Классный час на тему: Жестокость и мы (5-6 классы)
Классный час на тему: «Жестокость и мы».
(для учащихся 5-6 классов)
Педагог-психолог
МОУ СОШ №12 Валынкин П.В.
ЦЕЛЬ: на примерах, спорах подвести подростков к тому, что жестокость аморальна и нельзя быть равнодушным к её проявлению.
Задачи:
Выяснить, что такое жестокость и каковы причины ее появления.
Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
Привить основы нравственного поведения.
Оборудование: раздаточный материал (карточка-пожелание), магнитная доска, мультимедийное оборудование, стеклянный сосуд, одноразовые стаканчики по количеству учащихся, 5 бутылочек 0.5 л. с надписями вместо этикеток: забота, терпение, прощение, доброта, душевная щедрость.
Ход занятия.
Вступительное слово.
Сегодняшний классный час я хотела бы начать с просмотра нескольких фотографий. (слайд 1)
Подумайте, о чём сегодня пойдёт речь? Верно, о жестокости, которая вокруг нас. (слайд 2)
Тема сегодняшнего классного часа очень актуальна. Всё чаще с экранов телевизоров, со страниц газет, из сети интернет мы узнаём ужасающие факты: подростки избили ветерана ВОВ, двенадцатилетний мальчик убил четырёхлетнюю девочку, группа девочек – подростков избили сверстницу и т. д.
На нашем классном часе мы попытаемся с вами выяснить хорошо это или плохо быть жестоким человеком, быть рядом с таким человеком и попытаемся приготовить эликсир от жестокости.
Послушайте стихотворение Е. Евтушенко. (слайд 3)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е.Евтушенко
О чём говорит здесь поэт?
Примерные ответы детей:
- Что нужно беречь природу.
- Что нельзя убивать зверей.
- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.
Психолог: Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
Примерные ответы детей:
- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.
- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.
Психолог. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.
И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце.
Но ведь жестокость не появляется сама по себе, она должна иметь причины своего появления.
Давайте рассмотрим причины появления жестокости у людей. (слайд 4)
Мир устроен парадоксально. Во все времена мы говорим о том, что мир может спасти только доброта, а вокруг все больше жестокости.
Сейчас даже самые маленькие дети видят по телевизору кровь и убийства. А ведь детская психология – самая восприимчивая.
Война идет в настоящей жизни: взрываются дома, торговые точки, автотранспорт от рук террористов.
За последние 10 лет в мире убито в войнах более миллиона детей, 6 миллионов получили ранения, почти 30 миллионов превратились в беженцы.
Какие страшные цифры. Ребята, как вы думаете, какие чувства будут развиваться у этих детей?
Агрессивность, злость. Становится страшно. По-настоящему страшно. Ведь никто из нас не знает, что было бы с ним, если бы пришлось такое испытать.
И, так, одну из причин мы выделили.
1. Это война.
2. Влияние телевидения.
3. Может идти из семьи.
4. Неравенство, обнищание. А ведь любому хочется что-то иметь в жизни. Обидно, когда у одного много, а у другого нет. Это вызывает злость.
Итак, что же такое жестокость? (слайд 5)
В словаре сказано, что жестокость – это человеческое чувство, не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.
Мне хочется привести вам высказывания:
Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.(Гельвеций) Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца. (Л.Аристо) Жестокость всегда проистекает от бессердечности и слабости. (Сенека)
Вы согласны ребята, с этими высказываниями? Почему?
Христианская заповедь гласит: « Не убий».
Убить, то есть лишить кого-либо самого величайшего дара – дара жизни – большой грех. Убийство считается одним из смертельных и самых страшных грехов. Это ОГРОМНЕЙШАЯ ЖЕСТОКОСТЬ…
Почему, по-вашему, нельзя убивать?
Жестокость порождает разлад внутри человека, разлад и отчужденность, враждебность, подозрительность
Психолог: А как бороться с тем, чтобы зла, жестокости стало меньше?
Это конечно зависит от самих себя.
Ребенок, который любит животных — будет любить и людей. Очень важно с первых лет жизни учить детей любить природу и животных, проявлять доброту и сострадание, не делать живым существам того, что причинило бы боль нам самим.
Предлагаю вам посмотреть видео ролик «Люди берегите животных»
Что вы чувствовали, что поняли, когда смотрели этот ролик?
Сейчас я буду называть качества человека, встречающиеся в наше время, и мы вместе выберем те, которые вы хотели бы иметь у себя. Данные качества будем прикреплять на доску.
Бестактность, скупость, максимализм, уважение к другим, нетерпимость, хамство, раздражение, занудство, лицемерие, правдивость, искренность, вспыльчивость, любезность, кокетство, мужество, стеснительность, общительность, мудрость, скромность, тщеславие, расточительность, бережливость, хвастовство, жестокость, сдержанность, доброта, честность, справедливость, скупость, бескорыстие.Итак, какие же качества мы выбрали? (слайд 7)
Отрицательные качества образуют пороки человека, положительные ведут к добродетели. И мы с вами выстроили идеал настоящего человека.
И «жестокость» отнесли к отрицательным качествам.
Все высокое и доброе имеет корни в наших поступка. Подумайте, способны ли вы:
простить обиду;
поделиться последним с другом;
уступить слабому;
пожертвовать незнакомому человеку;
заботиться о стариках;
помочь;
утешить;
Это высокие качества и им нужно учиться.
Если один человек по отношению к другому сделает какой-либо хороший поступок, к чему это может привести?
Давайте посмотрим видео ролик «Круговорот добра в природе».
Что вы поняли, какие выводы сделали, просмотрев данный видеоролик?
Думаю, каждый из вас приложит усилия, чтобы быть достойным человеком.
А теперь мы попытаемся создать эликсир от жестокости. (слайд 9)
Психолог достает какой-либо стеклянный сосуд.
Подумайте, какие компоненты вы бы хотели смешать, чтобы не стать жестоким. (забота, терпение, прощение, доброта, душевная щедрость).
При назывании компонента психолог достает бутылочку, с надписью «забота». Ученик, назвавший этот компонент, наливает его немного в сосуд. Так продолжается до тех пор, пока не будут названы все компоненты.
Психолог: вот и получился у нас с вами эликсир против жестокости. В него входят забота, терпение, прощение, доброта, душевная щедрость. А сейчас предлагаю каждому выпить приготовленный нами эликсир, чтобы в наших сердцах не было жестокости. Психолог каждому учащемуся наливает понемногу приготовленного эликсира и учащиеся его пьют.
Я хочу, чтобы созданный нами эликсир вы принимали как профилактическое средство, но, а кто уже заболел жестокостью, должен принимать его три раза в день.
И всё это вам поможет жить в мире.
Заключительная часть.
Думаю, каждому хочется жить в стране, где не страшно выйти на улицу, где вечером можно гулять по парку, где по телевизору показывают действительно, произведения искусства и где будем спокойны за жизнь своих будущих детей.
Мне останется только пожелать, чтобы вы стали настоящими высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди.
Звучит заключительная песня «Будьте добры».
Ребятам вручаются памятки пожелания.(слайд 10)
Мои пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
Рефлексия занятия.
- Какие чувства вызвала у вас тема, которую мы сегодня обсуждали?
- Как вы думаете, насколько эта тема актуальна для вас?
- Что вам сегодня понравилось, запомнилось на уроке? (что не понравилось?)
- Что вы сегодня поняли? Какие выводы для себя сделали?