Школа будущего первоклассника. Развивающее занятие на тему Знакомство
Школа будущего первоклассника
Развивающее занятие
Тема: Знакомство.
Цель: Создание положительной эмоциональной обстановки.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами первое занятие, на котором мы будем знакомиться друг с другом и играть! В первую очередь я хочу вам представиться, меня зовут Елена Анатольевна. А сейчас я бы хотела узнать, как зовут вас. Для этого я приготовила вам цветные браслетики с вашими именами. Когда я надену на руку браслет Грише, все остальные ребята хором произнесут его имя! И т. д.
1. Ритуал приветствия. Игра «Давайте познакомимся». 5 мин.
Каждый участник называет себя по имени и берет у психолога цветную полоску бумаги с его именем. С помощью степлера психолог надевает ему именной браслет на руку. Остальные дети хором проговаривают имя участника, ставшего обладателем браслета. После того, как каждый из детей получит именной браслет, психолог предлагает детям прокатиться на поезде.
Молодцы, ребята! Для того чтобы нам познакомиться поближе, я хочу предложить вам прокатиться на волшебном поезде.
2. Игра «Поезд». 5 мин.
Сейчас я буду паровозиком, а вы – моими вагончиками. (Звуки «чух-чух», «ту-ту»). Но вагончики будут прикрепляться ко мне по очереди, каждый на своей станции. Каждый последний в поезде ребенок во время остановки спрашивает, обращаясь к ребенку, около которого остановились: «Как называется станция? ». Тот отвечает (называет свое имя, и его приглашают сесть в поезд. Все вместе дают гудок к отправлению: «Ту-ту».
Какой же веселый паровозик у нас получился! Ребята, вам понравился наш паровоз? Молодцы!
А сейчас, пожалуйста, поднимитесь со стульчиков. У меня приготовлена для вас еще одна интересная игра!
У меня в руках три флажка: красный, желтый и синий. Каждому из флажков будет соответствовать определенное действие: когда я покажу красный флажок – нужно будет подпрыгнуть, желтый – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте. Повторяю: красный – подпрыгиваем, желтый – хлопаем в ладоши, синий – шагаем на месте. Итак, запомнили? Давайте проверим, кто из вас самый внимательный. Тот, кто не сделает ни одной ошибки, получит жетончик.
3. Игра «Внимание, флажок». 4 мин.
Дети стоят возле психолога, который показывает им три флажка разного цвета, каждому из которых соответствует определенное действие: красный — нужно подпрыгнуть, желтый — хлопнуть в ладоши, синий — шагать на месте. По сигналу (поднятый флажок) дети выполняют соответствующее действие.
Поднимите руку, пожалуйста, те, кто не сделал ни одной ошибки. Умнички, вы очень внимательные, за это я даю вам по жетону. Ребята, на нашем занятии каждый из вас, если будет стараться, сможет заработать жетон. Тот, кто за занятие получит целых три жетона, в подарок получает четвертый, с большой картинкой. Ребят, которые получают маленькие жетоны, мы будем называть умничками, а тех, кому удастся получить большой жетон – умниками. Договорились? Старайтесь, ребятки, у вас у всех получится быть умниками, я уверенна в этом.
Ребята, хотите заработать жетоны? Давайте попробуем! Сейчас я буду задавать вам вопросы, а тот, кто первым поднимет руку, будет отвечать. С места ничего выкрикивать не будем, на нашем занятии будет действовать правило поднятой руки, хорошо? Итак, начали.
4. Игра «Загадки и вопросы». 5 мин
Сейчас я буду задавать вопросы, а вы отвечать, но только нельзя выкрикивать а нужно поднять руку - вот так:
1) Какое время года наступает после лета? (осень)
2) Что происходит осенью с листьями на деревьях? (желтеют, опадают)
3) Куда улетают птицы с наступлением холодов? (на юг, в теплые страны)
4) Что спасает нас от сильного дождя? (зонт)
5) В каких сапогах не страшно ходить по лужам? (в резиновых) 6) Какое время года наступит после осени? (зима)
Переходим к загадкам:
1) С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
Хвост колечком. (Собака)
2) Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок)
3) Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
4) Вот так дом:
Одно окно,
Каждый день
В окне кино. (Телевизор)
5) Сто одежек и все без застежек (капуста)
6) Ни окон, ни дверей, полна горница людей (огурец).
Молодцы ребята, получили свои первые жетоны, умнички!
Ребята, а сейчас я хочу проверить, как мы друг друга хорошо запомнили. Игра будет такая: я называю свое имя, следующий человек повторяет мое имя и добавляет свое, третий - повторяет мое имя, имя соседа и добавляет свое и так далее по кругу. Тяжелее всех придется последнему человеку, ему нужно будет повторить имена всех, кто здесь находится. Ну что, попробуем?
5. Игра «Снежный ком» 5 мин
Умнички, отлично справились с заданием! Теперь, я думаю, мы все запомнили друг друга, правда?
У меня есть для вас еще одна игра. Будьте очень внимательны!
6. Игра «Четыре стихии». 5 мин
Дети встают около своих парт. Психолог объясняет правила игры: « Если я говорю слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Попробуем? Начали! Игра направлена на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Молодцы, ребята, вас не обхитрить! Очень внимательные! Сегодня я вам всем раздам по большому жетону, сегодня все настоящие умники!
