Исследовательская работа Поэты Донского края
Поэты Донского края
Оглавление
Введение___________________________________________стр. 3
Основная часть______________________________________стр. 4 - 9
Заключение___________________________________________стр. 10
Список литературы_____________________________________стр. 11
Введение.
Тема моей исследовательской работы «Поэты Донского края».
Актуальность темы очевидна, так как каждый из нас должен знать творчество своих земляков,возрождать интерес к творчеству донских поэтов, воспитывать молодое поколение на примере мужества, отваги в творчестве поэтов. Эта тема меня очень заинтересовала, и я решила рассказать о наших поэтах - земляках.
Цели:
- познакомиться створчеством поэтов Донского края;
- проследить основные мотивы в творчестве поэтов.
Задачи:
- на основании изученных материалов выявить основные мотивы в творчестве поэтов;
- прививать любовь к Донскому краю через изучение творчества поэтов.
Гипотеза, которую я выдвигаю: творчество поэтов – земляков проникнуто любовью к Донскому краю, своим землякам. Интерес к литературе Донского края, углубленное его изучение явились фактором, определившим выбор темы моей исследовательской работы.
В связи с этим я поставила проблемный вопрос: каковы основные мотивы в лирике донских поэтов?
Учебные вопросы:
- для чего надо изучать творчество донских поэтов?
- чему учат их произведения?
Объектом своего исследования я определяю творчество поэтов, предмет исследования – их лирика.
Методы исследования:
проблемный;
поисковый;
наглядно – иллюстративный;
репродуктивный.
2.Основная часть.
У нас у всех на слуху: мы призваны возродить духовную мощь России, ее многовековую культуру. Вернуть к жизни имена всех, кто во времена недавние и далекие внес свой вклад во имя нравственного здоровья русского народа. Как это сделать? Какие рычаги привести в действие? Каким огнем отогреть заледенелые наши души? Ответ один: СЛОВОМ! Живым, незатасканным, вдохновенным, искрометным, мудрым простым, как правда! Не следует забывать никогда, что прежде материального творения мира, что сказано в Библии – книге всех книг – было СЛОВО.
«Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души…»
Этими словами, вынесенными в заголовок, Владимир Высоцкий огненно подчеркнул, что поэты, если их дар от Бога, удивительно чутки к любым переменам в нашем обществе. Стихи несут на себе печать времени тяжкого, смутного, трагического. Но от них веет жизнелюбием, верой в творчество добра, они не позволяют опускаться и унывать, зовут к стойкости и осмыслению всего, что обрушилось на нас.
Поэзия, любовь моя! Как женщина, прекрасна, Ты столько мучила меняИ столько понапрасну! Но если я когда-нибудьТвоим любимцем стану, Со мною ласкова не будь, Когда расти устану... Пусть буду снова нелюбим, Но, как ни говори там, Почётней быть рабом твоим, Чем праздным фаворитом.
Да, сейчас возрастает доверие к стихам. Кто-то сказал: мы, люди, а поэтому в особенности призваны всю жизнь сдавать экзамен по науке жертвовать собой. И поэтому в России поэт больше чем поэт, и мы знаем, что наш родной край богатразнообразием мотивов в творчестве донских поэтов.
Так в стихах Николая Михайловича Скребовачасто возникает мотив самого искреннего сомнения: «Что успел ты сделать? Чем успел помочь?» И возникает ощущение, что по-настоящему-то и не брался за дело: «А как работать хочется – до дрожи! И чем короче время, тем дороже…».
Время и люди - лучшие судьи труду поэта, которым этот труд адресован. В книгах Николая Михайловича Скребова читатель обязательно найдет строки, возникшие, как и музыка души, «без принуждения», а потому вызывающие ответное звучание.
Стихи же Валерия Рюмина проникнуты не мотивами искреннего сомнения, а, в основном, любовью к женщине:
В этом городе
В этом городе мы повстречались. Не вчера ли там осень была? Не заметили — годы промчались, Не заметили — юность прошла. Кто ответит, зачем так случилось? Молчалива листва, как тогда. В этом городе мы разлучилисьНе надень, не на год — навсегда. Он засыпан листвою опавшей, Как и прежде. Зачем вспоминать? В этом городе юности нашей Я тебя не смогу отыскать.
Творчество же его отца, Павла Рюмина, проникнуто мотивами любви к Родине, как к большой, так и малой. Подтверждением моих исследований считаю стихотворение:
Мало ли видано,
Мало ли пройдено.
Краски у сосен
Беру, у берез.
Нет лучше края,
Чем Малая Родина,
Где я на свете
Народился и рос.
Особенное место в творчестве Павла Рюмина занимает тема Великой Отечественной войны. Строки этого стихотворения пронзили меня насквозь, заставив задуматься над суровостью этой войны:
Суровый февраль сорок третьего года -
Морозец кусает за щеки и нос.
Под серым, грозящим бедой, небосводом
Распластан от взрыва Буденновский мост.
От ферм перебитых окалиной пахнет,
Глушенная рыба придавлена льдом.
Снаряд дальнобойный нет-нет, да и ахнет,
И кружится «Юнкерс» над самым мостом.
Обломок железа под ветром метельным
Еще после взрыва горячий, как печь.
Приказ командарма был краток предельно:
Чего бы ни стоило, мост уберечь!
Прогоны ложатся на плечи саперов,
Прямой на Миус открывается путь.
Здесь руки мои примерзали к опорам
И дважды пришлось под бомбежкой тонуть.
Пробитый навылет осколком снаряда
Я в щель одиночную камнем упал ...
Потом перед строем - с танкистами рядом -
Медаль мне вручал боевой генерал.
Замечательный мастер афористичного стиха Станислав Куняев как–то опубликовал стихотворение под заголовком «Три голоса»:
«Споили нас!» - «Вы сами виноваты!»
«Сгноили нас!» - «Вы сами виноваты!»
«Растлили нас!» - «Вы сами виноваты!»
Так значит, жди возмездья и расплаты.
Но как, однако, зло объединилось!
И почему в своём родном краю
душа болит и, словно Божью милость,
о честной смерти Родину молю?
Не миновать какой-то новой жертвы
во имя новой веры и любви,
об этом воют мировые ветры,
но – жертва, значит, снова на крови!
А Белое клокочущее море
бьёт в берега, и пена волн седых
шуршит и шепчет: «Ты забыл, что горе
тому, кто соблазняет малых сих!»
Не буду комментировать это стихотворение. Скажу лишь, что эти потрясающие строки родились в пламенной душе, где каждое слово – точный выстрел в наш, терпимый всеми нами, национальный позор.
Произведения же моей землячки Зои Никифоровны Бочаровойочень искренние, добрые, светлые и при этом всегда патриотические.
Девчонки из бригады фронтовой!
Пусть память позовет вас в сорок третий...
Нас леденил мороз, глушил нас бомбы вой -
За магистраль лишь мы одни в ответе.
Разруху одолеть в недельный срок.
Ведь фронт и тыл - родные братья были.
Чтоб день и ночь вливался грузов ток,
Артерии питая мощной силой.
Бойцы трудфронта, мы, как на войне,
Сдержали слово, радуясь по-детски...
И праздник тот нам дорог был вдвойне:
Шел первый эшелон
В День армии советской.
Особое место в ее лирике занимает тема женщины, матери. Эти стихи пронизаны болью, грустью, так как она очень рано потеряла родную маму и знает не понаслышке, как это тяжело без теплых материнских рук и ласки.
Основная отличительная особенность стихотворений Анатолия Владимировича Софронова – музыкальность. Большая часть стихов положена на музыку местными и известными в стране композиторами. Песнями стали многие стихи поэта.
Вторая отличительная черта творчества Анатолия Софронова – умение раскрыть в своих произведениях любовь к Донскому краю, к казачьим традициям. Отсюда чистота и теплота стихов, ясность выражения мысли, та простота, которая делает поэзию естественной, как воздух, как небо и солнце.
Есть два типа поэзии – поэзия открытия и поэзия узнавания. Вторая, когда, читая стихи, ловишь себя на мысли, что ты так думал и чувствовал, но выразил всё, в том числе и твоё, сокровенное, - поэт. В нашем случае – Анатолий Софронов:
Как можно жить, не зная точно,Откуда ты и кто ты сам?Кому обязан каждой строчкой,Каким высоким парусам?Кому ты твердостью обязан?Откуда в люди вышел ты?Кто в жизни дал тебе наказомНеразводимые мосты,Соединившие навекиТебя с отцовскою землей?Откуда ты считаешь вехиДороги долгой и крутой?!И не ищите, не ищитеМеня в какой стране другой:Нуждаясь в ласке и защите,Я возвращаюсь в край родной.И вот дышу, дышу, вдыхаяДымок рыбачий над костром,Смотря, как пламя полыхаетПод искрометным ветерком.Нет, не ищите, не ищите, - Я сам всегда сюда иду,Донской земли старинный житель,Без этих зорь я пропаду!Пусть опадает клен багряно,Теряя листья на ветру...Осенней ночью ноют раны,Лишь затихая по утру.Когда кричат разноголосо,Росой умывшись петухи,Опять рождаются без спроса,Без принуждения стихи.
