Методическая разработка урока русского языка по теме Глагол 7 класс
Тема урока: Глагол
Цели урока:
Образовательные:
повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола;
формировать навыки контроля при работе с текстом;
активизировать знания детей о глаголе.
Развивающие:
развивать навыки точного употребления глаголов в речи, орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление;
обогатить словарный запас детей.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к русскому языку;
воспитывать культуры поведения учащихся.
Урок- обобщение сведений о глаголе.
Урок с применением презентации.
Класс делится на 2 команды.
Эпиграф урока
Поэт, в плену возвышенных идей,Не игнорируй прозу средней школы;Чтобы «глаголом жечь сердца людей»,Необходимо твёрдо знать глаголы. (Эпиграмма С.Шевцова).
Ход урока.
Организационный момент.
-О чем говорится в нашем эпиграфе?
- О чем мы сегодня на уроке будем говорить?
Игра- повторение « Глагол». Давайте повторим глаголы. Какими они бывают?
Продолжи фразы:
Глагол – это часть речи, которая обозначает_______ и отвечает на вопросы________.
В предложении глагол чаще всего является ________.
Неопределенная форма глагола – это____________.
Вопросы неопределенной формы:_____________.
Глаголы изменяются по ________ и________.
Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы__________________.
Глаголы будущего времени отвечают на вопросы____________________.
Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы __________ и изменяются по _______ и ________.
Наша игра состоит из 5 разделов:
«Вредные советы». Определить спряжение и наклонение глаголов.
А) Если вы еще не твердо в жизни выбрали дорогу и не знаете с чего бы путь свой жизненный начать,
Бейте лампочки в подъездах-
Люди вам спасибо скажут:
Вы поможете народу Электричество сберечь.
-Можно ли так поступать, ребята?
Б) Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома,
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай.
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Не хватай салат руками-
Ложкой больше зачерпнёшь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.
-Красиво ли поступает этот человек?
Игра «Кто больше?»
Запиши как можно больше глаголов неопределенной формы с разными приставками:
Говорить-
Жечь-
Нести-
Беречь-
Прыгнуть-
Везти-
Лечь-
Пустить-
Образуй с помощью суффиксов –ова-,-ева-, -а-, -и_, ирова-, -ну-, -ся глаголы от существительных
Атака, лак, след, польза, вражда, чувство, команда, расход, зависть, горе, беседа, проба, ужин, ночь, обед, князь, код.
«Полезные советы».
Спиши в тетрадь НЕ с глаголами, какой из вариантов ты выбираешь: слитно, раздельно или через дефис.
Ну (не)умеешь ты себя вести в школе! А правила запомнить нетрудно, их немного. (Не)выкрикивай на уроке. (Не)бей окна, сам потом замёрзнешь и заболеешь. (Не) дёргай девчонок за косички, хуже потом будет - списать (не)дадут. (Не) рви тетрадки, они родителям недёшево обходятся. (Не)рисуй на полях учебника, их сейчас так мало.
«Поверни действие на себя»
Выкупать- выкупаться
Кружить-
Застегнуть-
Облизать-
Уберечь-
Обжечь-
Испечь-
Остричь-
Конкурс «Рассказ «Весной»
-Рассмотрите рисунок. Что изображено на нём?
-Почему изменился внешний вид снеговика?
Составьте предложения, включив в них описание внешнего вида снеговика.
- Что произошло со снеговиком?
-Опишите природу, изменения, произошедшие со снеговиком.
-Почему снеговик начал таять?
- Что случилось со снеговиком?
-Куда он исчез? Для чего его зимой слепили ребята?
-Что осталось от снеговика?
- Что случилось дальше?
-Какое продолжение получила история со снеговиком?
Что решили сделать ребята из метлы и палки с чугуном? Для чего?
- Расскажите, что делают ребята?
Дайте им имена, оцените их действия, характер и последовательность работы.
- Расскажите, что делают ребята?
Что можно сказать об их трудолюбии и целеустремлённости?
- К какой части композиции рассказа можно отнести этот рисунок? Согласны ли вы, что это развязка? Почему?
Чем можно закончить рассказ «Весной»?
А какое название этой забавной истории придумали вы, ребята? Запишите свой рассказ, соблюдая абзацы и последовательность изложения.
6.Итог урока.
-Вам понравился урок?
-Что мы повторяли на уроке?
7.Выставление оценок.
8.Домашнее задание.
Написать сочинение «День Победы- великий праздник»
Список источников основного содержания:
Волина В. Весёлая грамматика. Москва, «Знание» 1995.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь.
Занимательные задачи по русскому языку. М. «Просвещение» 1989.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]