7. Рефлексия. 3 мин
Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А какая игра запомнилась больше всего? Какое правило мы ввели на наших занятиях? (правило поднятой руки). Теперь все друг друга знают по именам? У нас с вами еще будет время поближе познакомиться! Всем большое спасибо!
Упражнение «Представление себя». Знакомство детей. Дети выходят по одному к доске, называют свое имя и свое любимое занятие.
Упражнение «Добрый день». Психолог говорит слова: «Добрый день...» и называет кого-то из класса. Те, кого называют, машут рукой в ответ. Приветствия могут быть самые разные, например: «Добрый день всем девочкам!... Добрый вечер всем мальчикам!... Добрый день всем тем, у кого хорошее настроение!... и т.д.
Упражнение создает позитивный настрой на работу, способствует сплочению детского коллектива.
Игра «Собери портфель в школу», направленная на принятие школьных правил, формирование представлений о школе. Психолог называет разные предметы, если дети считают, что этот предмет им будет необходим в школе, они хлопают в ладоши.
Игра «Встаньте те, кто…», направленная на создание рабочей атмосферы в классе. Психолог говорит, что все мы очень разные и в то же время чем-то похожи друг на друга и предлагает убедиться в этом. Слова психолога: «встаньте те, кто любит мороженое, любит петь, ходит в бассейн…и т.д.», варианты самые разные, в основном, перечисляются занятия, наиболее популярные среди дошкольников. Любимые занятия выяснялись на первом занятии. Сначала дети просто играют, а потом делаются выводы, что действительно у них много общего.
Игра «Передай привет по кругу» Дети встают в круг и берутся за руки. Психолог отправляет привет по кругу пожатием руки несколько раз, начиная с ребенка, стоящего справа, тот, в свою очередь, должен столько же раз пожать руку своему соседу справа. Привет возвращается к ведущему с другой стороны, считается, сколько рукопожатий вернулось к тому, кто первым начал передавать привет. Игра тренирует внимание и способствует укреплению эмоциональных контактов детей друг с другом.
Программа психологической развивающей работы с будущими первоклассниками
Автор-составитель: психолог МБОУ СОШ № 121 Мосягина Н.В.
Пояснительная записка
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас стало очевидным, что основной причиной неуспеваемости большинства обучающихся в первом классе является своего рода их незрелость, недостаточная готовность к школьному обучению. Следствием такой незрелости очень часто становится школьная дезадаптация. В последнее время остро стоит проблема снижения мотивационной готовности у детей дошкольного возраста, среди которых много детей с достаточно высоким уровнем умственного развития, но с незрелостью регуляторных функций, а будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением и познавательной деятельностью. Учебная деятельность требует от будущих первоклассников необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач. Важной составляющей готовности к школе является и формирование «социального» интеллекта. Успешность в учебной деятельности во многом зависит от того, насколько успешным ребенок будет в коллективе сверстников, от того, как он сумеет построить отношения с окружающими его людьми.
Одной из особенностей детей данного возраста является то, что они еще мало осознают свои переживания и далеко не всегда способны понять причины их вызывающие, что может привести к импульсивности поведения, к осложнениям в общении со взрослыми и сверстниками.
Придя на занятия в школу будущего первоклассника, дети, как правило, попадают в новый, незнакомый коллектив, где им приходиться выстраивать новые отношения в отличие от группы детского сада, где им всё и все уже знакомо. Данную ситуацию можно использовать для формирования коммуниктивных навыков и умений, для развития эмоциональной сферы дошкольников.
Данная программа разработана для психологического сопровождения детей 6-7 лет в школьных группах «будущих первоклассников» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Так как основным видом деятельности у детей остается игра, занятия проводятся в доступной, интересной игровой форме, среди которых присутствуют игры, призванные помочь детям познакомиться, сформировать позитивное отношение к ситуации игрового взаимодействия со сверстниками, научить детей правильно воспринимать сверстников. Для формирования эмоционально-волевой регуляции поведения используются игры с правилами. Также в данную программу входят упражнения и игры, расширяющие словарный запас и кругозор ребенка, игры на развитие мышления, внимания, памяти, фонематического слуха, зрительной и двигательной координации.
Цель – организация психологического сопровождения дошкольников, посещающих школу будущего первоклассника, содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям детей. повышение заинтересованности к школьному обучению, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», формирование УУД, развитие творческих способностей.
Задачи :Формировать позитивное отношение у дошкольников к себе;
Формировать позитивное взаимодействие детей друг с другом;
Повышать заинтересованность к школьному обучению;
Повышать групповую сплоченность;
Формировать умение понимать свои эмоции и эмоции других людей
Оказывать поддержку в формировании желания и «умения учиться»;
Научить детей контролировать эмоциональные состояния в повседневной жизни;
Развивать произвольную регуляцию поведения.
Структура занятий
Любое занятие состоит из трех основных частей:
Вводная часть (разминка). Начинается с ритуала приветствия, целью которого является настрой на работу, затем следуют «разогревающие» психогимнастические упражнения.
Основная часть. В данной части идет основная работа по теме занятия, состоит из одного или нескольких упражнений, создающих условия для достижения целей каждого конкретного занятия.
