Проведение экскурсии обучающихся в ст.Прочнокопскую на аэродром аэроклуба им. Балуева «Воэлла»
Отчет
о поездке обучающихся в ст.Прочнокопскуюна аэродром аэроклуба им. Балуева «Воэлла»
right13335-57151317625Станичный аэроклуб во главе с отважной женщиной пользуется большой популярностью на Кубани.Двор семьи авиаторов на окраине Прочнокопской заставлен крыльями, фюзеляжами. А в ангаре три спортивных самолёта - экспонаты будущего музея авиации. На них, рассказала хозяйка дома Жанна, летал её отец, мастер спорта Анатолий Балуев.
18.09.2016г. обучающиеся группы 22 «В» совместно с классным руководителем посетили аэроклуб «Воэлла» посвященный А.А. Балуеву. Встретила студентов Жанна Балуева, которая рассказала о своем отце, о истории аэроклуба.
-15240899795Провела инструктаж, познакомила с самолетами. Студентам была предоставлена возможность подняться в небо, ощутить свободу полета, просторы неба.
29565602586990-3486152586990-34861581915
left88265Уникальная история семьи, создавшей самодеятельный аэроклуб Балуевых, удивительна настолько, что кажется сказкой. Но наш рассказ о людях, сумевших сделать сказку былью, сумевших доказать, что на пути к мечте не страшны никакие преграды, кроме тех, что мы сами ставим себе.
right777875Анатолий Агафонович Балуев- человек незаурядных способностей, безгранично преданный небу и авиации. Он был лётчиком- инструктором, лётчиком- испытателем, мастером самолётного спорта и мастером на все руки. Анатолий Балуев был членом сборной СССР по высшему пилотажу(1962г.), являлся членом Международной ассоциации пилотов-любителей ЕАА (США), а кроме этого, был единственным в мире и стране пилотом, летавшим, обучавшим учеников и выполнявшим фигуры высшего пилотажа с протезом правой руки.
Всю жизнь А.Балуев посвятил авиации, небу и людям,которым он открывал пятый океан. В 1970г. он основал Всесоюзное Общество Энтузиастов Любителей Легкомоторной Авиации (ВОЭЛЛА) - для тех, кто любил небо, но по различным причинам не мог летать или строить летательные аппараты.
Вершиной многолетних трудов А.А.Балуева стало появление в 1980г. авиаклуба, позже получившего имя Героя Советского Союза В.С.Гризодубовой. Это был первый в нашей стране самодеятельный авиаклуб.
Не менее показателен тот факт, что авиаклуб стал для Балуевых делом семейным. Вместе с главой семьи в клубе трудилась его супруга- Валентина Михайловна, выпускница Пермского аэроклуба, лётчик-инструктор-планерист, пилот-любитель, участница всесоюзных планерных соревнований. За время лётной карьеры освоила много типов планеров и самолетов, в том числе: КАИ-12,Як-12М, Як-18Т,Як-52, налетала около 3000 часов. В настоящее время Валентина Михайловна является директором музея авиационных экспонатов при аэроклубе.
Не остались в стороне и дочери Балуевых - Жанна и Воэлла.
Старшая, Жанна Анатольевна, после первоначального лётного обучения под руководством родителей (полёты на планере КАИ-12 и на самолёте Як-12М) продолжала осваивать специальность лётчика в Донецком авиаспортклубе и Калужском Авиационном Летно-техническом Училище. Работает в родном авиаклубе летчиком-инструктором и является руководителем клуба. К настоящему времени освоила много типов планеров и самолетов, в том числе: Як-18Т, Як-18ПМ, Як-52, Ан-2 и т.д. и налетала 3150 часов. Не раз выступала с показательными полетами,в том числе совершила весьма необычный трюк- полет на крыше Як-12, с дымовыми шашками, держась за специально вмонтированный штырь. Жанна любит авиацию, горы, музыку, вместе с семьей занимается изучением дольменов и участвует в работе уфологов.
