Урок Опасные чувства внутри меня 3 кл.

Тема урока: Опасные чувства внутри меня.(3 кл.)
Цели урока:
формирование у детей ресурсов противостояния «опасностям», исходящим из личного пространства, пространства внешней среды и социального пространства; формирование понятий «опасные чувства», «опасная ситуация»; формирование знаний об опасных чувствах как о причинах зависимости, их распознавании и преодолении;
развитие речи, мышления, логики, воли, эмоций, познавательных интересов.
воспитание ответственности за свое здоровье и свою безопасность, за будущее.
Оборудование - тематические карточки, план путешествия, «фонарик» (сигнальная карточка), маршрутный лист, маленькие карты для всех детей, планшетка, красный карандаш.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков и беседа по отрывкам из сочинений на тему: «Что такое здоровье» (собираются в течение недели).
3. Вступительная беседа.
- Мы все стремимся к здоровью (психическому, физическому, духовному), мы все хотим испытывать чувство радости, счастья, удовлетворения. Но мы живем в реальном мире, значит, попадаем в ситуации, которые заставляют нас переживать самые разные эмоциональные состояния. А, следовательно, есть в жизни место и обиде, и злости, и страху, вине.
//Вывешиваю таблички с этими словами.//
обида
злость
страх
вина
Назовите одним словом, что это? ( П.О. Чувства; состояния; эмоции.)
Какие чувства? (П.О.Отрицательные; неприятные; опасные; плохие.)
4. Изложение нового материала.
-Я предлагаю сегодня подробнее поговорить об этих чувствах, чтобы по- нять, чем они опасны для нас и окружающих нас людей, и уметь их «преодо- левать». Только хорошо их распознав, можно умело справиться с этими чув- ствами. Я предлагаю отправиться вместе со мной в необычное путешествие. Цель нашего путешествия - достичь пика Здоровья, но дорога к нему лежит через перевал Обид, впадину Злости, пустыню Страха, озеро Вины. Только преодолев все препятствия, мы сможем достичь пика Здоровья. Чтобы не сбиться в пути, откроем нашу маршрутную карту.
//Вывешивается карта. (Каждый ребенок имеет такую же маленькую карту, но без линий ).//

- Итак, в путь! У каждого участника нашей экспедиции есть планшетка со всем необходимым: карандаш, чтобы делать зарисовки в пути; ластик, чтобы вносить исправления; линейка, чтобы мерить расстояние; листок для наблюдений; красный фломастер, чтобы прокладывать маршрут на карте. Для того, чтобы преодолеть все препятствия, необходимо точно знать их координаты. В этом нам поможет план. По нему мы и будем работать.
// Открываю план на доске и зачитываю. //

План путешествия
1.Характеристика чувства.
2.Чем чувство опасно лично для тебя?
3.Почему твое поведение становится опасным для окружающих, когда ты испытаешь это чувство?
4.Как справиться с этим чувством?

