Конспект урока по русскому языку на тему «Упражнения в распознавании однокоренных слов»


Урок русского языка во 2 классе по теме
«Упражнения в распознавании однокоренных слов»
Учитель начальных классов
МАОУ «Лицей « №15
Лазаренко О.В.
«Русский язык ». 2 класс. 1 часть; авторы Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А. Яковлева ОС «Школа 2100»
I. Конспект урока
Тема урока: Упражнения в распознавании однокоренных слов.
Образовательные цели: распознавать группы однокоренных слов, учить детей находить корень в словах, закрепить понятия однокоренные слова.
Развивающие: развивать наблюдательность, коммуникативные способности, умение вести учебный диалог, работать в группе, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас детей.Воспитательные: воспитывать любовь к природе.
Тип учебного занятия: урок формирования и обобщения знаний Формы работы: фронтальная работа в группах, индивидуальная работа.
Дидактический материал и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, авторский цифровой образовательный ресурс – презентация в программе Microsoft Offise Power Pоint; ; карточки для работы в группах; рисунки, маски -схемы слов; карточки - условные обозначения для рефлексии
II.Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Дидактический материал и оборудование
1. Организационный момент - Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Встаньте ровно возле парт,
Глазки на меня глядят.
Поприветствуем гостей,
С ними будет веселей.
-Улыбнитесь, девочки. Садитесь.
-Улыбнитесь, мальчики. Садитесь.
Эмоциональный настрой
- Настроение хорошее? (Да)
- Дети,  вам  тепло?  (Да!)
- В  классе  светло?  (Да!)
-Я очень рада, что в начале урока вам тепло и уютно. И надеюсь, что в течение урока, а так же к его концу погода в классе не изменится. Прогноз погоды к каждому этапу урока нам помогут составить условные знаки. (показываю)
- С помощью них я увижу ваши проблемы и победы на протяжении всего урока. После каждого выполненного задания вы будете оценивать свою работу и сигнализировать мне карточками.
(говорю: «Если у вас всё получилось, то солнышко….)Учащиеся садятся за парты
Учащиеся используют картинки в конце каждого задания на протяжении всего урока.
Прогноз погоды
Карточки (у каждого ребёнка):
254078105
Всё получилось
Были сомнения
Был вопрос,
но я получил
на него ответ
-43815-922020Есть вопросы
62230-85788560325-349885
Слайд 2
2. Словарная работа Послушайте загадку и скажите, кто будет помощницей на уроке? (читаю загадку о зиме)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега.
Снегопады и метели
На Мытищи налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
В гости к нам пришла….(зима)
Зимушка – зима приготовила для вас словарную работу. (открываем тетрадь и записываем число, классная работа )
- Что вы нашли в тетрадях? Зима приготовила для вас сюрприз?
( в тетрадях лежат снежинки с заданием для каллиграфии)
- Что ж, давайте пропишем.
- Напишите слова «Классная работа».
Назовите опасные места. ( В середине слова классная двойная буква -с, в слове работа- непроверяемая буква- а в первом слоге). Запишите.
-Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки…
Какие же словарные слова приготовила нам Зимушка? Внимание на экран…
-Давайте оценим свою работу. Если вы не допустили не одной ошибки - поднимите солнышко этим детям я ставлю 5, если две ошибки – солнышко за тучкой, им я поставлю 4.Остальным надо будет дома повторить правописание этих слов и потренироваться в их написании. Учащиеся слушают загадку и дают ответ
Учащиеся открывают тетради и записывают число, классная работа
Учащиеся записывают число, классная работа и прописывают буквы.
Учащиеся записывают слова в тетрадь, а затем сами себя проверяют по доске.
Учащиеся оценивают свою работу Слайд 3
Слайд 4-9
3. Актуализация знаний. А вот и следующее задание нашей помощницы: поиграем и обобщим знания, полученные на предыдущем уроке. Добавь слово в стихотворную строчку о зиме.
Тихо, тихо, как во снеПадает на землю …(снег)
Словно в белый пуховикНарядился …(снеговик)
Из-под снега расцветает,
Раньше всех Весну встречает…(подснежник)
(Два слова лишних: первоцвет, снесёт. Слова на карточках на доске)- Ребята, что это за слова?