Завершение. Последним этапом является рефлексия. Благодаря ей происходит ассимиляция опыта, полученного каждым участником на протяжении занятий.
Методы, используемые на занятиях
Ситуационно-ролевые и развивающие игры с правилами;
Упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия;
Сказкотерапевтические техники;
Психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы.
Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по апрель. Длительность занятия – 30 минут. Занятия проводятся в групповой форме.
№п/п
Тема и цели занятия
Ход занятия и используемые упражнения и техники
1.
Создание условий для знакомства, сплочение группы, создание позитивного настроя на работу, снятие психоэмоционального напряжения.
Вводное слово ведущего.
Знакомство с правилами группы
Упражнение «Представление себя». Знакомство детей. Дети выходят по одному к доске, называют свое имя и свое любимое занятие.
Упражнение «Добрый вечер». Психолог говорит слова: «Добрый вечер...» и называет кого-то из класса. Те, кого называют, машут рукой в ответ. Приветствия могут быть самые разные, например: «Добрый вечер всем девочкам!... Добрый вечер всем мальчикам!... Добрый вечер всем тем, у кого хорошее настроение!... и т.д.
Упражнение создает позитивный настрой на работу, способствует сплочению детского коллектива.
Игра «Четыре стихии». Дети встают около своих парт. Психолог объясняет правила игры: « Если я говорю слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. Игра направлена на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Рефлексия занятия (С чем познакомились на занятии? Что понравилось? Что не понравилось?
2.
Принятие правил работы в группе, знакомство со школьными правилами, стимулирование внутригруппового общения, формирование чувства близости с другими детьми.
Приветствие Психолог просит детей встать возле парт и вместе с ним произнести строки стихотворения: Раз, два, три — слушай и смотри! Три, два, раз — мы начнем сейчас!
При этом стихотворение сопровождается движениями. Приветствием начинается каждое занятие.
Упражнение «Добрый вечер» (см.занятие 1).
Опрос на тему: «Какие правила мы знаем, зачем нам нужны правила? Затем психолог показывает картинки, на которых нарисованы различные школьные ситуации, которые регламентируются школьными правилами. Идет обсуждение школьных правил.
Игра «Собери портфель в школу», направленная на принятие школьных правил, формирование представлений о школе. Психолог называет разные предметы, если дети считают, что этот предмет им будет необходим в школе, они хлопают в ладоши.
Игра «Четыре стихии» (см. занятии № 1)
Рефлексия занятия.
3.
Повторение правил, стимулирование внутригруппового общения, формирование чувства близости с другими детьми, укрепление эмоциональных контактов детей друг с другом.
Приветствие
Игра «Встаньте те, кто…», направленная на создание рабочей атмосферы в классе. Психолог говорит, что все мы очень разные и в то же время чем-то похожи друг на друга и предлагает убедиться в этом. Слова психолога: «встаньте те, кто любит мороженое, любит петь, ходит в бассейн…и т.д.», варианты самые разные, в основном, перечисляются занятия, наиболее популярные среди дошкольников. Любимые занятия выяснялись на первом занятии. Сначала дети просто играют, а потом делаются выводы, что действительно у них много общего.
Сказка «Урок в лесной школе» (см. приложение). После прочтения сказки идет обсуждение: Почему так получилось? О каких школьных правилах они забыли?»
Игра «Передай привет по кругу» Дети встают в круг и берутся за руки. Психолог отправляет привет по кругу пожатием руки несколько раз, начиная с ребенка, стоящего справа, тот, в свою очередь, должен столько же раз пожать руку своему соседу справа. Привет возвращается к ведущему с другой стороны, считается, сколько рукопожатий вернулось к тому, кто первым начал передавать привет. Игра тренирует внимание и способствует укреплению эмоциональных контактов детей друг с другом.
Рефлексия занятия.
4.
Формирование позитивного отношения к себе, знакомство с чувствами и эмоциями. Развитие способности выражать и понимать эмоции других.
Приветствие
Игра «Изобрази предмет», направленная на создание рабочей атмосферы в классе. Детям нужно придумать и без слов изобразить предмет, как-то связанный со школой. Остальные угадывают, что за предмет.
В основной части занятия психолог рассказывает детям, что такое эмоции и настроение. Проводится игра «отгадай настроение гномика». Детям предъявляются карточки, где нарисованы гномики с разными эмоциями. Далее психолог проводит беседу о том, что такое эмоции и настроение, как человек выражает своё настроение.
«В жизни человека очень важно понимать чувства других. Поэтому мы с вами и будем знакомиться с разными эмоциями, будем учиться понимать эмоции и настроение».
Психолог предлагает детям рассказать, какое у них сейчас настроение, подумать и рассказать на что похоже их настроение, какого оно цвета, запаха, какое на вкус?
Игра «Купаемся в хорошем настроении». Дети встают в круг. Круг детей символизирует ванну. С помощью улыбок смеха, наполняем её хорошим настроением. Каждый желающий может прыгать в круг, и окружающие «купают» его в хорошем настроении при помощи ласковых прикосновений.
Рефлексия занятия.
5.
Развитие способности выражать и понимать эмоции других. Привлечение внимания детей к сверстникам, их эмоциональному состоянию и поведению.
Приветствие
Упражнения «Назови соседа ласково».