- Начинаем наше путешествие. Поставьте точку красным цветом на карте на начало нашего пути.
// На большой карте показываю, где ставить точку.//
- «Зажигаем фонарик»(показывают сигнальную карточку) возле слова обида. Перед нами - перевал Обид. Приготовьтесь к штурму. Мы должны ответить на все вопросы нашего плана, и тогда победа за нами.
-Что это за чувство? П.О. Это чувство обидное; я испытываю боль; мне хочется плакать; я сержусь; желаю обидчику зла; много неприятностей; хочу отомстить. // опрос //
-Верно. Обида - это несправедливо причиненное огорчение, оскорбление,а также чувство, вызванное таким огорчением.
Какую опасность это чувство несет для тебя лично? П.О. Портится настроение; переживаю; могу заболеть; на душе плохо.
А для других есть опасность, когда ты испытываешь чувство обиды? П.О. Становлюсь злым: со мной неприятно общаться; хочется обидеть другого, нанести ему вред. Когда я обижаюсь, я всех во всем обвиняю, грублю. А я молчу. Пусть и им будет плохо.
Как будем бороться? П.О. Надо стараться не обижаться, не ругаться и не ссориться. // опрос //
- Вы правы. Когда испытываешь обиду, ты не можешь принять правиль- ное решение.
// Пишу рядом со словом «обида» поговорку: Обида- плохой советчик.//
Обида – плохой советчик.
Злость
Страх
Вина
- Возьмите листок для наблюдений, и пусть каждый из вас вспомнит свою последнюю обиду. Вспомните ту ситуацию, эмоции, которые вас захлестну ли, переживите заново это состояние. Изобразите вашу обиду в виде холмика или горки, или высокой горы. Отдайте обиду бумаге, избавьтесь от нее, пусть она вас больше никогда не беспокоит. Рисуйте.
// Дети рисуют 1-2 мин. //
- А теперь возьмите в руки красный фломастер и зачеркните нарисованные холмы и горы. Уберите обиду из своей жизни. Отложите листок в сторону. Теперь на своей карте проложите красным цветом путь через перевал Обид к впадине Злости.
// На большой карте зачеркиваю перевал Обид . //
- Наше путешествие продолжается. Мы с вами благополучно приблизи- лись к следующему пункту нашего маршрута - впадине Злости.
// Передвигаю «фонарик» к слову «злость». //
Что можно сказать о злости? Что это за чувство? П.О. Когда я злюсь, я ненавижу всех; мне хочется кричать и драться и т.д.
// опрос //
- Все верно. Злость - это злое, раздраженно-враждебное настроение.
А чем это чувство опасно для тебя лично? П.О. Я испытываю очень плохие эмоции...
А окружающие тебя люди что испытывают? П.О. Я злой, агрессивный, могу завязать драку, злость ведь должна из меня выйти.
Как справляться с этим чувством? Способ тот же. Злость рождает ссоры и непонимание друг друга. Не ссорьтесь, умейте решать спор без грубых слов, уважайте друг друга. Ведь злость до добра не доводит.
// опрос //
// Пишу пословицу рядом со словом «злость» на доске.//
Злость -- до добра не доводит.
- А теперь возьмите листок наблюдений. Вспомните ситуацию, когда вас что-то разозлило, и проиграйте ее в уме так, чтобы все решилось мирно. Злость копится в нас, как вода в яме. Нарисуйте вашу злость в виде впадины. Какой она была? Глубокой или нет? Рисуйте.
// Дети рисуют 1-2 мин. //
-Теперь зачеркните ее красным фломастером. Мы преодолели нашу злость. Отметьте это на своей карте. Впадина Злости позади. Наше путешествие продолжается.
// На большой карте отмечаю маршрут и передвигаю «фонарик» к слову «страх». //
Что это за пустыня такая? П.О. Страх может быть большим или маленьким, смотря, чего ты испугался.
- Страх - это очень сильный испуг, сильная боязнь.
Почему страх вносит дискомфорт в нашу жизнь? П.О. Когда я боюсь, мне кажется, я становлюсь маленьким, а страх - огромным. Мне хочется спрятаться куда-нибудь, сердце колотится. Я боюсь бояться.
А для других, чем опасно ваше поведение? П.О. Человек, испытывающий страх, перестает разумно рассуждать, он может внести панику, не зря говорят - «У страха глаза велики».
// опрос //
// На доске рядом со словом «страх» пишу слова «лишает разума».//
Страх -- лишает разума.
- Но с этим чувством все равно можно справиться. Возьмите листок на- блюдений и вспомните, когда вы испытывали чувство страха. Справьтесь с этим чувством в своих мыслях. Представьте это! А теперь нарисуйте свою пустыню Страха.
// Дети рисуют //
- Зачеркните ее красным цветом и отложите листок на край стола. Вер немся к карте и продолжим наше путешествие дальше.
// На карте зачеркиваю пустыню Страха и подвожу линию к следующему препятствию. «Фонарик» передвигается к слову «вина».//
- Впереди у нас последнее препятствие - озеро Вины. Его надо пере плыть.
Кто умеет плавать? П.О. Все! А я не умею.
- Мы поможем тебе, не дадим утонуть.
Что это за чувство? П.О. Я испытываю стыд; прячу глаза; неудобно видеть человека, перед которым провинился, избегаю его.
// опрос //
- Итак, вина это проступок, преступление.
Чем оно опасно для тебя? П.О. Когда я чувствую себя виноватым, я готов на все, чтобы меня простили, готов услужить.
// опрос //
- Вот это самое страшное. Ты уже сам себе не принадлежишь, готов вы полнить любую просьбу, лишь бы простили. И неважно, нравится ли тебе это или нет. Когда мы виноваты, мы чувствуем, что на душе «кошки скребут», недаром говорят - «сгорбился от вины», «вина гложет сердце».
А чем твое поведение опасно для других? П.О. Мое плохое настроение влияет на настроение окружающих.
// опрос //
- Да, и это чувство может быть опасно для других. Потому что, когда мы чувствуем вину перед кем-то, мы стараемся угодить ему.
Как будем справляться с этим чувством? П.О. ...
- Надо, ребята, разобраться в ситуации, действительно ли вы виноваты? Давайте вместе переплывем озеро Вины. Возьмите листок наблюдений. Вспомните свою вину. Какая она? Большая или маленькая? Переживите ее и нарисуйте.
// Дети рисуют.//
5. Физминутка . ( плавательные движения )
- А теперь возьмите красный фломастер и зачеркните ее. Вернемся к кар- те. Мы преодолели озеро Вины, отметим наш маршрут.
// На большой карте отмечаю маршрут, дети делают это на своих картах.//
Вина -- гложет сердце.
- Возьмите все ваши листки наблюдений и мелко порвите их. Расстань- тесь с плохими чувствами. Выбросите это в мусорное ведро.
6.Закрепление знаний.
- Итак, мы удачно добрались до пика Здоровья. Перед тем, как поднять наш флаг, я предлагаю сделать привал. Возле пика Здоровья мы должны научиться избавляться от опасных чувств. Пока человек находится под их влиянием, он будет постоянно возвращаться к ситуациям, породившим негативные эмоции. Он будет несвободен от злобы и обиды. Чтобы этого не случилось, эти эмоции необходимо «отпустить», освободиться от них. Я научу вас, как это сделать. И тогда мы смело закрепим наш флаг на пике Здоровья.
Метод «трехступенчатой ракеты»
1.Вижу, слышу...2.Чувствую...З.Хочу...
- Вспомните самую неприятную ситуацию, когда вы испытывали одно из этих чувств // указываю на список //. Давайте прочувствуем ваши ситуации.
Пример: Саша обзывает Юру обидной кличкой «Очкарик». Юра должен суметь сказать: «Когда я слышу, как ты меня обзываешь, я чувствую обиду, и я хочу, чтобы ты этого больше не делал».
// После тренинга прикрепляю флаг на пик Здоровья, дети проделывают аналогичную работу в своих маршрутных листах.//
- Итак, мы проделали трудное, но нужное путешествие. Мы преодолели Обиду, Злость, Страх, Вину, научились управлять своими чувствами, сделали еще один шаг к пику Здоровья. Мы сами слагаем собственную жизнь.




15