Проект Тема нравственности в творчестве земляка, поэта, прозаика Анатолия Рощупкина
Мартынова Любовь Васильевна
Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей с. Долгоруково
Из опыта организации проектной деятельности по краеведению.
Проект « Тема нравственности в творчестве земляка, поэта, прозаика Анатолия Рощупкина».
«То, что рассказывает учитель, важно, но тысячу раз важнее то, что думают учащиеся. Идеи должны зарождаться в умах учащихся, задача учителя – направлять мыслительную деятельность на достижение поставленной цели».
Сократ.
Для чего нужны проекты?
Прежде всего, мы рассматриваем работу над проектами как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий):
- организационных (регулятивных),
- интеллектуальных (познавательных),
- оценочных (личностных),
- коммуникативных.
В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:
- обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, не зависящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
- научиться применять полученные знания,
- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
В МБОУ лицей с. Долгоруково накоплен богатый опыт организации проектной деятельности учащихся. В лицее ежегодно в феврале на научно-образовательном форуме заслушиваются и оцениваются работы.
За 8 лет словесником Мартыновой Л. В. в содружестве с учениками и родителями подготовлены следующие проекты:
«Архитектурный облик с. Долгоруково», Полунина Алина, 10 кл., 2009 г.;
«Мифы и легенды о цветах», Вольф Яна, 9 кл., 2009 г.;
«Древние боги Античности», Штукатурова Юля, 9 кл., 2010 г.;
«Чудеса света», Мареев Евгений, 9 кл., 2010 г.;
«Олимпийская символика», Вольф Яна, 10 кл., 2010 г.;
«Проза и стихи-братья или враги? », Еремина Лиза, 5 кл., 2011 г.;
«Храмы Долгоруковского района», Якорева Анастасия, 9 кл., 2011 г.;
«Липецкий край в творчестве земляка, поэта, прозаика Анатолия Рощупкина», Вдовина Кристина, 10 кл., 2011 г.;
«Мир Леонардо», Мареев Евгений, 10 кл., 2012 г.;
«Портрет моего класса», Тюпенкина Марина, Булгакова Анастасия, 5 кл., 2013г.;
«История моей фамилии », Щацких Влад, 6 кл., 2013 г.;
«История моего рода», Шорохов Владимир, 6 кл., 2013 г.
Как я планирую свою работу по проектной деятельности?
Прежде всего, наблюдаю за учениками, интересуюсь их увлечениями, веду беседы, предлагаю темы на выбор. Ребята охотно берутся за работу.
Хочу рассказать об исследовательском проекте, который выполнила ученица 10 класса лицея с. Долгоруково Вдовина Кристина под руководством Мартыновой Л. В. в 2012 году по проблеме: «Тема нравственности в творчестве земляка, поэта, прозаика Анатолия Рощупкина».
Считаю, что исследовательский проект подчинен логике исследования и имеет четкую структуру:
- Выбор актуальной проблемы;
- Определение целей, задач, объекта, методов исследования;
- Формулирование гипотезы;
- Планирование предстоящего исследования;
- Проведение ученического исследования;
- Интерпретация полученных результатов;
- Выявление концепции систематизации фактов, формулирование сообщений;
- Презентация проекта.
Анатолий Рощупкин – мой двоюродный брат по отцовской линии. Каждый год приезжает в родные края и часто встречается с молодежью, приглашается на конференции в лицей с. Долгоруково, где ребята и педагоги с увлечением слушают выступления писателя, задают вопросы, читают его стихи, оформляют стенгазеты, пишут письма.
Первого сентября 2011 года состоялась очередная встреча учеников и учителей с писателем – земляком А.В. Рощупкиным, которая проходила в актовом зале МБОУ лицей с. Долгоруково. Общение оставило горячий след в душах слушателей. Мы решили проследить концепцию ностальгических чувств по уходящим в наше время человеческим ценностям, таким, как доброта и открытость, бескорыстность и трудолюбие, любовь и дружба, патриотизм и верность, по истокам душевной чистоты в творчестве прозаика, члена Союза писателей России Анатолия Рощупкина, так как эта тема является актуальной в наше время.
Исследовательская деятельность – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, знаний и способов действий.
Цель работы: научить школьников создавать проекты, которые учат самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, прогнозировать результаты, т. е. всему тому, что является условием успешного становления личности, ее социальной адаптации и самореализации.
Задачи учебного проекта:
- Содержание проекта дополняет и углубляет основной курс предмета по родной культуре;
- Позволяет решить задачи межпредметного взаимодействия;
- Содержание обучения ориентированно на формирование новой деятельности.
Методы работы:
- Встречи и беседы с писателем А. В. Рощупкиным;
- Интервью;
- Работа с литературными и электронными источниками;
- Посещение музеев;
- СМИ.
