Методическая разработка по ОРКСЭ Как христианство пришло на Русь.
«Как христианство пришло на Русь».
(для детей 10-11 лет)
Тема урока: Как христианство пришло на Русь.
Класс: 4
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, как этапа, с которого началось качественно иное развитие нашей государственности.
Задачи: 1.Формировать у обучающихся знания об исторических обстоятельствах, связанных с Крещением Руси, о значении Крещения для нашего государства.2.Развивать эмоциональность, умение вести беседу, слушать собеседника, излагать свое мнение, развивать навыки сотрудничества в группе.
Планируемые результаты:
Личностные: развивать понимание и сопереживание чувствам других людей, понимание смысла ключевых понятий урока.
Метапредметные:
Регулятивные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: владение умением построения рассуждения; отношения к понятиям; установления причинно- следственных связей.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести беседу, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение.
Предметные: понимание и принятие ценностей, связанных с принятием христианства.
Методы: частично-поисковый, наглядный.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры», историческая карта Древней Руси, видео.
ТСО: мультимедиапроектор, ПК.
Методические рекомендации: Освоение школьниками учебного содержания темы «Как христианство пришло на Русь» в модуле «Основы православной культуры» должно обеспечить эмоционально-нравственное понимание и отношение к принятию православия на Руси. Данный урок является уроком «открытия» нового знания. Цель его – формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, как этапа, с которого началось качественно иное развитие нашей государственности.
В ходе урока используются ИК - технологии, технология сотрудничества при работе в группах, парах. Вокруг обучаемых начинают возникать по-человечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся условия для позитивного сравнения своих знаний–умений–возможностей с возможностями–умениями–знаниями своих партнёров. Поэтому работа обучаемых в парах, группах оказывается весьма плодотворной почвой для деловой помощи друг другу и стимулирует передачу обучаемыми своих знаний сверстникам. А это неизбежно сказывается на повышении эффективности обучения. Кроме этого, активная работа в парах, перемещение ребят по классу снимает необходимость проведения физминуток.
Этап «Проверочная работа» проходит в форме групповой работы учащихся по четыре человека. В целях здоровьесбережения и в связи с требованиями СанПиНов экран проектора, когда не используется, выключается. Таким образом, время просмотра статических изображений на экране не превышает 10 минут.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1 Повторение пройденного материала.
(5 мин).
Беседа.
-Как вы думаете, в чём смысл христианства?
-Христос жил в той стране, которая называется Израиль, Палестина. Святая земля. Почти через 1000 лет после земной жизни Христа Русское государство приняло православие.
-Как до нашего времени доходили слова Христа?
- Правильно. Святой апостол Пётр – в Иудее, Риме, апостол. Иаков – в Иерусалиме, Симон Кананит в Закавказье.
-Как ВЕРА может изменить человека?
- Люди во все времена стремились к святости, к чему-то чистому и светлому!
Работа с картой.
-В каких странах и как распространялось христианство? - Принятие учения Христа.
- Слова Христа люди записали обычным для той эпохи способом – на папирусах. Затем люди веками разносили их по всему миру. Сначала апостолами (учениками Христа) затем проповедниками.
- Вера может изменить человека в лучшую сторону;
- Сборщик податей может выбросить деньги, осознав, что это порождение зла и порока, поверив в лучшее.
- Нашими соседями с юга - болгары и греки - к тому времени уже стали православными христианами.
Личностные: самоопределение к деятельности.Коммуникативные: установление взаимодействия учитель – ученик.
Регулятивные: умение поддерживать беседу.
2.Актуализация знаний учащихся
(5 мин)
-Что вы слышали о князе Владимире?
-Почему его называли «Владимир Красное Солнышко»? Рассмотрите изображение.
(рис. 1 Приложение 1).
- Тема сегодняшнего урока: Как христианство пришло на Русь.
Какие ключевые понятия этой темы вы выделите?
-Как вы думаете, почему в некоторых случаях слово «Церковь» пишется с заглавной буквы?
- Раскройте лексическое значение понятия «Церковь».
- Подберите к нему синоним.
- Раскройте понятие «Крещение». - Этот князь принял решение выбрать единую веру для славян.
- Потому что он был приветливый и ласковый.
- Князь Владимир, Церковь, Крещение.
- Церковь – это дом Божий.
Учащиеся используют материал учебника.
- Церковь это культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.
- Храм.
Учащиеся используют учебный материал.
- Крещение это присоединение к Церкви. Познавательные: анализ с целью выделения признаков.
Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения.
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка качества и уровня усвоения.
3.Изучение нового материала.
Проблемная ситуация.
4. Построение выхода из проблемной ситуации. - В кого верили люди в Древней Руси?
-Как называлась эта вера?
- На столах у вас одна карточка с именем славянского Божества. Познакомьтесь с содержанием и приготовьте короткое выступление.
