Урок по музыке на тему Симфоническое наследие Франца Шуберта
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «НЕОКОНЧЕННАЯ СИМФОНИЯ» ШУБЕРТА НЕОКОНЧЕННОЙ?
Эпиграф: «Романтизм – это душа»В. Жуковский.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Познакомить с романтическим образом мира, проследить в музыке черты романтического героя, ответить на поставленный в теме вопрос.
2. Развивать навыки анализа музыкального произведения, продолжать работу по обогащению «музыкальной речи».
3. Вызвать интерес к творчеству композиторов-романтиков. Развивать исследовательские навыки.
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА.
Портреты композиторов-романтиков.
Выставка книг о жизни и творчестве Шуберта.
Выставка нотных изданий его произведений.
Симфония си минор Шуберта, фильм о композиторе.
Нотные хрестоматии.
НА ДОСКЕ эпиграф, тема урока.
КОНСПЕКТ УРОКА
Звучит музыка Ф. Шуберта (Аве, Мария)
Друзья, какая эта музыка по характеру? Знакома ли нам она? Определим вид и жанр музыки.
Обратим внимание на доску. Перед нами карта семантических черт. Заполним половину таблицы, выдвинем гипотезы. Предлагаю вашему вниманию фильм о композиторе. После просмотра проверим наши предположения.
Фильм о Шуберте. Какие произведения преобладают? Сколько симфоний принадлежит перу композитора? Какое название получила Восьмая симфония? Почему? Является ли «Неоконченная симфония» Шуберта неоконченной? Мнения разделились. Это и будет темой нашего урока.
Как вы понимаете слово «неоконченная»? Давайте подберём синонимы.
Симфония си минор написана в 1822 году. Она получила название «Неоконченной», так как имеет всего две части, вместо традиционных четырёх. Признана всеми истинным шедевром Шуберта. Работа с диаграммой Венна.
Прослушивание первой части симфонии.
Учитель: Что вы можете сказать о теме вступления?
Ученик: Образ вступления сумрачный, затаённый, тревожный, звучит у виолончелей и контрабасов в нижнем регистре, имеет песенный характер.
Учитель: Её заключительный мелодический оборот воспроизводит вопросительную, восклицательную, повествовательную интонацию?
Ученик.: Вопросительную.
Учитель: Тема вступления – основная мысль произведения, она проходит через всю первую часть (перед разработкой и кодой, на материале вступления развёртывается разработка и кода 1-й части). И.Фрумкин говорит о ней так: "Есть что-то тягостное и непреодолимое, как неотвязная мысль, как дурное предчувствие". Можно ли вопросительную интонацию вступления как-то обосновать? Наверно, это можно истолковать, как основной вопрос бытия: быть или не быть, в чём смысл жизни? Интересно, какой ответ даст нам музыка? Переходим к основным темам.
Ученик: Главная партия звучит у гобоя с кларнетом. Задушевная, нежная, лирическая, песенная. Побочная партия – светлая, радостная, песенно-танцевальная.
Учитель: Обе темы сопоставляются, но не сталкиваются. На чём основано развитие в разработке?
Ученик: Разработка основана на теме вступления. Звучит мощно, напряжённо, драматично.
Учитель: Резкие смены силы звука, пульсирующий фон, на гребне кульминации вступают тромбоны. В коде снова настойчиво звучит тема вступления, таким образом, последнее слово за ней. Давайте подытожим. Есть ли ответ на поставленный во вступлении вопрос? Есть ли выход из создавшейся психологической (драматической) ситуации?
Ученик: Ответа нет.
Учитель: Возможно, он будет в дальнейшем.
Звучит музыка второй части.
Ученик: В её основе две темы. 1-я тема – печальная, неторопливая, лиричная. «Лёгкое дыхание природы» - так охарактеризовала эту тему В.Галацкая (музыковед). 2-я тема – тихая, мечтательная, лирическая. Она (как и первая) песенна.
Учитель: После пережитых волнений требуется отдых. По мнению В. Брянцевой "вторая часть как бы переносит в мир поэтических грёз, завораживающих волшебных сновидений". Воплотил ли Шуберт в симфонии черты романтической личности? Какие?
Ученик: Лирический герой – тонкая, глубоко чувствующая личность…
Учитель: которая сталкивается с материальным миром. Какой же выход из создавшейся ситуации нашёл лирический герой Шуберта?
Ученик: В природе и грёзах он находит прибежище от мира зла и несчастий.
Учитель: Согласны ли вы с действиями и мыслями романтического героя?
Ученик: Не всегда.
Учитель: Есть ли во 2-й части ответ, на поставленный в начале урока вопрос?
Ученик: Да. Лирический герой симфонии нашёл свой идеал в природе…
Учитель: то есть в мире духовном. На основе нашего совместного исследования я позволю себе сделать вывод о романтическом образе мира. Главная идея искусства, в том числе и романтического – человек и мир, их отношения. В образе романтического героя предстаёт человек простой по происхождению, глубоко чувствующий жизнь, стремящийся передать полноту внутренней жизни своей личности, вплоть до тончайших, неуловимых переживаний. Не случайно возникновение в различных вариантах «звучащей биографии», своего рода симфонический, вокально-песенный или фортопианный дневник. Мир кажется романтикам двойственным: материальным, вместе с тем, одухотворённым. Материальное бытие – источник зла и несчастий, поэтому романтическая личность устремляется в мир духовный. Возникает противоречие между идеалом и действительностью. Главная тема Романтизма – романтический герой и его конфликт со средой. Прибежищем от бед цивилизации стала природа, исцеляющая мятущуюся душу человека. В связи с вышесказанным, можно ли считать симфонию неоконченной?
Ученик: (Обычно дают противоположные ответы, то есть, и да, и нет). А вы как считаете?
Учитель: На мой взгляд, романтическая картина мира в нём отражена довольно полно. Сохранились наброски 3 части, но почему-то автор их не опубликовал. Может быть, он так и задумал своё произведение, считая его самодостаточным? Шуберт не оставил нам точного ответа. А наше исследование лишь подтверждает мысль о множественности смыслов и трактовок.
Какое слово звучало сегодня чаще других? Друзья, свои впечатления оформим как синквейн. (Симфония , … симфония=музыка)
Музыка. Какая?
Что она значит в вашей жизни?(кластер)
\sИсполнение песни (И. Крутой «Музыка»).
Благодарю вас за прекрасную работу на уроке. Аплодисменты. Хочу пожелать, чтобы наша любовь к музыке была неоконченной, нет – бесконечной. До новых встреч.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран.
Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран.
Попова Т.В., Скудина Г.С. Зарубежная музыка IXX века.
Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран.