Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников как технология реализации ФГОС в системе учебников 21 века


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСВ СИСТЕМЕ УЧЕБНИКОВ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI века»МАТЕМАТИКА. ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА?Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: – определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; – выявить характер трудностей ученика и установить их причины; – установить уровень овладения учебной деятельностью; – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся. ФУНКЦИИ ДИАГНОСТИКИ. Являясь важной частью процесса образования, диагностика не отменяет и не заменяет каких - либо методов обучения и воспитания; она всего лишь помогает выявить достижения и недостатки В.С. Аванесов- канд.пед.наук, проф. В соответствии с ФГОС начального общего образования в период обучения в начальной школе осуществляется:Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности- умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Предлагаемая система диагностических работ позволит определить уровень сформированности предметных знаний и умений по русскому языку и математике, а также универсальных учебных действий; отследить динамику индивидуального продвижения учащегося. Результаты диагностики послужат основой для принятия обоснованных педагогических решений о дальнейшем ходе обучения. Руководство для учителя по проведению педагогической диагностикиБланки с заданиямиРуководство по проведению педагогической диагностикиТаблица для результатов всего классаИнструкция по оцениванию диагностических работ Проведение педагогической диагностикиПроводится 3 раза в год: на 2-й неделе сентября; в декабре-январе; в апреле. Все работы даются в 2-х вариантах.Задания читают сами учащиеся, каждый работает в своём темпе.Порядок выполнения заданий выбирают сами.Во время работы учителю необходимо поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу.Не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, не высказывать своего недовольства; не помогать, не подсказывать, не отвечать на вопросы.Можно говорить «очень хорошо», «вы молодцы», «я вижу, у вас всё замечательно получается». Тогда получите достоверные данные о том, что и как ученик может сделать сам. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ: сравнение ребенка только самого с собой на разных этапах его развития; сравнение результата труда с образцом: с обязательным выделением, подчеркиванием успехов; рассмотрение ошибки с точки зрения ее познавательного значения и преходящего характера. ученику важнее видеть,что и почему (за счет чего) у него получается, чем убеждаться в том, что не получилось; развернутая содержательная оценка с подчеркиванием достижений помогает сориентироваться на результат своего труда, почувствовать уверенность в своих возможностях, понять, что именно нужно еще освоить, а значит - пробудить учебно-познавательную мотивацию. Педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы освоение способом решения проблем творческого и поискового характера;и- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления При оценивании заданий используются не 2 оценки (верно-неверно), а 4- от0 до 3 баллов.Например, 3кл., задание 6:На санках катались 18 ребят, а на лыжах – в 3 раза меньше. Отметь галочкой чертёж, который соответствует условию задачи.18 р 18 р. 18 р.Учитель ставит 0б., если ученик попытался выполнить задание: отмечены одновременно 2 или 3 схемы;1б., если отмечена 1 схема: ученик не различает отношение « в 3раза меньше» и «на 3 меньше»; 2б., если отмечена 2-я схема: ученик различает отношение «в несколько раз» и «на несколько единиц», но не может определить, на какой из схем представлено отношение «в 3 раза меньше»;3б., если задание выполнено верно: отмечена 3-я схема {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Ф.И. учащегосяРезультаты выполнения заданий, баллыУровень выполнения работыИтого баллов за работуПроцент выполнения работы1234567891011121Агафонова Соня122323233312повышенный27б.75%2Араштаева Вика122333112321повышенный24б.673Артёменко Лиза 112331230211базовый20б.564Арчимаева Анастасия122211222202базовый18б.505Бондарь Семен322331133321повышенный27б.756Бочерикова Настя322321233101базовый23б.647Бушуев Всеволод 233331333332высокий32б.898Гончаров Игорь 010333232333повышенный26б.729Другов Никита 333331032310повышенный25б.6910Лункарь Татьяна032321132322повышенный24б.6711Малахов Владислав322323132323высокий29б.8112Малахов Костя323331333333высокий33б.9213Малыгин Артур 032331232132повышенный25б.6914Муркин Максим 122202031302базовый18б.5015Мусатова Дана 322330232122базовый22б.61 Итого222725282426252826252323    %качества79968910086938910093898282   Справились на базовом уровне – 12уч. (40%)Справились на повышенном уровне – 10уч. (33%)Справились на высоком уровне – 6уч. (20%) {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Ф.И. учащегосяРезультаты выполнения заданий, баллыУровень выполнения работыИтого баллов за работуПроцент выполнения работы1234567891011121Агафонова Соня333232313332высокий31б.86%2Араштаева Вика323331232333высокий31б.863Артёменко Лиза 321323131302повышенный24б.674Арчимаева Анастасия212123121021базовый18б.505Бондарь Семен321133311332повышенный26б.726Бочерикова Настя321212122002базовый18б.507Бушуев Всеволод 333133312332высокий30б.838Гончаров Игорь 321322223322повышенный27б.759Другов Никита 313133232330повышенный28б.7810Лункарь Татьяна332222313320повышенный26б.7211Малахов Владислав313113221022повышенный21б.5812Малахов Костя332333333333высокий35б.9713Малыгин Артур 332331331332высокий30б.8314Муркин Максим 323132211020базовый20б.5515Мусатова Дана 223323323332высокий31б.86 Итого303030303030302929262623    %качества1001001001001001001009797878777   Справились на базовом уровне – 11уч. (37%) Справились на повышенном уровне – 10уч. (33%) Справились на высоком уровне – 9уч. (30%) Значение педагогической диагностики.Результаты педагогической диагностики позволяют: - определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; – выявить характер трудностей ученика и установить их причины; – установить уровень достижения метапредметнымх результатов; – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся., в том числе проследить за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки Коррекционно – развивающая работа проводится после выявления устойчивых ошибок; характера возникающих затрудненийРабочие тетради{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№заданийУченикУчитель Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно выяснялась и сформированность учебных умений – умения воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации. Таким образом, проведение педагогической диагностики, анализ полученных результатов – дело достаточно трудоёмкое, но эта работа позволяет повысить эффективность педагогической деятельности учителя, позволяет выполнить требования, которые определены в стандарте начального образования.