Младшая, Воэлла Анатольевна (получила имя в честь Общества Энтузиастов ЛА, основанного Анатолием Балуевым), пилот-любитель, летчик-инструктор. Самостоятельно вылетать стала с 14 лет, а первые полеты на высший пилотаж совершила в возрасте 4х лет, сидя в кабине самолета Як-18А за спиной отца. Освоила самолеты: Як-12М, Як-18ПМ, Як-18Т, Як-52, налетала 650 часов.
Авиаклуб,расположившийся в отдаленном донецком хуторе Даниловка стал своего рода меккой для энтузиастов лётного дела- пилотов и конструкторов. Здесь летали, строили новые аппараты, испытывали их, учили и учились. Клуб рос и развивался, несмотря на препоны, которые ставили на пути энтузиастов разного рода бюрократы и перестраховщики. В 1991г. авиаклуб сменил место дислокации- он перебазировался в Кабардино-Балкарию, а оттуда- в Краснодарский край, станицу Прочнокопскую, где находится и по сей день. Жизнь авиаклуба насыщена полетами, интересными идеями и встречами с необыкновенными людьми, которые происходят с самого начала его истории. Почетными членами авиаклуба являются Генеральный конструктор О.К.Антонов, Герой Советского Союза В.С.Гризодубова, мировая рекордсменка летчица М.Л.Попович, космонавт Л.Кизим, летчик-испытатель И.И.Шелест и другие не менее замечательные люди.
В 2002г. авиаклуб и семья Балуевых понесли невосполнимую утрату: 16 января трагически погиб глава семьи и основатель клуба Анатолий АгафоновичБалуев....После этого трагического события аэроклуб был переименован. Теперь он называется - аэроклуб "ВОЭЛЛА" имени А.А.Балуева.
Жизнь идёт своим чередом, проходят годы, а самодеятельный аэроклуб живёт, продолжает лётную деятельность, участвует в общественной и спортивной жизни Краснодарского края, его молодёжи. Клуб не стареет душой, потому что меняются поколения аэроклубовцев, молодеют его лётные кадры. И продолжается крылатая история семьи Балуевых.
В аэроклубе "ВОЭЛЛА" работает муж Жанны- Сергей Николаевич Слесарев. Выпускник Калужского Авиационного Летно-Технического училища, авиатехник, летчик-спортсмен. Именно он занимается инженерно-техническим обслуживанием материальной части аэроклуба, и техника платит ему за это безаварийной работой. Дочери Жанны и Сергея Дарья (15 лет) и Александра (9 лет)- всерьез увлечены небом и собираются продолжить семейную традицию- летать! Девочки часто вылетают с родителями в качестве пассажиров, а то и пилотов. Сейчас Дарья готовится самостоятельно вылететь на Як-18Т.
Анатолий Агафонович Балуев- человек необыкновенной, трудной, но счастливой судьбы. Он сумел не смотря ни на что сохранить свои крылья и дать взлёт многим людям, которые всегда будут с благодарностью вспоминать Анатолия Балуева и его семью-КРЫЛАТЫХ ЛЮДЕЙ.
right7620«Человек который не мог не летать…» рассказ о Балуеве А.А.
Сегодня я хочу рассказать вам об удивительном человеке, которого знали и любили очень много людей в нашем Краснодарском крае, и не только в нашей стране, который выучил летать сотни пилотов, а скольким людям он просто помог по жизни!
Анатолий Агафонович Балуев родился 3 сентября в 1938 году в Перми. Отец - Агафон Андреевич, работал электриком на рыбоконсервном заводе, мать - Мария Семеновна - домохозяйка. Семья жила тогда недалеко от местного аэродрома. Наверное, это и определило дальнейшую судьбу Анатолия. Если старшего сына не было дома, то родители знали, что он гуляет где-то около самолетов. По окончании школы в 16 лет - в 1954 году, Анатолий поступил в Пермский аэроклуб. Овладевая секретами полета, Анатолий и на земле не оставлял в покое свой самолет. Он вплотную занялся изучением авиационного двигателя. Под контролем старшего техника А.Ушакова выполнял сложные работы. И вскоре начал работать авиатехником.
