Конспект урока для обучающихся с глубокой умственной отсталостью по предмету «Окружающий мир» Воздух. Наблюдение за воздухом». Цели:
Конспект урока для обучающихся с глубокой умственной отсталостью по предмету «Окружающий мир»
"Воздух. Наблюдение за воздухом».
Цели:
-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
Задачи:
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать познавательно – исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
-развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
-воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, опыты.
Предшествующая работа:
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
Оборудование: стаканы с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешки, воздушные шарики, запись шума ветра, голубь из бумаги, салфетки.
Наглядность: схемы – карточки, картинка облака, пиктограммы.
Ход урока:
Организационный момент.
- Дети, посмотрите на меня. Проведём гимнастику для глаз. Закройте глаза, откройте, посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. Хорошо. А теперь сделайте сердитое лицо, радостное, удивлённое, серьёзное. Какие вы у меня красивые, умные, внимательные и я уверена, что мы с вами сегодня отлично позанимаемся.
- А теперь, посмотрите, перед вами облако. Это облако настроения. Перед вами рисунки с изображением различных выражений лица. Одно грустное, другое веселое, третье – спокойное. Какое настроение сейчас у вас? Поднимите табличку. Прикрепите её на облако.
2. Введение в тему занятия.
-Ребята, отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения. Посмотрите вокруг. Мы видим стол, стул, а за окном облака, дома, деревья.
- Ребята, а вы видите воздух?
Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».
3. Объяснение материала урока.
-Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы?
Первое его свойство – прозрачность.
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Опыт 1.
-Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.
А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?
-Ответы
Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?
-Можно подуть себе на руку.
- У вас получились очень красивые поделки.
Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.
Опыт 2.
Возьмём полиэтиленовый мешок и наполним его воздухом. Мешок стал выпуклым, твёрдым, упругим. Почему, стал упругим?
Следовательно, воздух упругий.
-А какого цвета воздух? ( Он бесцветный).
-Вдохнём ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (Он безвкусный).
-Вдохнём носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха).
Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.
Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
-А как вы думаете, можно ли воздух услышать?
-Когда его можно услышать? (Дует ветер).
Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Давайте, послушаем, как дует ветер. (Запись шума ветра).
Ветер – движение воздуха.
Воздух способен двигать предметы.
Опыт 3.
Салфетка на столе, подуем на неё.
-Ребята, а есть ли воздух внутри нас?
Опыт 4.
Коктейльные трубочки и вода в стаканах.
Мы им дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие. Воздух проходит через лёгкие и выходит обратно.
Воздух бывает тёплым и холодным. Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье.
Физкультминутка.
Ветер тихо клён качает
Вправо – влево наклоняет.
Раз наклон, два наклон –
Зашумел листвою он.
(Дети выполняют движения согласно тексту.)
-Ребята, а где ещё может прятаться воздух? (В предметах, воздушные шары).
Воздухом можно наполнить шарик.
Опыт 5 с воздушным шаром.
-Какую форму имеет шарик?
Круглую.
-А если шарик чуть сдавим. Какую он форму приобрёл?
Овальную.
Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмета.
А сейчас давайте попробуем наполнить шарики воздухом.
Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Воздух – удивительная оболочка вокруг Земли.
-Кому же нужен воздух? (Схема).
(Презентация про голубя. )Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь, не в коем случаи нельзя его загрязнять.
4. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Посмотрите на наше облако настроения.
- Какое настроение у вас было в начале занятия?
- Изменилось ли ваше настроение? (Дети меняют пиктограммы на «Облаке настроения».)
- Понравилось вам занятие?
А на занятии ручного творчества мы с вами сделаем голубей из бумаги.