Дети встают в круг. Психолог говорит: «У каждого из нас есть сосед справа и слева. Давайте назовем своего соседа справа ласково по имени, затем соседа слева.
Игра «Покажи заданную эмоцию». Психолог называет разные эмоции и просит детей жестами и мимикой изобразить названные эмоции.
Игра «Грибник и грибы». Водящий – грибник по мимике и позе игроков (изображают грибы) должен распознать какой гриб перед ним, съедобный, а какой несъедобный.
Рефлексия занятия.
6.
Развитие способности выражать и понимать эмоции других, самим использовать разные языки общения.
Приветствие
Игра «Зеркало». Дети встают в круг, водящий показывает движение, остальные должны повторить его как можно точнее.
Игра «Разговор с инопланетянином». Слова психолога: «Ребята, представьте, что мы прилетели на другую планету в гости. Нас встречает инопланетянин и нам нужно наладить с ним контакт». Психолог выступает в роли инопланетянина (показывает жесты, мимику, движение) детям важно отразить эмоции инопланетянина. Делается вывод, что говорим на том языке, на котором говорит инопланетянин.
Игра «Волшебный карман». Загадываем какой-нибудь предмет, жестами, различными движениями показываем, как мы достаем этот предмет из кармана, что можно сделать с этим предметом. Остальные угадывают, что это за предмет.
Рефлексия занятия.
7.
Развитие способности выражать и понимать эмоции других, обучение детей оказывать и принимать поддержку сверстников.
Приветствие
Упражнение «Добрый вечер» (см. занятие 1).
В основной части занятия проводится игра «Бездомный заяц». Психолог играет роль волка (в последствие волком могут быть дети). Домиков (лист бумаги), для зайцев на один меньше, чем самих зайцев. По сигналу «волк идет» зайцы должны занять домики. Один заяц остается бездомным. Ситуация с бездомным зайцем должна побуждать детей оказывать поддержку. Если дети не оказывают поддержку, ситуация проговаривается, и через занятие игра повторяется.
Игра «Добрые волшебники». Все игроки заколдованы в злых и противных (дети должны изобразить при помощи жестов и эмоций, какие они злые и противные). Выбирается один ребенок на роль волшебника, он должен при помощи хороших и добрых слов расколдовать каждого.
Рефлексия занятия.
8.
Помочь осознать детям взаимосвязь между переживаемыми эмоциями и внешним проявлением, снятие отрицательных эмоций.
Упражнение «Покажи заданную эмоцию». Психолог называет эмоциональное состояние человека, а дети мимикой показывают.
В основной части занятия читается сказка «Злой колдун». (см. приложение). После прочтения сказки с детьми проводится обсуждение и делаются выводы.
Игра «Обзывалки». Перед началом игры проводится беседа об обидных словах, о том, после чего обычно люди обижаются и начинают обзываться. Дети встают в круг и по очереди начинают обзывать друг друга необидными словами (названия овощей, фруктов), сначала называя по имени. Важно проговорить, что обижаться нельзя, ведь это игра. Завершается игра обязательно хорошими словами (солнышко, зайчик и т.п.)
Рефлексия занятия.
9.
Повышение самооценки,
обучение детей выстраиванию устойчивых и продуктивных отношений со сверстниками.
Помочь осознать роль общения в жизни человека.
Приветствие
Игра «Похвалилки ». Дети становятся в круг. Психолог предлагает по очереди похвалить себя за что-нибудь хорошее, что было сделано сегодня. (например, сам проснулся, помог маме и т.д.). Если в группе есть ребята, кому это трудно сделать, психолог предлагает остальным ребятам помочь тому, кто затрудняется.
В основной части занятия проводится беседа о том, какую роль играет общение в нашей жизни. Детям предлагается представить, что бы было, если бы никто ни с кем не общался. Задается вопрос: а можно ли общаться без слов? Если можно, то как? (невербальное общение). Проигрываются сценки: рассказать «без слов» про свое самочувствие; договориться без слов на игру и т. п.
Проводится анализ ситуаций «Как не надо разговаривать?». Психолог предлагает детям проиграть ситуации (для каждой ситуации по два человека) и проанализировать их, выйти на правила общения.
* разговаривать спиной друг к другу;
* разговаривать вплотную друг с другом;
* разговаривать, находясь в разных концах класса;
* говорить очень тихо или очень громко;
* говорить одновременно.
Игра «Автомойка». Дети встают в две шеренги повернувшись лицом друг к другу. Психолог говорит: «Сейчас мы с вами будем играть в автомойку. К нам будут приезжать самые разные машинки, а мы должны будем их помыть. Для этого поднимите руки на уровне груди, ладошки будут выполнять роль щеточек, которые должны очень аккуратно мыть презжающую мимо нас машинку. Когда машинка поедет в обратную сторону, наши ручки будут выполнять роль сушилки, мы будем очень аккуратно протирать проезжающую мимо нас машинку». На роль машинки выбирается по желанию ребенок. Если желающих много, проговаривается, что машинками будут все по очереди. Ребенок говорит, какой он будет машинкой и «проезжает» сначала в одну сторону между двумя шеренгами ребят, затем в другую. Очень важно проговорить с детьми, что каждую «машинку» нужно мыть очень нежно и аккуратно.