Классификация учебного проекта:
- Индивидуальный;
- Долгосрочный (6 месяцев);
- Межпредметный;
- Внутренний;
- Творческий.
Перечитали книг А. В. Рощупкина.
Первой книжкой был поэтический сборник «Свет доброты» (1995 г). Второй – книга прозы «Земляки» (1996 г.), за которую был удостоен областной премии имени В.А. Закруткина (1997 г.), награжден золотой медалью ВДНХ СССР, затем были книги: «Поезд в деревню» (1999 г.), «Сроки земные» (2004 г.), «Последняя вьюга» (2009 г.), «Между светом и тенью» (2010 г.).
Каждая книга обсуждалась и анализировалась. Два раза в месяц Мартынова Л. В. после уроков проводила консультации по проекту.
Проанализировали рассказ «Крестная», который входит в сборник рассказов «Между светом и тенью» (2010 г.)
О праведниках и праведницах писали Н.С. Лесков («Очарованный странник»), А.И. Солженицын («Матренин двор»), А.П. Платонов («Юшка»), Л. Улицкая («Медея и ее дети») и многие другие.
А.В. Рощупкин свой образ крестной матери Ольги вписывает в галерею праведников русской классической и современной русской литературы.
В первом абзаце, являющемся, по сути, экспозицией рассказа, автор высказывает идею всего произведения. В мире есть незаметные люди, «именно такие несут в себе самую большую ношу искренней доброты к миру». Всех героев-праведников объединяет прежде всего то, что свои души они несут людям, жертвуют собой, бескорыстно служат добру, правде, милосердию, совести.
Удивительно точные сравнения: «Возле них, как возле чистого лесного ручья; словно в утреннем храме» помогают понять состояние души праведников и то, как и какое состояние они передают людям.
Главное богатство их души – благость на сердце. И эту благость они отдают людям, с которыми их сталкивает судьба.
Рассказывая о встрече на малой родине, А.В. Рощупкин перемежает свое повествование с воспоминаниями о детстве и юности.
Портрет крестной Оли рассыпан по рассказу, как осенние яблоки под садовыми деревьями. Иное далеко укатится. А ты найдешь его и удивишься. Автор, как мне кажется, таким образом любуется своей героиней. Налюбоваться не может.
А.В. Рощупкин уже в самом начале повествования говорит об одиночестве Ольги.
По жизни она не одинока. У нее дети, внуки, правнуки. Она не обделена вниманием. Но речь идет о каком-то внутреннем одиночестве. Это одиночество связано с тем, что не всякому она расскажет о страданиях, выпавших на их долю, редко посетует на бессовестность и равнодушие окружающих.
Автор сравнивает ее с монашкой. Это не случайно. Оля показана страдалицей смиренной. Терпение и терпимость – качества, которых так не хватает молодому поколению, у Оли выражены остро и явственно.
Она противопоставлена в рассказе своему мужу, своенравному, горделивому, озлобленному. Его называли «Колькой-богом», но был он скорее безбожником.
А Оля терпела издевательства мужа всегда. Всепрощением она осветила свою жизнь, жизнь близких.
Все образные определения, характеризующую героиню, говорят о неком умиротворении, о гармоничной взаимосвязи ее с миром. («Тихая, с легким придыханием звучал ее голос»)
Самая яркая деталь в рассказе – это глаза крестной – «вглядывались в меня светлыми глазами», «светились глаза» и т.д.
Примечателен диалог героя – рассказчика и крестной Оли. Она не жалуется на жизнь. Ее жизнь в трудах, в заботах о детях. «А как же, помогать-то надо детушкам». И в другой реплике: «Как же, помню на Пасху обязательно бываю на могилках» Это «как же» убеждает в том, что Оля не может не помогать, не может не помнить, не может не пожалеть. Она по-другому не может жить, не может чувствовать. Ей все дорого в этой жизни, хоть порой она была с ней жестока.
Она для автора символ безвозвратно ушедшего времени, символ русской деревни.
В финале рассказа проскользнула тема умирания русской деревни, которая выразилась в ощущениях, переданных автором так трогательно и тонко.
Почему автор просит в заключительных строчках рассказа прощения у крестной, просит прощения за всех людей, ради которых она жила и страдала?
Мне кажется, что ту ношу добра и чуткости, которую она несла людям, не замечали те, кто был рядом, быть может, не всегда ценили.
И снова появляется эпитет «светлый». Оля осталась светлым человеком, не озлобилась ни на судьбу, ни на людей, ни на этот мир, часто безумный и жестокий, не замечающий света среди тьмы.
Любовь к Липецкой земле, ностальгия по малой родине звучит почти во всех произведениях А.В. Рощупкина.
