Методическая разработка открытого бинарного занятия на тему:« Методика расчета фундаментов мелкого заложения и технология их монтажа»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
(ГАПОУ СО «ЭПЭТ»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого бинарного занятия
Специальность 270802 Строительство и эксплуатация зданий
и сооружений
МДК 01.01 Проектирование зданий и сооружений и
МДК 02.01 Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов
Тема:
« Методика расчета фундаментов мелкого заложения
и технология их монтажа»
Разработали преподаватели:
Т.М. Давыдова - преподаватель специальных дисциплин
В.А. Гусакова - преподаватель специальных дисциплин
Энгельс 2015
Пояснительная записка.
Открытое учебное занятие проводится по дисциплине МДК 01.01 Проектирование зданий и сооружений и МДК 02.01 Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов со студентами 3-го курса очной формы обучения специальности и 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Тема урока « Методика расчета фундаментов мелкого заложения и технология их монтажа» является составной частью МДК 01.01 Проектирование зданий и сооружений и МДК 02.01 Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов, что соответствует рабочим программам данных дисциплин и календарно-тематическим планам.
Изучение указанной темы способствует развитию логического мышления студентов, навыков самостоятельной оценки происходящих процессов, навыков творчества, что позволит в дальнейшем успешно применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности.
Дата проведения открытого учебного занятия - 26 марта 2015 г.
Группа С-469
Продолжительность учебного занятия - 90 мин.
План открытого бинарного занятия
по МДК 01.01 Проектирование зданий и сооружений
и
МДК 02.01 Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов
Преподаватели: Давыдова Т.М.
Гусакова В.А.
Дата:26.03.15 г
Курс 3
Группа: С-469
Специальность:270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Тема « Методика расчета фундаментов мелкого заложения и технология их монтажа»
Тип занятия: урок изучения нового материала в форме проведения бинарного занятия;
Задачи занятия:
1.Образовательные:
Обеспечение в процессе занятия усвоения следующих понятий:
-обучение навыкам пользования СниП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений в пределах изучаемого материала
- умение определения расчетного сопротивления грунтов, в зависимости от его физических характеристик, проведение расчета ленточного фундамента на прочность, назначение ширины подошвы фундамента, конструирование арматурной сетки по подошве фундамента.
- организация проверки знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущих темах;
- обучить навыкам выполнения несложных расчетов и конструирования строительных конструкций. ( ПК 1.3. - профессиональная компетенция);
- изучение особенностей технологии монтажа фундаментов мелкого заложения (ПК 2.2. - профессиональная компетенция) ;
2. Развивающие:
- развитие навыков работы с архитектурно-строительными планами;
- развитие умения планировать самостоятельно;
- развитие логического мышления и анализа;
- развитие навыков творчества, самооценки происходящего процесса;
- формирование нового проблемного видения;
- развитие умения работать с различными источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией;
- развитие организованности и внимания.
- развитие навыков использования информационно-коммуникативных технологий и профессиональной деятельности (ОК 5. – общая компетенция);
- закрепление теоретических знаний;
3. Воспитательные:
- Воспитание у студентов эстетической культуры восприятия материального мира, реализация задач развития интеллекта, внимания, речи, памяти, самостоятельности познавательных интересов, формирование научного мировоззрения;
- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса (ОК 1. – общая компетенция);
- создание положительной мотивации к изучению дисциплины.
- воспитание навыков коллективной работы.
4. Методическая:
- систематизация и закрепление полученных знаний по данной теме;
- развитие умений работы на занятии;
- воспитание интереса к профессии «техник».
Цели занятия:
Дидактическая - Создание содержательных и организационных условий для самостоятельного применения студентами комплекса знаний и способов деятельности при изучении принципов методики расчета фундаментов мелкого заложения и изучение особенностей технологии их монтажа.
Деятельностная: Формирование у студентов деятельных способностей к структурированию и систематизации учебного материала, применения действий, связанных с изученными понятиями и алгоритмами.
Развивающая: - формирование умений выполнения схем конструктивных элементов и эскизов устройства подпорных стенок
Воспитательная: -формирование научного мировоззрения, воспитание эстетической культуры восприятия материального мира.
Обеспечение заняти: - презентации фундаментов неглубокого заложения
Технические средства обеспечения: - мультимедийный проектор
компьютер, экран, учебники, стандарты ЕСКД.
Раздаточный материал:
- карточки задания, для выполнения тестов и творческих заданий;
- конспект урока (краткое изложение каждой дидактической единицы);
- задание для самостоятельной работы;
Метод обучения – метод учебного сотрудничества.