Рефлексия занятия.
10.
Обучение пониманию разных языков общения,
выстраиванию устойчивых и продуктивных отношений со сверстниками.
Приветствие
Игра «Обувной магазин». Сначала психолог выступает в роли водящего, объясняет и показывает правила игры. Нужно загадать любую обувь, без слов показать (жестами) какая обувь «надета» на ноги водящего. Дети угадывают.
Игра «Автомойка»(см.занятие № 9).
Игра «Грибник и грибы». (см.занятие № 5). Водящий – грибник по мимике и позе игроков (изображают грибы) должен распознать какой гриб перед ним, съедобный, а какой несъедобный.
Рефлексия занятия.
11.
Диагностическое занятие (определение уровня внимания, памяти, мышления).
12.
Обучение детей выстраиванию устойчивых и продуктивных отношений со сверстниками.
Приветствие
Упражнение «Добрый вечер» (см. занятие 1).
В основной части занятия проводится игра «Бездомный заяц». В этом занятии данная игра имеет диагностический характер, и по тому, готов ребенок или нет оказывать поддержку сверстнику, делается вывод о сформированности коммуникативных навыков, готовности к совместной групповой деятельности.
Игра «Волшебный карман». Загадываем какой-нибудь предмет, жестами, различными движениями показываем, как мы достаем этот предмет из кармана, что можно сделать с этим предметом. Остальные угадывают, что это за предмет.
Рефлексия занятия.
13-14.
Формирование эмоционально-волевой саморегуляции поведения, умения преодолевать себя на основе выполнения правил в игре.
Приветствие
Игра «Займи стул». Стульев на один больше, чем игроков. По сигналу ведущего дети должны занять стулья, кому не хватило стула, тот проиграл.
В основной части занятия анализируется игра «займи стул». Психолог объясняет, что проще выиграть, чем проиграть. Достойно проиграть, значит не обидеться, не заплакать, не проявить агрессии в сторону других и не бросить игру.
Упражнение «Придумай, как себя поддержать». Психолог говорит: «В случае проигрыша, каждый человек может сказать себе слова поддержки. Какие слова ты скажешь себе?».
Игра «Вулкан». Игроки учатся сообщать окружающим о своем негативном настроении окружающим и освобождаться от негативных эмоций. На роль вулкана вызывается один ребенок, он стоит в центре. Постепенно «вулкан» нагревается (бурчит), потом кричит, топает ногами и постепенно остывает. Дети, проходящие мимо должны понять, когда нужно убежать от «вулкана», а когда приблизиться к нему. Важно проговорить, что негативные эмоции нарастают постепенно, потом выплескиваются, потом вулкан остывает. Остальные учатся как вести себя с «вулканом».
Упражнение “Орешек» направленное на снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Инструкция: “ представьте, что вы разгрызаете твердый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Ведущий показывает, как надо сжать зубы). Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти - легко стало, рот приоткрылся, все расслабленно. Слушайте и делайте, как я.
Зубы крепче мы сожмем,
А потом их разожмем.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется”.
Упражнение “Мыльные пузыри”
Показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия; научить правильно дышать.
Инструкция: «Все вы не раз надували мыльные пузыри. Сделаем круг из пальчиков. Вдохнем воздух и медленно, в круг из пальцев, выдохнем воздух, имеющийся в легких. Замрем и понаблюдаем за парящими мыльными пузырями. Можно их сосчитать».
Стимулирующее упражнение.
Самомассаж ушных раковин: растираем ладонями уши, как будто они замерзли от мороза, разминаем уши три раза сверху вниз.
Рефлексия занятия.
15.
Формирование позитивного отношения к себе, эмоционально-волевой саморегуляции поведения, умения преодолевать себя на основе выполнения правил в игре.
Приветствие
Игра «Похвалилки ». Дети становятся в круг. Психолог предлагает по очереди похвалить себя за что-нибудь хорошее, что было сделано сегодня. (например, сам проснулся, помог маме и т.д.). Если в группе есть ребята, кому это трудно сделать, психолог предлагает остальным ребятам помочь тому, кто затрудняется.
Игра «Вулкан» (см. занятие 13-14).
Игра «Найди и промолчи» Психолог заранее размещает какой-нибудь предмет в классе. Детям дается описание предмета, который, как правило, находится на видном месте, психолог обращается к детям с просьбой найти предмет, но не говорить никому об этом, никак не выдать себя. Самым сложным в этой игре является то, что нужно промолчать и не сказать о том, где находится предмет.
Как правило, у детей не хватает терпения дождаться своей очереди, что бы ответить, и они начинают кричать с места. Именно здесь важно обратить внимание детей на то, что выигрывает тот, у кого хватит сил промолчать (волевая саморегуляция).
Рефлексия занятия.
16.
Формирование эмоционально-волевой саморегуляции поведения, умения преодолевать себя на основе выполнения правил в игре.
Приветствие
Игра «Займи стул» (см.занятие 13-14).
Игра «Расставь посты». Все дети становятся «солдатами» и идут за водящим «командиром». По хлопку водящего, последний игрок должен встать на месте по стойке смирно и удерживать такое положение да конца игры (регуляция поведения). В этой игре обращается внимание на умение выполнять правила в игре. Выигрывает тот, кто дольше всех может выполнять требование ведущего (стоять по стойке смирно).
