План — конспект по окружающему миру на тему Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? ( 1 класс)
Конспект урока поокружающему миру, 1 «А» класс №____ Дата:22.03.16г.Учитель Логунова Мария Евгеньевна
Тема: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?Цели: Дать представление о цветах и бабочках луга, их взаимосвязи, познакомить с правилами поведения на лугу; развивать внимание, память, умение самостоятельно добывать знания, устную связную речь; воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение; развивать коммуникативные способности общения со сверстниками и взрослыми.Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; формулировать правила поведения в природе и соблюдать их.Научатся: узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы).
УУД: Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника.Личностные: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного.
Ресурсы урока: учебник А.А. Плешакова, 1 класс, слайды с изображением цветущего луга, цветов, бабочек - на планшете; карточки с названием растений и бабочек, сигнальные карты для оценивания достижений на уроке; атлас-определитель.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I.Организационный момент Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Желаю вам плодотворной работы в открытии новых знаний. Л
Р
II.Самоопределение к деятельности
III.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения
IV.Постановка учебной задачи Начнем урок с отгадывания загадки.
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
(Прикрепляю на доску бабочку)
- Как думаете, что я поместила на обратной стороне картинки?
-Почему так думаете?
- Кто знает, почему бабочки связаны с цветами?
- Кто из вас прав, узнаем немного позже.
-Кто догадался, о чём же будем говорить сегодня на уроке?
- Прочитайте тему урока в учебнике.
Муравьишка Вопросик вновь приглашает нас к себе в гости. А вот куда, узнаете, отгадав загадку. Её нам прочитает…
Появляется слайд с изображением луга.
- Как вы думаете, а для чего приглашает Муравьишка Вопросик на луг?
- Ребята, давайте поставим учебные задачи на урок.
- Ребята, а что и кто может нам помочь решить учебные задачи? Бабочка
Цветочек.
Предлагают свои варианты ответа.
О взаимосвязи цветов и бабочек.
Читает заранее подготовленный ученик:
Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал. (Луг)
Ставят задачи:
Узнать:
1.Какие цветы растут на лугу?
2.Какие бабочки живут на лугу?
3.Как связаны бабочки с цветами?
4.Услышать звуки природы.
5.Научиться правилам поведения на лугу.
Отвечают:
1.Учебник
2.Атлас-определитель
3.Учитель П
П
Р
V.«Открытие»
нового знания Итак, тему определили, задачи поставили. Можно приступать к работе.
- Ребята, закройте глаза и представьте, что бы вы услышали , если сейчас оказались на лугу?
- А что бы увидели?
- А что бы почувствовали?
- Ребята, а какие луговые цветы вы знаете?
У меня на столе лежат картинки с изображением цветов. Выберите картинку со знакомым цветком и прикрепите на луг.
- А каких бабочек вы знаете?
- Где вы их встречали в природе?
Бабочки- одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: Махаон, Адмирал, Зорька, Лимонница.
- Кто догадался, почему бабочку назвали Лимонница?
- Посмотрите внимательно на наш луг. Кого же там не хватает?
- А появятся на лугу они после того, как вы выполните задания в учебнике на странице 46.
- Посмотрите, какие чудесные бабочки нарисованы в учебнике! Подумайте, какие могут быть у них названия и на каких цветах они сидят.
- А теперь попробуйте узнать названия этих красавиц и цветов, на которых они сидят с помощью атласа-определителя.
Работа в группах
На картине с изображением луга появляются бабочки: голубянка, пестрянка, зорька.
Появляются цветы: нивяник, таволга, короставник и карточки с их названием на доске. Да.
Жужжание насекомых, пение птиц, шелест травы
Цветы, бабочек, травы, …
Аромат цветов, лёгкий ветерок, …
(Ромашка, колокольчик, одуванчик, …)
Выбирают знакомый цветок и прикрепляют к картине с изображением луга.
(Лимонница, капустница, адмирал, павлиний глаз…)
Лимонница – жёлтая, как лимон.
Бабочек.
Ответы детей.
1 группа. Определяет название бабочек
2 группа. Определяет название цветов
Самопроверка по учебнику (стр.88)
К
VI.Физкультминутка VII. Закрепление Продолжение работы.
Работа в группах
- Рассмотрите рисунки ниже. Составьте рассказ по этим рисункам.
- Сделайте выводы.
- На какой луг вам приятно приходить?
- Посмотрите, что принесли домой дети с первого рисунка?
- Что стало с цветами? С бабочкой?
-Оцените поступки детей.
-А что принесли домой дети со второго рисунка?
Стало что-то с цветами и бабочками? Почему они не улетели?
Наблюдая за природой, можно узнать многие секреты.
- Как вы думаете, а почему бабочки и цветы всегда рядом?
- Почему бабочки не могут жить без цветов?
- Кто знает, что такое нектар?
Давайте найдём это слово в словаре С.И.Ожегова и прочитаем.
НЕКТАР- сладкий сок, выделяемый цветами медоносных растений.
- А почему цветы не могут жить без бабочек?
- А хотите убедиться, правильно ли мы думаем?
Тогда прочитайте интересные факты, с которыми вас хочет познакомить Мудрая Черепаха.
Используя эту информацию, сами расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек.
- Так, кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
1 группа – описывает рисунок слева.
2 группа - описывает рисунок справа.
Примерные рассказы детей:
1) На луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из – под газированной воды и стаканчики. На лугу стало некрасиво, не видно больше бабочек.
2) На луг пришли дети. «Ах, как тут чудесно!» - сказали они. Алёша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные дети стали делать зарисовки. Им тут очень понравилось. Дети ушли, а бабочки по-прежнему порхали с цветка на цветок.
Выводы детей.
Букет, бабочку.
Фотографии, рисунки.
Бабочки не могут жить без цветов, а цветы без бабочек.
Они питаются нектаром.
Потому что бабочки их опыляют. Без этого у цветов не будет плодов и семян.
Да.
Чтение в парах информации Мудрой Черепахи на стр.47 в рубрике «Знаете ли вы что…»
Они не могут жить друг без друга. К
Л
П
П
Р
К
П
Л
П
VIII.Рефлексия - Оцените свои достижения на уроке помощью смайликов:
Жёлтый смайлик – улыбается, потому что на все вопросы урока найдены ответы.
Зеленый смайлик – не улыбается, потому что были допущены ошибки, и их нужно исправить.
Красный смайлик –огорчён, потому что мы не ответили на вопрос и придётся начать сначала. Оценивают свою работу. Л
IX.Итоги урока Вернёмся к учебным задачам.
- Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
- Приведите примеры цветов и бабочек луга.
- Какие правила поведения в природе мы будем соблюдать?
- Почему необходимо соблюдать эти правила? От этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы.
Так мы не причиним вреда природе, зато узнаем многие её секреты!
Л
П