- Что такое однокоренные слова?
- Подвести итог, что такое однокоренные слова.
- Запишите слова в тетрадь.
- А чтобы выделить корень и не ошибиться, давайте вспомним алгоритм, по которому выделяется корень в слове.
-Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки… Дети отгадывают, выходят к доске и выбирают правильные ответы.
Однокоренные, родственные.
Это слова, имеющие одинаковый корень и близки по значению.
Ученики возле доски записывают слова на доске.
Учащиеся повторяют алгоритм и выделяют корень в словах.
Учащиеся поднимают карточки. На доске карточки-слова: снег, снеговик, подснежник, первоцвет, снесёт
Слайд 10.
4. Формулирование темы урока. - А сейчас зимушка предлагает вам посмотреть на рисунки. Назовите предметы, которые вы видите.
- На какие две группы можно разделить эти слова?
-Почему? (это родственные, однокоренные слова, потому что…)
- Выскажите свои предположения о теме урока, чему новому научимся? (ответы детей: мы сегодня научимся отличать одну группу однокоренных слов, от другой)
- Да, будем учиться распознавать группы однокоренных слов.
- Посмотрите, пожалуйста, на тему урока и скажите, чему мы будем учиться на уроке?
А помогут нам в этом упражнения, которые нам приготовила Зимушка-зима.
-Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки… Учащиеся рассматривают рисунки и делят на группы.
Ответы учащихся: это однокоренные слова, у слов одинаковый корень, близки по смыслу.
В словах снеговик и снегурочка корень снег, а в словах колокол и колокольчик корень колокол.
Учащиеся формулируют тему урока.
Распознавать группы однокоренных слов, учиться находить корень в словах, закрепить понятие однокоренных слов. Слайд 11.
На доске рисунки:
68961014922580645149225
38735793115599848540840
Слайд 12.
5. Физкультминутка. Работа в группах. (на партах лежат слова-маски)
Зимушка –зима любит весёлые забавы. Вот одна из них: выберите слово на столе, прочитайте его, наденьте маску на голову. Разбейтесь на 5 групп однокоренных слов и станьте каждый на снежинку, лежащую возле доски.
Поднимите снежинку и выберите себе задание по желанию. Маленькая снежинка- задание более лёгкое, большая снежинка -сложное.
Давайте отдохнем и покрутимся, как снежинки в вальсе. Садитесь группами за парты и выполняйте задание в группе.
Задание маленькой снежинке:
Задание большой снежинке: Учащиеся выбирают маски, одевают их на голову и объединяются в группы.
Учащиеся выбирают снежинки с заданиями и кружатся под мелодию. На парте слова-маски, возле доски лежат большие снежинки.
Мелодия вальса снежинок.
Слайд13.
6. Закрепление.
Работа с деформированным текстом. А теперь Зимушка желает проверить, как вы умеете работать с деформированным текстом.
На, вывалилась, берег, медведица, большая.
За, ней, потом, выбежал, медвежонок, а, другой.Барахтаться, в, стали, воде, медвежата.Отец-медведь, сердито, на, зарычал, них.
- Составьте правильные предложения, найдите однокоренные слова, выделите корень.
-Скажите, ребята, а вам очень нравятся предложения?
-А с помощью каких слов мы можем сделать их ярче и красивее?
-Давайте их украсим.
-А это задание вам Зимушка приготовила домой на карточках. Дома вы украсите эти предложения словами-признаками и запишите в тетрадь. В первом предложении выделите грамматическую основу.
-Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки…
Учащиеся составляют слова и находят однокоренные слова, записывают в тетрадь и выделяют корень.
Один ученик возле доски.
Нет.
С помощью слов-признаков. Слайд 14.
7. Рефлексия. -На протяжении урока мы составляли прогноз погоды, после каждого выполнения задания. Не знаю как вы, а я сегодня у нас на уроке зимнего холода не почувствовала. Интересно почему?
-Давайте составим «Прогноз погоды в нашем классе» на конец урока. Выберите тот знак, который соответствует вашему настроению:
34988533020
- доволен собой
3022602540
- не совсем доволен
34988557785
- не доволен Литература
1. . «Русский язык ». 2 класс. 1 часть, авторы Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А. Яковлева