Окончив аэроклуб в 20 лет, Балуев был уже инструктором и членом сборной СССР по высшему пилотажу. Летом 1959 г. А.Балуев получил второй спортивный разряд. Началась увлекательная спортивная жизнь, участие в различных соревнованиях, борьба за первенство. Через год на областных соревнованиях Анатолий получает первый разряд. Он участвует в зональных соревнованиях в Красноярске. На этих соревнованиях Он сдает нормы мастера спорта СССР. Его наставник - летчик-инструктор Валерий Полуновский, в прошлом военный летчик, сбивший в боях Великой Отечественной войны 16 вражеских самолетов.
В 1962 году молодой пилот сдал экстерном все экзамены в лётной школе Саранска, где был лучшим курсантом, получил диплом по специальностям авиатехника и лётчика-инструктора. Очарованный небом, он старался летать лучше и больше всех. Отличная техника пилотирования, прекрасное знание спортивных самолетов позволили Анатолию на год раньше поступить в спецшколу летчиков. Здесь он освоил военный самолет, получил звание летчика запаса и познал армейское братство, первые потери, будни летной жизни. Открытость характера, призвание к классическому пилотажу, педагогические навыки были учтены при направлении А.Балуева летчиком-инструктором Ярославского аэроклуба. Его принимают в сборную команду СССР по высшему пилотажу. В 1962 г. команда отправляется на международные соревнования по высшему пилотажу в г. Будапешт.
В начале шестидесятых годов Анатолий Агафонович подал заявление в отряд космонавтов. Просмотрев характеристику, в комиссии ему сказали, что у него не хватает налета часов на реактивной технике. Анатолий поступает в авиаполк на обучение, получает звание старшего лейтенанта, но по приказу Хрущева о сокращении офицеров из рядов Вооруженных Сил СССР, Анатолия Агафоновича сокращают, вследствие чего ему не удается закончить обучение и поступить в отряд космонавтов.
В 1962 году Балуев увлёкся любительской авиацией, начал облётывать самоделки. В СССР самоделки были запрещены: никто, кроме государственных конструкторских бюро, не имел права строить и испытывать самолёты. Балуев стал одним из неформальных лидеров любительской авиации. Его знали и уважали Герой Советского Союза Валентина Гризодубова, авиаконструктор Олег Антонов, ветеран авиации Александр Иванович Жуков, который учил летать Чкалова.
Несмотря на авторитет, ему сильно доставалось. Поскольку официально создать организацию авиаторов-любителей не получилось, упрямый Анатолий решил сделать это неофициально.
-Мы начали проводить своеобразные агитполеты, вспоминает Валентина Михайловна – жена Анатолия. Ввосьмером на двух самолетах летали по Союзу, садились на полях колхозов – лишь бы была нормально утрамбованная грунтовка. Некоторые колхозники самолетов-то никогда не видели, а тут получили возможность покататься. Даже председатели колхоза желали обозреть свое хозяйство с неба. Так мы путешествовали по стране, налетали 360 часов. Из-за отсутствия навигационных карт, маршрут прокладывали по административно-политической карте СССР. Летели всегда на малой высоте, поэтому нас не засек ни один радар. Но все тайное рано или поздно становится явным. Подвела случайность: из-за неожиданной поломки в одной из машин пострадал один из нашей команды. Пришлось раскрыться. Разразился грандиозный скандал. Балуева тут же арестовали, завели дело. Помог ему прославленный лётчик-испытатель Виктор Коккинаки. Заступился за лётчика и авиаконструктор Антонов. В итоге Балуева освободили.
