Конспект урока по русскому языку на тему: Признаки однокоренных слов (2 класс)


МОУ Лицей г. Истры
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
по теме: «Признаки однокоренных слов»
учитель начальных классов
Гурьянова Н.В.
Истра, 2015 г.
Тема урока: «Признаки однокоренных слов.»Тип учебного занятия: урок формирования знаний 
Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа. 
Метапредметная тема:
- развитие умения работать с информацией;- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
Образовательные:
учить детей находить корень в словах, распознавать однокоренные слова по двум признакам и подбирать однокоренные слова.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, умения вести учебный диалог, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять схемы;
- обогащать словарный запас детей.
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.
(познавательные УУД);- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)Воспитательные: - развивать умение работать совместно в парах, группах.- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
Оборудование- Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки;- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;Ход урока
I. Организационный момент.  (3 мин.)Мягкая посадка (дети читают слова, объясняют орфограмму и при правильном ответе садятся на место)Сн.га, з.ма, с.сна, к.за, тр.ва, .кно, д.ма, ст.на, сл.ны, п.ля.- Что мы должны помнить при написании слов с безударным гласным в слове?- Как проверить слова с безударным гласным в слове?
II. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)- Эмоциональный настройЯ спросила все готовыОтвечайте (все готовы)Мои детки все здоровыОтвечайте (все здоровы)Будет солнышко опять На уроке нам сиятьЛучики пошлёт для всехОбеспечен вам успех - Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету прошепчу: Будет интересно!- Открываем тетради, пишем число, классная работа.- Какие орфограммы вспоминаем, выполняя данное задание?
III. Минутка чистописания  (1 мин.)- Вам загадку загадаю, я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!Он всю зиму в доме спал, Лапу бурую сосал,А проснувшись, стал реветь.Это зверь лесной (медведь)- Скажите, какой первый звук в слове медведь?- Какой буквой, обозначается этот звук?- Дайте полную характеристику звука.- Какую букву будем писать сегодня на уроке? Мм ма ам мам ама - Что начинаем писать с большой буквы?- Как мы их называем?
IV. Словарно-орфографическая работа (4 мин.)- Запишите под диктовку слова.Ветер, ворона, воробей, девочка, заяц, корова, медведь, лисица, петух, собака.- Можно ли проверить написание этих слов? (Написание нужно запомнить.)- Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю)- Кто не стал проверять по словарю и уверен, что все слова написаны правильно?- Как называются эти слова?- Каким одним словом можно их все назвать? (а) имена существительные, б) нарицательные, в) одушевлённые)- Посмотрите о каком звере говорилось в загадке?- О чём будем помнить при написании слова медведь? (Парные согласные )- Как проверить парные согласные на конце слова?- Наш медведь сладкоежка, он очень любит малину. Если вы хотите его побаловать, помогите выполнить задание. В начале урока вспомнили правило. Примените его.V. Проверка Д/З (5 мин.)- Прочитайте, какие родственные слова придумали к слову сад.- Какой корень вы выделили в словах?- Покажите карточку, которая показывает обозначение корня.- Кто составил предложение?- Кому захотелось составить рассказ?- Послушайте стихотворение- Назовите однокоренные слова. Как-то много лет назадПосадили дивный садНе был этот сад фруктовымБыл он только словом.Это слово, слово кореньРазрастаться стало вскореИ плоды нам принесло Стало много новым слов.Вот из сада вам рассада.Вот ещё посадки рядом.А вот садоводИль садовник к нам идёт.Очень очень интересноПогулять в саду словесном!- Почему вы так считаете?- К какой части речи относится каждое слово?- Выделите корень в словах.- Что заметили?- От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.- Назовите корень в этих словах.
- Что вы заметили? (корни в однокоренных словах пишутся одинаково) 
VI. Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. (5 мин.)- Что нового узнали о словах на предыдущем уроке?- Ребята, кто помнит, как называются слова, которые имеют общее значение?Родственные слова.
- Как иначе называются родственные слова?Однокоренные слова.- Как называется эта общая часть родственных слов?Общая часть общее значение корень- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?- Чему хотели бы научиться? Работа по алгоритму1. Определить значение слова.2. Подобрать родственные слова.3. Найти общую часть корень- Мы найдем слова родные - однокоренные
VII. Игра «Пригласи в гости»
1. Групповая работа (5 мин.)- Ребята, назовите два признака однокоренных слов и уберите лишнее словоДобрейший, добрый, доброта, добраться.Лось, лосиха, лоскут, лосенок.Порт, портовый, портрет, портовикДень, деньги, денёк, денёчек.Вода, водяной, водитель, водичка.
2. Работа в парах (5 мин.)Так же как и у кустов,Корень есть у разных слов.Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам.Белка, беленький, белить.Водяной, вода, водить.Лист, лиса, лисёнок.Горные, горка, городок.Пес, песочный и песок.Моряки, морской, моржи.Корень, корневой, коржи.3. Индивидуальная работа (10 мин.)Упражнение 297 (взаимопроверка)
VIII. Домашнее задание (2 мин.)- Открыли дневники записали домашнее задание
- Повторить правило- Упр.296 
IX. Рефлексия (cамооценка)  (2 мин.)Подведение итога работы - доволен собой- не совсем доволен- не доволен Оцените результаты своей работы
X. Итог урока (1 мин.)Урок наш оконченИ выполнен план.Спасибо, ребята, Огромное вам.За то, что упорно,Усердно трудились!И знания вашиНам всем пригодились 
Используемая литература:
1.Учебник: Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;
2. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс: к учебнику Т.Г.Рамзаевой Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;, И.В.Иванова. 2-е изд.,М. Издательство Экзамен 2012.-495с.(Серия Учебно-методический комплект)
3. Веселая грамматика, В. Волина, М.: Просвещение, 2004
4. Учимся играя, В. Волина, М.: Просвещение, 2004