Методическая разработка на тему: Степень с рациональным показателем


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Чебаркульский профессиональный техникум»
Методическая разработка урока – КВН на тему:
«Степень с рациональным показателем»
Разработала Пуртова Т.И., преподаватель математики
2016 г.
Урок–КВН проводится как форма контроля с целью выявления подготовки учащихся к усвоению очередного нового материала и служит целям входного контроля. Сценарий для урока-КВН, разработанный и проведённый перед изучением темы «Степенная, показательная, логарифмическая функции», приведен ниже.
Сценарий для урока - КВН по теме « Степень с рациональным показателем»
Оборудование: проектор, песочные часы, цветные карточки для оценивания в личном первенстве, карточки с заданиями, таблица для выставления баллов по результатам конкурсов.
Урок начинается. Учащиеся рассаживаются за партами так, чтобы члены одной команды сидели в одном ряду: три ряда – три команды КВН. На груди у капитанов, помощников капитанов и консультантов эмблемы.
Разминка. Преподаватель после краткого вступления включает проектор и проецирует на экран задания, в которых требуется выполнить действия:
а) ; б) ; в) ;
г) ; д) ; е)

Листочки с решениями собирают консультанты (из команды соперников), быстро их просматривают и откладывают в сторону те, где есть ошибки. Количество отложенных листочков – это вычтенные баллы.
Блицтурнир (проводится в то время, пока консультанты трудятся над проверкой работ предыдущего конкурса). На экран проецируется задание, требующее найти ошибку в следующих равенствах:

Учащиеся отвечают только по желанию. Команде, от которой поступило первое указание на ошибку, присуждается 5 баллов. За более рациональное решение и лучшее объяснение – еще 1-5 баллов. Трое учащихся, первыми выполнившие верно преобразования, получают по красной карточке. В конце урока преподаватель выставляет им отметку «5». Баллы, заработанные всей командой, фиксируются в итоговой таблице.
Домашнее задание. Все тетради, собранные заранее, уже проверены помощниками капитанов и консультантами. Они докладывают группе о результатах, попутно отмечая ошибки. Число баллов, присужденных в этом конкурсе, фиксируется в итоговой таблице.
Капитаны получают карточки с заданием: «Функция задана формулой у=1,5х – 8. Определите, при каких значениях х функция принимает положительные значения (отрицательные значения)? Является ли эта функция возрастающей (убывающей)? Постройте график этой функции.
Пока капитаны готовятся, группа помогает им, т.е. выполняет то же самое задание. Построив график, капитаны устно отвечают на вопросы по карточке. Задают они вопросы и друг другу. Высший балл получает тот капитан, чьи ответы были полнее и правильнее, а вопросы интереснее.
Конкурс консультантов проходит без всякой подготовки. Троим консультантам (по одному от каждой команды) вручается карточка с заданием:
Упростите выражение
Консультант выполняет задание, объясняя одновременно свои действия всему классу. Учащиеся из других команд разыгрывают непонимание объясненного, задают консультантам свои вопросы. (Консультант из другой команды получает карточку тоже с заданием «упростите», но с другим алгебраическим выражением.)
В этом конкурсе учащиеся могут участвовать только в роли консультантов. Но если они не выбраны консультантами, то преподаватель вручает им карточки, на которых изображен рис.1. Требуется вместо знака вопроса вставить подходящее выражение.
Верхняя строка на этом рисунке подсказывает операцию, которую надо произвести над алгебраическими выражениями в нижней строке. Учающиеся обнаружат, что
.
Действуя по аналогии, они получают выражение «1/а» как результат деления левого нижнего выражения (рис.1) на правое нижнее.
Это нестандартное задание исключит сильных учащихся из конкурса консультантов, в который они могли бы внести излишнюю быстроту, не дав высказать более слабым учащимся. Те учащиеся, которые верно выполнили задание по рис 1, получают красные карточки, заработанные ими баллы, поступают в копилку команды. В тоже время, если кто-то не выполнил задание по рис. 1 никакие штрафные санкции не применяются.
-11573528956000-114300967105006858001191260
00
194310011912600024003001301115
00
365760010769600042291001191260
00
1143001859915005715001974215а3 – аb2
а3
00а3 – аb2
а3
2057400185991500422910018599150044577002084070а2 – b2
a00а2 – b2
a26289001974215?
00?
17145002198370003771900219837000
Рис.1 Карточка-задание на упрощение выражения
Математический футбол. Команде №1 предъявляется рис 2. Рисунок крупный, чтобы дробь, изображенную на нем, видели все. Команда №1 должна придумать задание по рис.2, назвать фамилию учащегося из команды №2 и «отфутболить» ему это задание. Если названный учащийся не может ответить, то команда выручает своего незадачливого товарища, отвечая за него. Затем команда №1 задает другой вопрос по той же карточке и «отфутболивает» его учащемуся команды №3 и т.д. Вопросы следуют до тех пор, пока команда №1 не истощится. Тогда преподаватель берёт другой рисунок и отдает его команде №2. Теперь она придумывает вопросы для своих соперников. И. т. д. 114300138430
00

Рис. 2 По рис 2. вопросы могут быть, например, такими: «какое правило используется при упрощении этого выражения? Как читается это выражение? Какие значения может принимать это выражение? При каких значениях переменной a оно не существует?»
В это время у доски готовятся к конкурсу художники. Учащийся от каждой команды строит ломаную по указанным координатам её вершин. У одного должна получиться елочка, у другого – кораблик, у третьего – домик.
Итог.
КВН заканчивается подведением итогов и заключительным словом преподавателя. Учащиеся, которым во время игры были вручены красные карточки, получают оценку «5».
В заключении подчеркнём, что по всему содержанию описанный урок – это типичный урок. Но учащиеся этого почти не замечают.
Задания, сформулированные с шуточным оттенком, они воспринимают как совершенно оригинальные.