В стихах Олефиренко Владимира Васильевича главным героем остается время, пронизанное живыми токами земли, горячим ветром донского края и задушевным говором его людей. Поэтому-то они и читаются, и поются с добрым и радостным чувством. Сборник стихов «В серебре росы донской святыни» издан по инициативе администрации Азовского района. Посвящается он участникам Великой Отечественной войны, живым и павшим, труженикам Ростовской области, землякам-азовчанам и подрастающему поколению России. Эпиграфом к сборнику выбрано четверостишие:
Златая Русь!
Клянусь тебе до гроба,
Как верный сын
Святой земли твоей,
Что буду для тебя
И для народа
Творить добро поэзией своей.
Эти слова созвучны с каждым стихотворением, вошедшим в сборник.
Вот некоторые строчки из стихотворения «Отчий дом»:
Журавушкой стоит осиротело
Мой отчий дом,
Где я когда-то рос.
В нем жаворонком
Детство отзвенело
Под сенью ив и
В шелесте берез.
Именно с родного дома и начинается любовь к Родине, гордость, чувство патриотизма. Много стихов посвящено памяти героев Великой Отечественной войны, их бессмертным делам. Есть в книге стихи, посвященные участникам Чеченской и Афганской войн, наказ потомкам «хранить память дедов и отцов», душевный разговор мудрого человека с ребятами, начинающими жизнь. Владимир Васильевич - частый гость в школах города, на предприятиях, на творческих вечерах поэтов и писателей.
Казачий быт, степь, станичная вольница, родной курень, храп коней, «казачий престол Покрова», Дикое поле, казачья любовь, казачья песня и, конечно, война – жуткая, братоубийственная, Сиваш, Перекоп, Крым, Бахчисарай, «блеск холодной стали», русская кровь… – всё это с природной страстью и высоким мастерством отражено в стихах донского поэта Николая Туроверова. В слове его чувствуется энергия и упругость движений всадника, слившегося с полетом коня:
Нас было мало, слишком мало.От вражьих толп темнела даль.Но твердым блеском засверкалаИз ножен вынутая сталь.Последних пламенных порывовБыла исполнена душа,В железном грохоте разрывовВскипали воды Сиваша.И ждали все, внимая знаку,И подан был знакомый знак…Полк шел в последнюю атаку,Венчая путь своих атак.
3.Заключение.
…Но вновь бледнеют лица,
Глаза огнём горят;
Провидцы из провинции
Поэзию творят.
Я не ставила перед собой цели дать оценку творчеству того или иного поэта. Хочется, чтобы мои современники обратили внимание на то, что рядом с нами ходят по той же земле люди, наделённые искорками таланта, люди, которые стараются сделать светлее наше нынешнее бытие в меру своих возможностей. Пророки ли они, провидцы ли? – не столько сие важно ни им, ни нам. Но они – есть. И на том держатся наша душа, наша культура, наша красота, в конце концов – наше земное существование.
Исследовав творчество донских поэтов, могу с уверенностью сказать, что их произведения проникнуты любовью к Донскому краю, к своим землякам, к традициям и обычаям казаков. Основными темами творчества моих земляков являются любовь к Родине, к матери, к Отечеству, к родному краю и землякам.
Список литературы
Л. Отарова //Донской временник. – 2005. – с. 102-103)
Люди земли донской [Текст] / сост. И. Д. Демченко. – Ростов н/Д: Книжное издательство, 1983. – 320 с.: ил.
DonLib.ru›news/2010/3/24/poslushaem-donskix…culture-gukovo.ruБондаренко Л. Благословление корифея // Приазовье. — 2004. — 6 мая.
Бойко А. Он край донской с любовью воспевает... // Молот. — 2004. — 30 марта.
Аркадьев Н. «В серебре росы донской святыни» // Приазовье. — 2003. — 10 апр.
Голованёв Ю.П. Поэт божьей милостью // Приазовье. — 1995. — 16 авг.