкальный анализ произведения. (Работа со схемами, написанными на доске).
Жанр - вокальная баллада;
Композитор-Франц Шуберт;
Темп - быстрый, стремительный;
Регистр - низкий и средний в аккомпанементе ,солист- высокий;
Размер-4/4
Лад-минор;
Образ - драматический;
Интонации - выразительные. Изобразительные ,контрастные;
Характеристика музыки - быстрая ,волнующая, стремительная.
Учитель: Сейчас мы отправляемся в картинную галерею .Попробуем найти в картинах образы, созвучные произведению Шуберта «Лесной царь».Проведёт экскурсию- творческая художественная группа.(В галерее дети знакомятся с картинами: М.Воробьёв «Дуб раздробленный молнией»;,К. Богачевский «Классический пейзаж»;,К .Коро «Порыв ветра»,М.Коха «Горный пейзаж»).
В галерее дети представляют свои индивидуальные рисунки . Затем класс выбирает картины созвучные образам произведения «Лесной царь».

Учитель: Дети, сравните язык трёх художественных произведений литературы, музыки, художественного искусства. Какие признаки выразительности смогли создать драматический образ?
Дети: В литературе используется слово, в живописи- цвет, ,в музыке- звуки. Все эти три вида искусства смогли создать драматический образ.
Учитель: Правильно! Мы видим в стихотворениях, в живописи, в музыке нарисованную драматическую картину, что сливается в ней сознательности в единый драматический образ, объединённый стремительным потоком не только летящего коня и движением развития чувств главных героев.
Карточки с вопросами(рефлексия)
1.Что нового вы узнали на уроке?
2.Пригодятся ли эти знания в жизни?
3.Как и где вы воспользуетесь знаниями с этого урока?
4.Какой вид деятельности на уроке вам понравился ?
5.Вы поделитесь своей информацией с друзьями, родителями ?
6.Оценивание учащихся.

15