Статья Сенсорная комната в реабилитации детей с ОВЗ


Сенсорная комната в реабилитации детей с ОВЗ
Первое появление сенсорных комнат относится к 1970 году. Врачи голландских реабилитационных центров для работы с больными ДЦП или имеющими какие-либо психоневрологические расстройства начали использовать комнаты со специальным оснащением – световыми панно и фонтанчиками, мерцающими лампочками и массажерами, расслабляющими релакс-креслами и другим необычным оборудованием. Анализ опыта, накопленного специалистами при применении таких, на первый взгляд, «странных» методов лечения, дал просто поразительные результаты – оказалось, что эффект, получаемый от применения подобных комнат, оказался неожиданно высоким. Успешный опыт голландских ученых был с интересом воспринят в мировом сообществе, и ученые Великобритании предложили расширить диапазон использования сенсорных комнат – для лечения больных, а также для их реабилитации, так необходимой людям после перенесенных сильных стрессов, а также с целью профилактики развития у них неврозов. В настоящее время эффективность применения таких комнат в реабилитационной и терапевтической практике доказана опытом многих стран, в том числе России.
Сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых детям и взрослым с различными отклонениями в развитии. А также для улучшения качества жизни здоровых людей. Вне зависимости от возраста и состояния здоровья, человек находящийся в сенсорной комнате, ощущает полный покой, комфорт и безопасность.
В Областном реабилитационном центре занятия для детей в сенсорной комнате включены в комплексную систему реабилитации пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, задержками психомоторного и эмоционального развития. Сенсорная стимуляция очень важна для детей, страдающих ДЦП, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный (тактильными ощущениями, звуком и цветом). Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность. Этому
способствуют определенные модули и стимуляторы, которые имеют привлекательный, красочный вид с затейливой подсветкой и формой. В коррекционной работе полифункциональная среда сенсорной комнаты - дополнительный и эффективный инструмент для развития детей.
Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу. В целом, сенсорная комната– это реальная возможность расширения жизненного опыта детей, обогащение их чувственного мира. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений», предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;
использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
3
непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.
Занятия в сенсорной комнате проводятся в индивидуальной и групповой формах. Продолжительность занятия составляет 20-30 минут. Кратность посещения-4-8 раз за курс реабилитации.
Все занятия имеют следующую структуру:
~ ритуал начала занятия;
~ игровое задание на развитие психических процессов;
~ релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;
~ ритуал окончания занятия.
Противопоказаниями к посещению сенсорной комнаты являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями является наличие у детей судорожной готовности эписиндрома. При работе с возбудимыми детьми время пребывания сокращается, минимизируется нагрузка на анализаторы. При работе с тревожными детьми исключаются резкие переходы от одного стимула к другому.
Дети, побывавшие в сенсорных комнатах, считают их волшебными. Как же еще можно назвать мир, где все переливается и мерцает под звуки красивой музыки? Конечно же, только сказкой!
Литература:
Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья. 2006 г.
Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. 2010 г.
Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. 2008 г.