Урок литературного чтения на тему Пословицы и поговорки
МОУ « Виньковская начальная общеобразовательная школа»
Урок по литературному чтению в 3 классе
Тема: « Пословица- недаром молвится».
Пословицы и поговорки русского народа.
Цели урока:
1. Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора.
2. Раскрыть мудрость, поучающий смысл , краткость и ёмкость пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.
3.Развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе;
4.Развивать навык самостоятельной и групповой работы, смелость и уверенность в себе. 5. Воспитывать чувство уважения к мнению других.
Ход урока:
I. Организационный момент
Как мы будем работать на уроке:
Читать- вдумчиво,
Писать – грамотно,
Слушать – внимательно,
Говорить- внятно, доступно.
II. Вызов.
- Прочитайте. Разделите на группы крылатые выражения, рифмованные высказывания, стихотворные отрывки.
1.Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище.
2.Человек без друзей, что дерево без корней.
3.Солнышко , покажись,
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода
Тёплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка.
4. Ой ты, зоренька-заря,
Заря вечерняя.
А кто зореньку найдёт.
Тот и вон пойдёт.
5.Бить баклуши.
6.На лугу живёт скрипач ,Носит фрак и ходит вскачь.
7. Землю красит солнце, а человека- труд.
Какие группы слов у вас получились? Сколько групп? Как называются эти группы слов? Действительно – это малые жанры устного народного творчества.
Сегодня более подробно мы поговорим о пословицах и поговорках. Запишите, пожалуйста, тему урока. «Пословица недаром молвится». Пословицы и поговорки русского народа. ( слайд 1)
Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают, обогащают наш ум. Услышав пословицу, мы стараемся ее запомнить. Оттого и говорится: «Старая пословица ввек не сломится». Они сопровождают людей с давних времён. Ответы на все случаи жизни есть у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя, радость ли– на всякие переживания даст разумный совет, наставление, утешение или развеселит пословица. Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно лишь одно: они пришли из далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. В них выражен народный опыт, наблюдения, это своеобразный учебник жизни, так как они помогают оценить свои поступки и действия других людей.
Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является В. И. Даль, живший в 19веке. ( портрет В.И. Даля),( слайд 3) .Кстати, отец В.И.Даля – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Он изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов.
- В чем же прелесть пословиц? Многие писатели отмечали достоинства этого жанра фольклора. ( слайд 4).
- Давайте определим, есть ли отличия между пословицами и поговорками и в чем они заключаются?
1 задание. Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством.
1. “ Друга ищи, а нашёл- береги. ” - это ... , так как …
2. “Семь пятниц на неделе” - это …, так как …
А) поговорка
Б) пословица
В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода, заключения.
Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.
Примеры ответов: “ Друга ищи, а нашёл – береги. ” – пословица, так как это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.
“Семь пятниц на неделе” - поговорка, так как является образным крылатым выражением, в котором есть отношение к чему-либо (к особенности характера человека), но нет вывода.
- Давайте оформим наши знания в виде кластера, схемы. ( на доске)( слайд 5)
Пословица поговорка
краткость, меткость, мудрость
поучительность, содержит вывод
ритм, рифма отношение к чему-либо, без вывода
Задание 2. Для каждой группы у меня есть выражение. Внимательно прочитайте его и определите, пословица это или поговорка. Докажите по образцу. Работаем командой – «Один ум хорошо, а два лучше». Прочитайте выражение, определите, пословица это или поговорка. Докажите по образцу из прошлого задания.
Хороша кашка, да мала чашка.
Ума палата.
Работать с огоньком.
Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
III. Осмысление содержания.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Нет друга- ищи, а нашёл – береги.
Друг рядом лучшею чем два вдалеке. ( нем.)
Пчела мала , да и та работает.
Счастливым и красивым делает человека труд.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Учась, узнаёшь, как ты мало знаешь.
Человек от лени болеет , а от труда здоровеет.
Не будет скуки, коль заняты руки.
Делаешь наспех, сделаешь на смех. ( слайд 6)
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитайте выразительно пословицы первой группы. Какова тема этих пословиц? А второй группы? Самостоятельно, по группам, определите темы остальных разделов пословиц. Обратите внимание на слова для справок на ваших партах. (Слова для справок: трудолюбие, глупость, дружба, родина, лень, нерадивость, трусость, учение). - «Делу время – потехе час». Физминутка.
Дыхательная гимнастика.
Давайте вплотную поработаем с текстами пословиц и поговорок. Для того чтобы охватить больше народной мудрости, мы разделились на группы:
« Собиратели пословиц», « Редакторы». ( слайд 7). Каждая из групп выполняет свою учебную задачу. Найдите в папке карточку с заданием, внимательно его прочтите. Если что-то непонятно, спросите у учителя. Обсудите задание и способы его выполнения в группе. На выполнение работы - 2 минуты. После истечения времени, озвучьте решение своей задачи. Для собирателей даны части: «Отвяжись худая жизнь», «себя увеселить», « «сам поглупеешь».«привяжись хорошая», «с глупым возиться».
Для редакторов.
Сделайте из поговорки пословицу, добавив нужные слова.
Чужими руками жар загребать.
( Легко чужими руками жар загребать.)Выступления групп с ответами.
IV. Рефлексия.
Давайте вспомним и обобщим все, о чем мы говорили сегодня на уроке. Что же такое пословица? В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки?
- Составление синквейна. Это стихотворение из пяти строк, в котором происходит обобщение всего, о чем говорилось на уроке. Давайте составим синквейн по группам на тему: «Пословица». Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека.
У себя на парте вы найдете схему синквейна, внимательно с ней ознакомьтесь.
- Чтение синквейнов.
Посмотрите, что получилось у меня.
Пословица.
Мудрая, верная.
Учит, обобщает, помогает.
Передается из уст в уста.
Народная мудрость.
Учите пословицы, обращайтесь к ним постоянно, так как они обогащают речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность. Именно поэтому Гоголь и говорил, что «…в пословицах все есть: издевка, насмешка, попрек, словом, — все шевелящее и задирающее за живое…». А народ сам оценил этот жанр: «Пословица к слову молвится», «Пословица не в бровь, а в глаз», «Пословица – всем делам помощница».
V. Домашнее задание. Первая группа подберёт пять пословиц на тему: счастье, вторая группа на тему семья. дети (на выбор).