Рефлексия занятия.
17.
Формирование эмоционально-волевой саморегуляции поведения, умения преодолевать себя на основе выполнения правил в игре, выстраивание устойчивых и продуктивных отношений со сверстниками.
Приветствие.
Игра «Добрые волшебники» (см. занятие 7).
Игра «Вулкан» (см. занятие 13-14).
Игра «Автомойка»(см.занятие № 9).
Рефлексия занятия.
18.
Формирование эмоционально-волевой саморегуляции, выстраивание устойчивых и продуктивных отношений со сверстниками
Приветствие.
Упражнение «Добрый вечер» (см. занятие 1).
Игра «Черепахи» вызываются 3-4 ребенка на роль черепах. Вместе с остальными детьми проговаривается кто такие черепахи и их особенности. Психолог говорит ребятам, выбранным на роль черепах: «Сейчас вы черепахи, которые должны добраться до капусты, чтобы пообедать. Вот здесь будет лежать капуста, ваша задача добраться до нее». Потом делается вывод, что побеждает самая медленная черепаха.
Игра «Расставь посты» (см.занятие 16).
Игра «Найди и промолчи» (см.занятие 15).
Рефлексия занятия.
19.
Формирование эмоционально-волевой саморегуляции, выстраивание устойчивых и продуктивных отношений со сверстниками
Приветствие.
Игра «Похвалилки » (см.занятие № 15)
Игра «Вулкан» (см. занятие 13-14).
Игра «Автомойка»(см.занятие № 9).
Рефлексия занятия.
20
Формирование умения оказывать и принимать поддержку сверстников. Формирование эмоционально-волевой саморегуляции.
Приветствие.
Игра «Бездомный заяц» (см.занятие7).
Игра «Автомойка» (см.занятие № 9).
Игра «Расставь посты» (см.занятие 16).
Рефлексия занятия.
21
Развитие у детей способности к сотрудничеству, умению договариваться.
Приветствие.
Игра «Разноцветные варежки» Психолог объясняет детям: «Играть надо вдвоем. Я попрошу объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих один набор карандашей. Перед каждым из вас лежит рисунок варежки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет раскрашивать свою варежку, но узоры двух варежек должны получиться КРАСИВЫЕ и ОДИНАКОВЫЕ».
Упражнения с карандашами.
Дети встают в круг. У каждого игрока в правой руке карандаш. На 3 счета все игроки одновременно передают свои карандаши, поочередно из правой руки в левую и, наоборот, на счет 4 – разводят руки в стороны и обмениваются карандашами с соседями. Упражнение выполняются до тех пор, пока карандаши по кругу не возвращаются к своим хозяевам.
Рефлексия занятия.
22
Развитие у детей способности к сотрудничеству, умению договариваться, обучение детей самостоятельно выстраивать устойчивые, продуктивные взаимоотношения
Приветствие.
Упражнение «Один или два»
Психолог: «Наше следующее упражнение для внимательных ребят. А в нашем классе все могут быть внимательными. Упражнение называется «Один или два». Рассмотрите себя, свое тело, потрогайте лицо. Вы заметили, что у человека две руки, а лоб — один?
Я буду называть какую-то часть тела, и если я назову что-то, что у человека только одно, например, лоб, то встают только девочки. А если я назову часть тела, которая не одна, а таких частей две, то встают мальчики. Слушайте меня внимательно.
Нос. (Встают девочки.)
Нога. (Встают мальчики.)
Рот. (Встают девочки.)
Глаз. (Встают мальчики.)
Ухо. (Встают мальчики.)
Язык. (Встают девочки.)
Плечо. (Встают мальчики.)
Колено. (Встают мальчики.)
Палец. (Дети должны догадаться, что не надо никому вставать, так как пальцев у человека не 1 и не 2. Если они догадываются, учитель хвалит за внимательность и сообразительность, если нет, то подводит к мысли, что вставать никому не надо.)Голова. (Встают девочки.)
Игра «На мостике». Чтение и обсуждение содержания басни С. Михалкова «Два барана».
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный.
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
Говорит барашек белый:
«Братец, вот какое дело —
Здесь вдвоем нельзя пройти: .Ты стоишь мне на пути!»
Черный брат ответил: «Ме-е-е!
Ты в своем, баран, уме! Ме-е-е!
Пусть мои отсохнут ноги —
Не сойду с твоей дороги!»
Уперся один ногами,
Замотал другой рогами.
Как рогами ни крути —
Здесь вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
Вопросы психолога: Как вы думаете, почему произошло несчастье с баранами? Какие качества погубили баранов? Подумайте и скажите, был ли выход из создавшейся ситуации?
Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам? После обсуждения психолог говорит: «Представьте, что мы высоко в горах. Перед нами пропасть, через которую надо перебраться. Вы пойдете навстречу друг другу (вспомните баранов).
Нужно не свалиться в пропасть. Помните, что вы идете по очень узкой тропинке и узкому мостику через пропасть». При помощи веревки обозначается мостик, под которым находится пропасть.
Дети разбиваются на пары. Двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть. Все остальные наблюдают, как каждая пара проходит мостик и у всех ли это получается. Затем идет обсуждение
какая пара прошла лучше всех? Почему?