В новелле «Всадник», написанной в 1990 году, мы отправляемся вместе с главным героем в лес за грибами.
Автор любуется лесополосой, которая находится в Черноземье, недалеко от родного села. На душе у него мирно и покойно.
Удивляется тишине: «Слышу лишь мерный шум собственных шагов да перешептывание невысоких верхушек деревьев под легким ветерком».
Сожалеет о том, что не был здесь много лет, что позарастали знакомые тропинки.
Ностальгия рождает в сердце грусть, тоску по ушедшему безвозвратно времени, по умирающему селу.
Кульминация новеллы – появление всадника. Он несется на большой скорости, нахлестывая лошадь, «лицо молодое, раскрасневшееся», волосы развеваются на ветру.
Этот образ не случаен. Он символизирует быстроту и свободу. Свою жизнь герой новеллы прожил счастливо, был на коне. А сейчас что-то не так, что-то тревожит душу.
Из диалога между всадником и автором узнаем, что первый ищет женщин, заблудившихся в лесу.
Но наш герой напуган, у него «учащенно бьется сердце».
«Почему же я так испугался? Отчего?» – сам себе он задает вопрос.
Размышляя, делает вывод, что городская тревога разрушает душу, мешает жить, лишает единения человека с природой.
В заключении автор утверждает, что только село, сельская тишина, «мир полей, прудов и березовых рощ» – мир чистого откровения спасет все человечество.
Хочется верить, что русское село окрепнет, помолодеет, вернет былую славу!
Хочется крикнуть слова С. Есенина: «О Русь, взмахни крылами»
Рассказ «Прощай, ива», повесть «Поезд в деревню», стихотворения: «Накрывает мама на стол», «У могилы матери», «Старая изба» А.В. Рощупкин посвящает матери, Анастасии Стефановне, любовь к которой пронес через всю свою жизнь. Она рано ушла из жизни, ее уже нет более 25 лет, но до сих пор она остается его вдохновителем и музой.
Старая изба
В старой брошенной
избе
Где гуляет ветер,
я скажу слова
тебе
главные на свете.
Не найду про чувства
слов,
Сердце не открою.
Не скажу,
как повезло
В жизни мне с тобою.
Изучили биографию А.В. Рощупкина.
О творчестве земляка писали в газете «Сельские зори» (2010 - 10 июля, с.-3), в статье «Здесь все дорого сердцу», в статье Виталия Корчагина «Стихи пишу для души..» – (Липецкая газета» (2010-26 февраля).
Встречались с Василием Стефановичем Карцевым. Он является дядей А.В. Рощупкина и живет в д. Красное Долгоруковского района Липецкой области, в доме, где родился писатель. Василий Стефанович рассказал о детских и юношеских годах Анатолия: «Толик рано научился читать, а когда он стерег корову Рябку, то собирал вокруг себя детей своего возраста и читал вслух, был очень любознательным, занимался спортом, научился играть на гитаре, освоил фотодело, первые стихи написал в 12 лет».
Встречались с двоюродными сестрами: Верой Васильевной Зуевой, Натальей Васильевной Саввиной (об этом – стихотворение «Двоюродные сестры») и двоюродными братьями: Малютиным Александром Петровичем, Малютиным Владимиром Петровичем, с крестной матерью А.В. Рощупкина, Мироновой Ольгой Сергеевной (Рассказ «Крестная»). Смотрели семейные фотографии, беседовали, слушали и записывали рассказы о писателе. Записанные в ходе работы над проектом рассказы родных об А.В. Рощупкине представляют собой ценный материал для изучения биографии писателя- земляка. Посетили дом, который раньше принадлежал семье Рощупкиных и в котором, к сожалению, теперь живут чужие люди.
12октября 2011 года Мартынова Л.В. и Вдовина Кристина посетили краеведческий музей с. Долгоруково, узнали, что в 1995 году в музее-усадьбе «Край Долгоруковский» подготовлена и открыта действующая до настоящего времени экспозиция, посвященная творчеству А.В. Рощупкина, автором которой является Крюкова Надежда Ивановна – директор музея.
В музее мы узнали, что Анатолий Рощупкин систематически посещает краеведческий музей, интересуется его судьбой, дарит свои книги.
Собрав богатый материал, составили план доклада:
Знакомство с нашим земляком, поэтом, прозаиком, членом Союза писателей Анатолием Рощупкиным:
а) Заслуги в литературе. .
2) Биография.
3) Анализ творчества:
а) Анализ прозы.
б) Анализ поэзии.
4) Концепция ностальгических чувств по уходящим в наше время человеческим ценностям, таким, как доброта и открытость, бескорыстность и трудолюбие, любовь и дружба, патриотизм и верность, по истокам душевной чистоты в творчестве писателя.
