Методическая разработка «Из личного опыта работы с линией учебников по химии Д.М.Жилина. Как избежать ошибок в учебном процессе»


Методическое пособие
«Из личного опыта работы с линией учебников по химии Д.М.Жилина. Как избежать ошибок в учебном процессе»
В данной линии учебников имеются небольшие недочёты. Это вполне объяснимо, так как я использую самое первое издание учебников Д.М.Жилина. В этом году школа закупает новые издания того же автора, думаю, что материал будет «отшлифован» и станет еще лучше. Итак, о недочётах…
2.2.1. Не смотря на то, что в каждом учебнике имеются великолепные цветные вкладки, фотографии внутри параграфов очень низкого качества. Порой бывает трудно разобрать, что именно на них изображено. Я бы удалила, а, ещё лучше, заменила бы следующие иллюстрации: рис. 25 (§ 9), рис. 29 (§ 10), рис. 41 (§ 17), рис. 42 (§ 19), рис. 44 (§ 20), рис. 47 (§ 22), рис. 57 (стр. 138), рис. 57 (§ 25), рис. 62 (стр. 170) в учебнике «Химия 8» и рис. 32 (стр. 117) в 9 классе.
2.2.2. При изучении темы «Атомы, элементы, нуклиды» описывается опыт Резерфорда по определению состава атома с золотой фольгой. Есть опыт, есть выводы, а на основании чего сделаны выводы, не указано. (§ 11, 8 класс).
2.2.3. Периодическая система на форзацах учебника за 8 класс чёрно-белая. Восьмиклассникам же удобнее и интереснее на первых порах ориентироваться в цветном варианте ПС.
2.2.4.В конце учебника приведены ответы и решения. Некоторые из них я бы удалила, так как большая часть детей просто списывает решение задания. Нет необходимости, например, давать ответы на упражнения 1.1., 1.2, 15.1, 15.4, 20.2, 21.3, 25.1, 41.1, 42.1, 44.1. К тому же, в приложении можно заметить, что ответ обозначен 15.4, а в основном содержании это задание 15.2. В задании на первом месте стоит сера, а в ответах к нему – кислород. И таких описок в материале учебника имеется несколько.
2.2.5. Тема «Энергетические уровни и номер периода» даётся сложно для понимания. Во всяком случае, для моих учеников. В параграфе есть ссылки на двойственность природы элементарных частиц. Но корпускулярно-волновой дуализм серьезно начинает изучаться только на уроках физики в 11 классе. А распределение электронов по уровням объясняется наличием у них определённой потенциальной энергии. Энергия (потенциальная), конечно, уже была изучена в курсе «Физика 7», но, тем не менее, дети с трудом воспринимают материал в изложении автора. Поэтому после двух лет я стала использовать по данной теме материалы учебников других авторов.
2.2.6.При апробировании данного учебника в 2012 году я старалась чётко следовать рекомендациям автора по распределению очерёдности тем. Но степень обученности снизилась при изучении темы «Реакции ионного обмена». Д.М.Жилин предлагает такую последовательность:
«Краткие уравнения реакций ионного обмена. Качественные реакции»,
«Формы записи уравнений реакций ионного обмена» и только после этого
«Составление уравнений ионообменных реакций»
Такой подход, возможно, более научно обоснован. Но по своему личному опыту я могу сделать вывод, что дети лучше усваивают материал в традиционной последовательности: реакции обмена в молекулярном виде+ТЭД, полное уравнение реакции ионного обмена, краткое, качественные реакции.
Убрала бы я из учебника 9 класса (§ 12) и алгоритм составления уравнений ионообменных реакций. Он слишком сложен и громоздок.
2.2.7. При изучении темы «Тепловой эффект химической реакции» (9 класс, § 22) отсутствует материал по решению задач на ТЭХР. Линию Жилина Д.М. я заканчиваю в 9 классе, далее обучение идёт по учебникам О.С.Габриеляна, у которого задачи данного типа рассматриваются как уже изученные ранее. В ЕГЭ эти задачи есть. Поэтому приходится в 9 классе искать дополнительное время и дополнительный материал.
2.2.8. Только по 1 часу в 9 классе отводится на изучение тем «Углеводороды», «Спирты и карбоновые кислоты». Этого крайне недостаточно. Тем более, что знание этих тем пригодится для успешной сдачи ГИА по химии.
Судить созданную работу, конечно гораздо легче, чем написать учебник. И я ни в коем случае не собираюсь отказываться от использования в обучении линии Дмитрия Михайловича, изучение химии по которой даёт действительно глубокие и прочные знания. Просто хочется, чтобы его учебники стали ещё лучше. Ведь совершенству, как известно, предела нет.
Приложение № 8.
§ 11
«…. После чего стало ясно, что атом построен из ещё более мелких «деталей», чем он сам, и встал вопрос о том, как он устроен.
На этот вопрос ответил в 1911 г. Э.Резерфорд. он пропускал через тонкую золотую фольгу поток положительно заряженных частиц и наблюдал, что некоторые отклоняются и даже отлетают назад. По итогам этого опыта Резерфорд предложил планетарную модель атома.»
В этой части материала я бы добавила информацию:
Это возможно только в том случае, если положительный заряд атома сосредоточен в очень малой центральной части атома – атомном ядре. В ядре сосредоточена также почти вся масса атома.

Приложение № 9

Приложение № 10
Задание 15.2 (8 класс) Заполните таблицу.
Элемент Главная/побочная подгруппа Металл/неметалл
S Ca Fe Zn Pb P Элемент Главная/побочная подгруппа Металл/неметалл
O Главная Неметалл
Ca Главная Металл
Fe Побочная Металл
Zn Побочная Металл
Pb Главная Металл
P Главная Неметалл