Оценивается активность, внимание к партнеру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения. Делается вывод: Только помогая друг другу, внимательно прислушиваясь к партнеру, отказываясь от глупого упрямства, можно преодолеть трудности.
23
Развитие у детей способности к сотрудничеству, умению договариваться, обучение детей самостоятельно выстраивать устойчивые, продуктивные взаимоотношения
Приветствие.
Упражнения с карандашами (см. занятие № 21).
Упражнение «Командир и солдат». На полу при помощи разложенных карандашей делается «минное поле». У солдата закрыты глаза, а командир дает команды (вправо, влево, вперед, назад), так, чтобы солдат мог пройти мимо мин.
Рефлексия занятия.
24
Развитие у детей способности к сотрудничеству, умению договариваться.
Приветствие.
Игра «Добрый вечер»
Игра «Путаница» Дети стоят в круге. Нужно не договариваясь словами выбрать себе пару (глазами договориться), потом попробовать найти друг друга с закрытыми глазами.
Упражнение «Командир и солдат» (см. занятие № 23).
Рефлексия занятия
25
Развитие у детей способности к сотрудничеству, умению договариваться
Приветствие.
Игра «Черепахи» (см.занятие 17).
В основной части занятия детям предлагается самим договориться на игру (любую из тех, в какие играли на занятиях). Психолог смотрит, умеют ли дети договариваться и найдется ли кто-нибудь из них, кто возьмет на себя инциативу организовать игру. Если не получается договориться, психолог предлагает одну из игр, знакомых детям. Затем обсуждается, почему не получилось договориться.
Рефлексия занятия
26
Обучение детей самостоятельно выстраивать устойчивые, продуктивные взаимоотношения
Приветствие.
Игра «Путаница» (см. занятие №24).
Далее детям снова предлагается договориться и выбрать в какую игру они будут играть.
Рефлексия занятия
27
Обучение детей самостоятельно выстраивать устойчивые, продуктивные взаимоотношения
Приветствие.
Игра «Добрый вечер»
Упражнения с карандашами (см. занятие № 21).
Упражнение «Нарисуй в паре» предлагаются варианты заданий: 1. Нарисовать, держась за один карандаш.2. Рисуют одну картинку молча, каждый пользуется своим карандашом.
Рефлексия занятия
28
Заключительное занятие.
Повторение и закрепление знаний и навыков, полученных на предыдущих занятиях. Закрепление положительного эмоционального отношения учащихся к школе и обучению.
Приветствие
Играем и вспоминаем. Психолог предлагает вспомнить, чем ребята занимались на занятиях, чему они научились и как полученные знания и умения могут помочь им в школе.
В основной части занятия проводится работа со сказкой - «Сказка о котенке Маше». Далее идет обсуждение сказки и беседа о возможных трудностях, которые могут встретиться на пути к знаниям, и как эти трудности преодолеть.
Приложения
Сказка «Урок в лесной школе» (к занятию № 3).
Утром зверята собрались в классе. Медвежонок сонно поглядывал вокруг, Зайка радостно подпрыгивал на месте, с нетерпением ожидая начала урока, Лисенок посматривал на зверят в классе и вспоминал, как кого зовут. Прозвенел звонок. Начался урок. В класс вошел Учитель, поздоровался со всеми и спросил: «Кто сегодня хочет помочь мне раздать книги?» Не успел он договорить, как зверята с мест повскакивали, руки до потолка тянут, и каждый кричит изо всех сил, чтобы его Учитель услышал: «Я хочу! Я помогу!» А Зайчонок и Лисенок даже к Учителю подбежали и вокруг него прыгают, чтобы он именно их заметил. Еле-еле успокоил своих «помощников» Учитель. Между тем урок продолжался. Учитель сказал, что приготовил для зверят загадки и попросил их внимательно слушать. А Медвежонок голову к Лисенку наклонил и слушает, как Лисенок ему шепчет, что он самые грибные места в лесу знает и после школы Медвежонку покажет, где белые грибы растут размером со стул. Учитель говорит: «Ну как, ушки на макушке? Слушайте загадку «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло — спать летит в дупло. Кто это? Медвежонок, как ты думаешь, кто это?» Встал Медвежонок, по сторонам оглядывается, понять ничего не может. «Кто это, как ты думаешь?» — опять Учитель спрашивает. «Это Лисенок», — отвечает Медвежонок первое, что в голову пришло, и никак понять не может, отчего все вокруг смеются. Попросил Учитель Медвежонка не отвлекаться, слушать внимательно и у Зайчонка спрашивает ответ. Зайчонок отгадать загадку никак не может и на друзей глазами косит, мол, помогите, подскажите. Жалко стало Белочке своего соседа по парте,. она и давай ему нашептывать: «Со-ва. Со-ва». А Зайка ушками водит, расслышать старается, да только никак слова не разберет, уж больно тихо Белочка говорит. «Ну, так что же; знаешь ты ответ?» — Учитель спрашивает. «Да. Это лиса», — сказал Зайчонок то, что он расслышал из Белочкиного бормотания. И опять рассмеялись зверята. Да только веселого в этой истории было немного, потому как не успели за урок зверята ни новому научиться, ни интересного ничего узнать.
Сказка «Злой колдун» (к занятию № 8).