Методы обучения:
- контроль знаний – комбинированный: устный опрос; письменный опрос по картам-тестам;
- эвристическая беседа;
- демонстрация и анализ компьютерной презентации;
- выполнение конструктивных заданий, имеющих выраженную практическую направленность (метод кейс-стади);
- организация рационального общения и коллективной работы;
- работа с нормативной и справочной литературой;
- закрепление материала: расчет потребности строительных материалов при выполнении фундаментов неглубокого заложения
Новизна учебного занятия:
- применение деятельностных педагогических технологий
Межпредметные связи:
ОП 02. Техническая механика
ОП 04. Основы геодезии
ОП 09 (В). Инженерно-геологические исследования для строительства
ОП 10 (В). Строительные материалы и изделия
ПМ 01. Участие в проектировании зданий и сооружений
ПМ 02. Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов
ПМ 04. Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов
Внеаудиторная самостоятельная работа:
а). Учебник В.И. Сетков Строительные конструкции стр 388-401
б) Учебник Соколов Г.К. Технология и организация строительства, стр.381-394
б). Работа с конспектом лекций;
в). Выполнение расчета с последующей разработкой чертежей и схем фундаментов неглубокого заложения .
Инструкционно-технологическая карта
Этап
Педагогический прием
Деятельность преподавателя
Деятельность студента
Время
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка отсутст-вующих на уроке
Подготовка к занятию
1 мин.
2.
Целеполагание. Мотивация
Эвристическая беседа.
Постановка целей занятия. Мотивация темы
Межпредметные связи
Участие в формулировании целей.
2 мин.
3.
Проверка уровня знаний учащихся
Эвристическая беседа
Устный опрос
Ответы на вопросы
12 мин.
Тестирование
Дифференцированное тестирование по картам-тестам
Письменное тестирование
Обсуждение подготовленных сообщений и докладов
Выступает в роли модератора.
Чтение и обсуждение докладов.
4.
Актуализация комплекса знаний и способов деятельности
Эвристическая беседа с просмотром презентации и видеоматериалов
Ознакомление студентов с содержанием нового учебного материала.
Ответы на вопросы.
Составление плана-конспекта
40 мин.
5. Самостоятельное применение знаний
Решение практикоориентированной задачи.
Выступает в роли модератора.
Работа с компьютером
5 мин.
Кейс-стади (Case study).
Групповая форма организации работы студентов.
Напоминание о технике безопасности. Распределение ролей в группах.
Обсуждение кейсов, выдвижение гипотез.
10 мин.
6.
Закрепление знаний
Решение профессиональной задачи с использованием нормативно-справочной литературы
Представление проблемной ситуации.
Поиск необходимого решения.
14 мин.
7.
Контроль и оценка
Взаимооценка результативности действия.
Оценивание способов достижения результата.
Презентация выполненной работы. Взаимопроверка. Самопроверка и оценка
3 мин.
8. Рефлексия
Краткое впечатление от занятия.
Обобщение итогов занятия.
Участие в оценке результатов работы
1 мин.
9. Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы
Выдача домашнего задания с инструктажем по его выполнению
Запись задания
2 мин.
Х О Д У Р О К А
1. Организационный момент (1 мин.)
- Подготовка аудитории к занятию.
- Приветствие, создание благоприятной атмосферы в аудитории.
- Проверка отсутствующих студентов
2. Целеполагание и мотивация (2 мин.)
- характеристика места урока в системе занятий по дисциплине;
- сообщение целей и задач урока, этапов и видов работы
- Запись темы
3. Проверка уровня знаний учащихся (12 мин.)
Осуществляется путем фронтального устного опроса с использованием мультимедийного проектора и при помощи тестов
План опроса:
Классификация грунтов
Стадии работы оснований
Виды искусственного улучшения оснований. Временное крепление стенок котлованов и траншей
Закрытые способы разработки грунтов
6.Поверхностное уплотнение грунтов.
7. Разработка грунтов экскаватором с обратной лопатой
4. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности (40 мин.)
МДК 01.01 Проектирование зданий и сооружений
Глубина заложения фундаментов
Работа и расчет ленточных фундаментов
Работа и расчет фундаментов стаканного типа
Решение задач
МДК 02.01 Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов
1. Классификация фундаментов.
2. Технология монтажа ленточного фундамента.
3. Технология монтажа фундамента стаканного типа.
3. Технология устройства монолитного фундамента.
Краткое изложение каждой дидактической единицы
Каждый пункт лекции иллюстрируется на экране презентационным материалом
5.Самостоятельное применение знаний (15 мин)
Решение практик ориентированной задачи.
6. Закрепление знаний (14 мин)
Решение профессиональной задачи с использованием нормативно-справочной литературы
7.Контроль и самоконтроль знаний (3 мин)
Что такое нагрузки?
Назовите типы фундаментов. Какие материалы используются.
Что такое плитные и ленточные фундаменты. Где они используются.
Как перенести оси на дно котлована.
Назовите основные факторы, влияющие на глубину заложения фундаментов
В какой последовательности монтируются фундаментные подушки?
Как влияют способы производства работ по устройству фундаментов
Решение задач.
Рефлексия (1 мин)
Обобщение итогов занятия
9. Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы (2 мин)
1. Учебник В.И. Сетков Строительные конструкции стр 388-401
2. Учебник Соколов Г.К. Технология и организация строительства, стр.381-394
3. СНиП II-I-82.Строительная климатология и геофизика. Нормы проектирования. М.:Стройиздат,1983.
Рисунок 1015