Конспект занятия по окружающему миру на тему: Вулкан
Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Вулкан».
Программное содержание:
Задачи:
- познание: сформировать представление о вулканах, познакомить с профессией ученого-вулканолога;
- коммуникация: расширить словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;
активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т.д.
- социализация: поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;
- безопасность: сформировать безопасное поведение при проведении опытов;
- художественное творчество: развивать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, компьютерная презентация, кусочки пемзы, обычные камни, миска с водой, сода, моющая жидкость (любая), красная краска, уксус, макет вулкана, материал для рисования.
Ход:
-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и одновременно грозном явлении природы, как вулкан (слайд 1, 2).
Вулканы изучают специальные ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется» (слайд 3, 4).
Итак, приступаем к изучению вулканов (слайд 5)
- А вы знаете, почему вулкан назвали вулканом?
Об этом вы узнаете, если внимательно будете меня слушать.
- Вы знаете, кого называют кузнецом? (слайд 6)
Это люди, которые стоят у наковальни, бьют тяжелым молотом по железу, раздувают огонь в горне (слайд 7).
И вот, Богу по имени Вулкан, очень нравилось кузнечное дело. Он тоже любил стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу и раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.
Как вы поняли из легенды, вулканы – это не простые, а необычные горы. И слово «вулкан» означает «бог огня» (слайд 8).
- Давайте глубже узнаем, что такое вулкан? Предлагаю спросить у компьютера. (слайд 9).
-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана ещё раз (слайд 9, 10) пояснения по слайду: лава из–под земли поднимается по жерлу вулкана и происходит выброс из кратера. Лава растекается по поверхности горы.
Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор (слайд 11).
Но иногда они «просыпаются» и тогда, (слайд 12) начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура очень высокая.
-Ребята, давайте вспомним, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, вулканические бомбы, камни) (слайд 13, 14).
Опыт №1
Давайте рассмотрим камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затв
·ердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза.
- Посмотрите на пемзу, какая она? (ответы детей)
В пемзе много дырочек.
- А у камней есть дырочки?
- Дырочки в пемзе пустые или в них что-то есть? (ответы)
В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.
- Как же это можно проверить? (ответы)
- Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Опыт)
Пемза – это камень, в котором много дырочек, где скапливается воздух. Пемза не тонет.
- Какое открытие мы с вами сделали? (ответы)
Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.
- Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. Внимание на экран (слайд 15).
- Какой вулкан называется действующим? (ответы детей)
Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя.
Слайд 16
- Какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)
Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться, проснуться.
Слайд 17
- Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей)
Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом.
- Извержение вулканов (слайд 18) угрожает жизни людей. Они бывают очень мощные и разрушительные, не оставляя ничего живого на своём пути.
(слайд 19) Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы. Туристы приезжают полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.
Физминутка.
По дорожке мы шагали
И ворон мы не считали,
Смело, мы идем вперед,
Где вулкан уже нас ждет.
Когда в гости мы пришли,
Можно крикнуть «1, 2, 3».
Опыт№2
Вот сегодня я предлагаю попробовать разбудить наш вулкан. Пока он еще уснувший, но мы его разбудим.
Что нам потребуется для того чтобы разбудить вулкан? Нам потребуется макет вулкана, моющее средство, вода, сода, уксус. Мы с вами заранее приготовили макеты вулкана. Как вы думаете, что означает знак на бутылочке с уксусом? Правильно, эту жидкость может взять только взрослый. Помещаем внутрь вулкана 3 ч. л. соды, 1ч. л. моющего средства, немного красной краски, воды, а теперь жидкость с особым знаком. Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан.
А вы хотели бы сами разбудить вулкан? Для вас я приготовила схему этого опыта. Давайте закрепим последовательность проведения опыта. У каждого из вас есть макет вулкана. Насыпаем в наш макет вулкана соду, добавляем немного краски, воды, моющего средства. И теперь я вам добавлю сама наше волшебное средство - уксус.
Дети проводят опыт.
Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили. Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается.
Рисование
Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам нарисовать вулкан. Для этого нам понадобится бумага и цветные карандаши.
- Как вы думаете, какого цвета карандаши нам нужны? (ответы детей)
Молодцы! Все вы справились со своими заданиями.
- Ребята, вам понравилась наша встреча? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей).
15