Далеко-далеко в одной стране жил злой колдун Кряга. Он делал людям столько гадостей, что совсем постарел. И вот он решил, что ему необходимо передать свою силу и опыт мальчику, чтобы тот овладел злыми чарами, иначе злость в этой стране исчезнет вместе с колдуном. Кряга отправился гулять по земле, чтобы найти подходящего мальчика. Он заглядывал в каждое окно, где были дети, но те хорошо себя вели, не обзывались, не дрались, убирали за собой игрушки, любили всех, кто находился рядом. Однако колдун не сдавался и продолжал искать.
И вот однажды во дворе он увидел, как один мальчик бьет другого, да так сильно, что тот, плача, убегает от него, а он вдогонку еще и обзывается плохими словами и ломает его игрушки.
— Вот он-то мне и нужен, — сказал злой волшебник. Он взмахнул своим плащом и подхватил хулигана.
— Куда вы меня несете? — завопил тот.
__ В замок, я научу тебя колдовать, заколдовывать людей! Ты будешь злым колдуном!
— Я не хочу быть злым колдуном! Я хороший!
— А ты помнишь, как только что обидел мальчика, ударил его, а потом разломал игрушки?
— Ну и что, он первый начал!
— Вот поэтому я решил, что именно ты будешь моим учеником.
Колдун вместе с мальчиком оказался в замке. Это был жуткий, мрачный замок. Мальчику стало страшно, и он совсем не хотел становиться злым колдуном. И тогда он решил доказать колдуну, что тоже может совершать хорошие поступки.
Кряга, проснувшись утром, повел мальчика в большой зал к волшебному камню.
— Вот, смотри, — сказал он. — Когда тебя кто-то обзывает, ты должен его ударить.
— Нет, — ответил мальчик. — Я не буду его бить. Я скажу «Мне ненриятно, когда ты меня обзываешь».
— Ладно, — сказал Кряга. — А вот когда тебе не дают игрушку, ты точно должен ударить.
— Нет, — ответил мальчик. — Я просто попрошу «Дай. мне, пожалуйста, игрушку, я тебе ее верну, когда поиграю». Или скажу: «Давай поменяемся на время, а потом я тебе ее отдам».
— Как же так! — разозлился колдун. — Ты плохой ученик! Ты разозлил меня! Пожалуй, я отвезу тебя обратно!
Кряга схватил мальчика и полетел во двор, где нашел его Мальчик ужасно обрадовался, что вернулся домой. Он обнял маму и папу и сказал, как он их всех любит. А потом зашел к другу и извинился за свое поведение. Он больше никогда не дрался, не обзывался и не ломал игрушки.
А злой колдун Кряга улетел, так и не найдя себе ученика.
Сказка о котенке Маше (к занятию № 28).
Жил-был на белом свете котенок Маша. Вы скажете, что так не бывает, что котят называют Васьками или Мурзиками, но нашего котенка звали именно Маша. И был он самым обычным котенком: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. И, как все малыши, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать. Узнать, почему дует ветер, как работает телефон, узнать, отчего звезды не гаснут и куда солнышко спать ложится. И тогда решил Маша уйти из своего уютного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание.
Долго ли, коротко ли бродил котенок по полям, по лесам, но дошел он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабуля — то ли Яга, а то ли и не Яга. Да это и не важно. Важно то, что есть она его не стала, а указала ему путь — дорогу к знанию, да еще и о трудностях предупредила. И вот что она ему рассказала:
Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное. Цветы, подарки вдоль нее уложены. Вступаешь на нее и радуешься, что весь путь к Знанию можно легко, весело и быстро пробежать. Но не знаешь, что скоро начнутся скалистые и льдистые горы, на которые карабкаться изо всех сил придется. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.
Первая гора называется «Трудно». И действительно очень тяжело по ней подниматься, и все хочется бросить. Так же трудно, как буквы писать или читать учиться. И кажется, что ничего не получится. Но ты помни мою подсказку: «Если трудно — смелей и старайся сильней», шепотом ее проговаривай и тогда одолеешь ты эту гору и научишься преодолевать препятствия.. Подойдешь тогда к другой горе.
Она называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы по строчке аккуратно писать. И так хочется все бросить, вскочить с места, побежать, поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься с ней справляться и подойдешь к третьей — самой крутой горе.
Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Называется она «Неудача». Вроде бы, и все получается, но ошибки в пути постоянно закрадываются, и неверные тропы сами собой выбираются. И все вокруг, даже ветры тебя ругают. А солнце так сердится, что грозится зайти за тучу. А деревья вокруг тропы, будто «двойки», выстраиваются и шепчут: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым котом, котом— пятерочником.
Поблагодарил котенок добрую бабушку и уверенно зашагал по пути к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим котятам, слонятам, мышатам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и приятно помогать людям.
Использованная литература
Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.- СПб. «Речь», 2006.
Хухлаева О.В., О.Е. Хухлаев., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. – Москва. «Генезис», 2009.
Левицкая Ю.Л. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. Справочник педагога-психолога (школа) № 1, 2011г., (стр. 41).
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. Москва. «Академия», 2000.
Вверх
©2009-2017. 603116, Россия, Нижегородская обл., г.Нижний Новгород, ул.Тонкинская-4. Тел. (831) 241 59 42