Приложение 2.
- Сделайте вывод вашим выступлениям.
- Как вы видите, много Богов было у славян. Спрогнозируйте дальнейшее развитие событий на Руси при многообразии Богов.
- Каким образом можно было выйти из создавшегося положения?
- Как вы понимаете смысл ношения человеком креста?
-Как вы думаете, после принятия христианства прекратились человеческие жертвоприношения языческим богам на Руси? - Каждое славянское племя верило в своих Богов.
- Язычество.
Работа в паре (прочтение карточки). Фронтальная работа (пересказ своей карточки).
- До Крещения племена и народы, населявшие Русь, были язычниками. Главной особенностью языческой религии является многобожие. Славяне-язычники обожествляли живую Природу и поклонялись богам ветра, грома, молнии, домашнего очага и другим.
- Войны между славянскими племенами.
- Человеческие жертвоприношения.
- Принять единую ВЕРУ.
- Единая религия может объединить славян, потому что они будут жить по единым законам.
Смысловое чтение и работа по тексту.
В 10 веке правителем древней Руси был князь Владимир Святославович. Родился князь Владимир в 963 году. Отцом его был князь Святослав Игоревич, матерью простолюдинка Малуша, родом из города Любеча. Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, в последние годы своего княжения уже была христианкой. Можно полагать, что и люди ее окружающие, в том числе и ключница Малуша, были христианами. Крещение Руси, сменившее языческое многобожие, добровольно было принято населением Киевской Руси. Принятие новой веры происходило мягко, хотя не единовременно и заняло определенный исторический промежуток.
Крещение-это присоединение к Церкви. Человек погружается в воду (в реку или большую купель) с призванием Бога и надеждой на Его помощь. После Крещения человеку надевают крест.
Просмотр видео «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО» по сочинениям Н.М.Карамзина.
- Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. Этим он выражает своё согласие жить по велению совести, по учению Христа.
- Да, потому что христианство отвергает насилие. Регулятивные: прогнозирование.
Коммуникативные:
умение делиться информацией.
Познавательные: общеучебные-формулирование познавательной цели.Познавательные: поиск и выделение информации, умение перерабатывать полученную информацию, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: понимание и сопереживание чувствам других людей.
Регулятивные: определять средства решения проблемы;
планировать свою учебную деятельность.
5.Первичное закрепление. - Вспомните ключевые понятия нашего урока.
Учащиеся проговаривают смысловое значение ключевых понятий «Церковь», «Крещение», значение князя Владимира в развитии государства.
Личностные: понимание смысла ключевых понятий урока.
Познавательные: умение воспринимать информацию.
6. Проверочная работа. - Пришло время проверить свои знания и, возможно, рассуждения.
- Ваша задача поработать в группе и совместно выполнить задание.
Приложение 3. Работа в группе.
Проверка выполненной работы. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, понимание позиции автора;
Личностные: понимание смысла крещения Руси и его влияние на развитие государства;
Познавательные: умение извлекать информацию.
7. Рефлексия. Закончите фразу:
Для меня было ново…
Я узнал (а), что…
Мне было интересно…
Я расскажу о…своим близким и друзьям.
Я хочу ещё…
Я не до конца понял (а)…. - Мне было интересно узнать об языческих Богах славян.
- Я расскажу о князе Владимире своим близким и друзьям.
- Я узнал, что многообразие чего- либо приведёт к чему-то единому. Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование.
8. Домашнее задание: Для успешного выполнения домашнего задания вспомним вопросы:
Как доказать, что…
Чем объяснить, что…
В каком случае…
Когда…
Вследствие чего…
Почему… Семейный просмотр мультфильма «КНЯЗЬ ВЛАДИМИР»
www.youtube.comСоставить на основе содержания видеотекста три вопроса - суждения, относящихся к теме урока. Личностные: самоопределение
Приложение 1.
Рис.1князь Владимир
Приложение 2. Карточки разрезать. Раздать одну карточку на пару.
Приложение 3.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
Группа учеников: (ФИ)____________________________________________________
________________________________________________________
Кто принял решение о крещении Руси?____________
Пошло ли на пользу Руси принятие христианства?
_____________________________________________
Если представить в виде дерева проповедников христианства на Руси, то кого бы вы назвали «корнем христианства»?
Подпишите на рисунке.
Рассуждая дальше, подпишите ствол, листья и плоды.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
Группа учеников: (ФИ)____________________________________________________
________________________________________________________
1.Кто принял решение о крещении Руси?____________
Пошло ли на пользу Руси принятие христианства?
_____________________________________________
Если представить в виде дерева проповедников христианства на Руси, то кого бы вы назвали «корнем христианства»?
Подпишите на рисунке.
Рассуждая дальше, подпишите ствол, листья и плоды.