5) Вывод.
В презентацию включили фотографии из семейных архивов Рощупкиных, Карцевых, Мироновах, книг и наград Анатолия Васильевича Рощупкина.
В соответствии с планом работы МБОУ лицея с. Долгоруково с 27 февраля по 2 марта прошел 6 научно-образовательный форум, на котором Вдовина Кристина представила свою работу, была награждена грамотой.
Дипломом 1 степени присужден Вдовиной Кристине по итогам районного научно-образовательного форума, проходившего 8 апреля 2012г. На форум приглашались преподаватели ЕГУ с кафедры всеобщей истории. Делегацию возглавил заведующий кафедрой, д. и. н. профессор В. С. Соловьев. ( Приказ № 35 от 21 марта 2012г.)
В соответствии с планом проведения массовых мероприятий и на основании приказа №55 от 17.02.2012 года 18 апреля 2012 года в МБОУ ДОД ЦДОД с. Долгоруково состоялась районная краеведческая конференция « Отечество».
Конференция проводилась в целях воспитания чувств патриотизма у обучающихся, активизация учебно-исследовательской деятельности, подведение итогов поисково-исследовательской деятельности участников туристско-краеведческого движения «Отечество».
Вдовина Кристина в секции « Летопись родного края» стала победит елеем (приказ №81-0 от 19 апреля 2012г.).
Порадовало нас то, что на очередной встрече мы показали наш проект А. Рощупкину. Об этом он написал в книге «Вечерний монолог» - Ростов-на-Дону ЗАО «Книга» 2012 год в статье «Предисловие» (№ 10, стр. 51)
«На этот раз перед тем, как мне выйти на сцену, в школьном конференц-зале показали обо мне видеокомпозицию На экране появились детские и юношеские фотографии, снимки родителей, обложки изданных книг. Опрятная девочка-старшеклассница почти без ошибок рассказала в зале сверстникам о путях-дорогах писателя-земляка.
Я вышел, искренне поблагодарил за оказанное внимание, прочитал новый рассказ. А потом посыпались вопросы Часа через полтора, изрядно вспотевший, с большим букетом поздних цветов шел по школьному парку к автомобилю и думал: «Как хорошо, что не смотря на нашу пресную жизнь, моя работа интересна этим мальчишкам и девчонкам! А раз так, что-то, видно, удалось путное из моих занятий литературой».
Работа над проектом потребовала больших интеллектуальных усилий, послужила воспитанию чувств и пробудила творческую активность.
Связь учеников и педагогов МБОУ лицей с. Долгоруково с писателем А.В. Рощупкиным благодаря проведенному исследовательскому проекту стала теснее и прочнее.
Учащиеся и учителя лицея с. Долгоруково, земляки-долгоруковцы и жители всей Липецкой области с нетерпением ждут новых встреч с писателем А.В. Рощупкиным
Нельзя не согласиться с точкой зрения А.В. Рощупкина о необходимости в нашей жизни вечных человеческих ценностей, со стремлением писателя – земляка сохранить их в душах людей.
Используемая литература:
1. Рощупкин А.В. До вечерней звезды. Сборник стихов. Ростов-на-Дону Ростовское книжное издательство («Ростиздаст») 1997-80 стр.
2. Рощупкин А.В. Еще надеюсь Стихи Ростов-на-Дону –«МП КНИГА» 2001-32 с.
3. Рощупкин А.В. Сроки земные: Книга прозв. - Ростов н/Д: Новая книга, 2004-96с.
4. Рощупкин А.В. Январская исповедь: Стихи - Ростов н/Д: Новая книга, 2006-48с.
5. Рощупкин А.В. Колодезное эхо: Повесть-Ростов- на-Дону: Новая книга, 2007-84с.
6. Рощупкин А.В. Последняя вьюга: Повести и рассказы - Ростов н/Дону.Новая книга, 2009-288с.
7. Рощупкин А.В. Между светом и тенью: Книга прозы и поэзии-Ростов н/Д:ЗАО «Книга», 2010-112с.
8. Рощупкин А.В. Все здесь дорого сердцу. Газета «Сельские зори» (№ 78, 10 июля 2010.-с.3)
Корчагин В. Стихи пишу для души. Липецкая газета (№36-37,26 февраля 2010-с.6)
9. Флагман вертолетостроения – Ростов н/Д:ЗАО« Книга», 2010-548с.
10. Рощупкин А.В. Вечерний монолог. Книга прозы Ростов н/Д: «Книга»2012.-208.
Архивы семейных фотографий В.С. Карцева, О.С. Мироновой, А.П. Малютина, В.В. Зуевой
11. Savvin/ucoz/ru
12. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
Заголовок 1Заголовок 215