Летчик Анатолий Агафонович Балуев – мастер спорта СССР, член сборной страны по высшему пилотажу 1962 г. – освоил более 36 типов самолетов и вертолетов. В дальнейшем, Анатолий решил сам строить и испытывать свои самолеты: за плечами уже был нешуточный опыт работы в авиации. В 1969 году Анатолий Агафонович окончил школу испытателей в Жуковском. Балуев стал испытывать самолёты с поршневым двигателем.
В 1971–1973 годах А.А. Балуев был оформлен испытателем в Центральной лаборатории спасательной техники ОСВОД. 20 октября 1973 года мы испытывали новый самолет, - вспоминает Анатолий Агафонович. Набрав метров семьдесят высоты, Балуев потерял управление. Самолёт рухнул на землю, а он три месяца провалялся в институте Склифосовского. А ровно через год и девять дней, восстановив винтомоторную группу, решили провести испытание двигателя. Но стол для испытаний, по-видимому, был непрочно закреплён. Когда напарник Балуева слишком сильно газанул, стол сорвало с крепления, и мотор завалился на Анатолия. На решения оставались доли секунды: под винт попадала либо рука, либо голова. Увернуться было уже невозможно. Балуев рефлекторно выставил вперёд правую руку (сказались занятия боксом). Руку пришлось ампутировать по локоть. Опять замаячила безысходность, опять судьба разлучала его с самолетами. Все его мысли были теперь о восстановлении функций руки. Его друзья из немецкой фирмы бесплатно предложили ему хороший биопротез: мышцы уцелевшей части руки приводили в движение металлические пальцы протеза. Но сила его была всего в восемь килограммов. Чудо-технику стоимостью он отверг. И вместе со своими учениками разработал удобный протез из подручных материалов, который и заменил ему руку.
Этот период жизни был очень сложным. И вновь наш российский парадокс – человеку, потерявшему правую руку, выдают машину с ручным управлением. И все это время раз в год его заставляют проходить медицинское освидетельствование. Потом пришлось вновь учиться полетам, теперь уже со специально сделанным захватом для удержания штурвала. С потрясающей скоростью была восстановлена и способность выполнять фигуры высшего пилотажа.
Заручившись поддержкой ЦК комсомола, Балуев собирает в Москве, на Ходынке, первый всесоюзный слет создателей-любителей летной авиации. Ответственность за последствия возложил на себя. Слет прошел на завидном эмоциональном уровне, люди увидели много невероятных конструкций, узнали о великом множестве талантливых создателей этих машин.
В начале 90-х годов переехав в Краснодарский край в ст. Отрадной, Новокубанского района, Балуев создал авиаклуб, который получил имя Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой. В клубе было шесть самолетов и один планер. Все в хорошем состоянии, все летали. Специалисты, посещавшие клуб, говорили, что такого тщательного ухода за техникой нет даже на крупных авиапредприятиях.
Сотни пилотов научил летать Анатолий Агафонович. Среди них были и дети. Внучка Агафоновича Даша с шести лет, сама без помощи второго пилота управляет самолётом.
16 января 2002 г. в результате катастрофы спортивного самолета Як-18Т аэроклуба станицы Отрадной Краснодарского края погибли: 63-летний пилот Анатолий Агафонович Балуев и 23-летний пассажир, гражданин ФРГ Сергей Яикин. Подробности и причины катастрофы неизвестны. Очень не хочется говорить: "От нас ушёл...", "Нас покинул...", "Мы потеряли...". Птицы не погибают. Они всегда в воздухе.
Сейчас, когда Агафоныча нет, продолжают летать его старшая дочь - Жанна Анатольевна, так же, как и он, привязана к небу. Жизнь Анатолия Агафоновича была и навсегда останется примером для подражания. Благодаря своему трудолюбию, целеустремленности, огромной любви к людям и небу этот человек достиг прекрасной, интересной жизни в авиации.