План конспект урока — исследования по теме «Исследование магнитного поля»

План конспект урока - исследования по теме «Исследование магнитного поля»

ФИО
Балашова Татьяна Павловна


Место работы
Муниципальное общеобразовательное учреждение Городская средняя общеобразовательная школа
г. Калязин



Должность
учитель


Предмет
физика


Класс
8


Тема урока
Исследование магнитного поля


Базовый учебник
Пёрышкин А.В. «Физика -8 класс», М.Дрофа, 2013 г







Этап урока
Учитель
Ученик



1






Организационный момент



2 мин
1.Сегодня у нас необычный урок: мы с вами окажемся сотрудниками научно-исследовательского института. Каждый научный сотрудник должен обладать определёнными знаниями, чтобы быть способным проводить исследовательскую работу. Предлагаю вам проверить ваши знания, выполнив задание «Проверь себя».
2.Деление класса на группы (пары) и раздача материалов для работы (1 мин)





2
Актуализация опорных знаний


7 мин
Индивидуальная работа
1.Работа в парах по дидактическому листу №1 «Проверь себя» (обмениваются своими ответами, обсуждают их, сопоставляют, сверяют, оцениваю и корректируют)
2)Фронтальная работа( беседа по вопросам дидактического листа №1)




3
Подготовительный этап





5 мин
1)Сообщает цели задания:
1.Исследовать магнитное поле катушки с током и дугообразного магнита и выяснить, от каких факторов оно зависит.
2.Определить полюса соленоида и электромагнита с помощью магнитной стрелки и подтвердить полученный результат, опираясь на правило буравчика (обхвата правой рукой).
2)Ставит проблему
Какое оборудование необходимо для проведения данной работы?

1) Работают в группах
Составляют список необходимого оборудования, для проведения данного исследования.
2) Фронтальная работа
Уточняется список оборудования (лист 2)



4
Исследовательская работа

20 мин
1)Раздаёт задания для исследования, напечатанные на отдельных листах (лист 3).
2)Индивидуальная работа
1) Самостоятельно выполняют работы в группах
2)Делают записи в тетрадях



5
Подведение итогов исследования

10 мин
Проводит обсуждение результатов и организует научный симпозиум (вызывая по каждому заданию выступать представителей одной из групп)

Выступают, слушают, задают вопросы, спорят, происходит и коррекция полученных знаний, делают вывод


6
Подведение итогов работы
1 мин
отмечает наиболее хороших исследователей, указывает причины неудач

фиксируют результаты своей работы в листах учёта



Приложение
Дидактический лист №1
1.Дайте определение магнитного поля тока и сформулируйте его свойства.
2 .Приведите доказательства существования магнитного поля тока. (Если вы не ответили на данный вопрос, воспользуйтесь подсказкой 1)
3 .Что такое силовые линии магнитного поля.
4. Сформулируйте правило буравчика (обхвата правой рукой) для определения направления силовых линий: а)прямого тока, б)соленоида.
5.Ответьте на вопрос: как определить магнитные полюса соленоида по направлению силовых линий.
2. Дидактический лист №2
Оборудование:
1.Источник постоянного тока лабораторный,
2. ключ,
3.реостат,
4.магнитная стрелка (компас),
5.детали для сборки электромагнита (2 катушки с общим П-образным сердечником)
6.соединительные провода.
3. Дидактический лист №3
План исследовательской работы
1.Соберите электрическую цепь для исследования магнитного поля соленоида. (Если у вас это задание вызвало затруднение, воспользуйтесь подсказкой 2.)
2. Определите магнитные полюса соленоида.
3. Подумайте, как можно усилить магнитное поле соленоида. Проверьте свои предположения на опыте. (Если вы с этой работой не справились, воспользуйтесь подсказкой №3).
4.Соберите дугообразный магнит. Определите его полюса. Обоснуйте результат опыта, определив направление магнитных силовых линий у концов каждой катушки по правилу буравчика и на основании этого – полюса магнита. Сделайте рисунок.
Сделайте вывод: как соотносится эксперимент и теория.

Дидактический лист№4
Подсказки
Доказательства существования магнитного поля тока это опыты Эрстеда и Ампера.
Для исследования магнитного поля соберите цепь по схеме




Катушка

Усиление магнитного поля соленоида: вставить железный сердечник; увеличить силу тока в катушке при помощи реостата, переместив ползунок; увеличить число витков в катушке.


Лист учёта
Фамилия,
имя
Проверь
себя
Список
оборудования
Исследовательская работа
Итоговая
оценка




1
2
3
4
















15