Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».


Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».

Цель: дать представление о русской избе, жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.
Задачи:
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
-знакомить детей с предметами домашней утвари их названиями предназначением
-учить детей знать характерные особенности деревенской посуды.
-активизировать употребление в речи названия материалов из которых они изготовлены
-учить образовывать прилагательные от существительного.
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям своего народа.
Оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением избы, макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка, коромысло, половики, коврики.Ход занятия:
-Здравствуйте гости дорогие, гости званные и желанные. Посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся с ними по русскому старинному обычаю.
( кланяются, прижав руку к сердцу)
-Здравствуйте.
.Меня зовут Варвара или Варварушка – это старинное русское имя.
А вас как ласково зовут?
Словесная игра: Назови ласково.
-Сегодня вы пришли ко мне в гости, русскую избу- она у меня да красивая какая! В моей избе много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами говорим.Слушайте мою загадку:
Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет
Деток спать она уложит.
- Правильно, печка. Молодцы.
-Для чего нужна была печь в избе?
( в ней еду готовили, она обогревала дом. На печи можно было даже спать.)-Скажите как называли человека, который умел класть печь?
( печник)
-Из чего складывали печь?
( из кирпичей)
-Значит она какая?
( кирпичная)
-Встану я рано утром, первым делом растапливаю печку, растопится печка – жарко становится – пора и готовить.
-Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте мою следующую загадку:
Он как круглая кастрюля
Он чумазый не чистюля
Где там в печке уголек
Сварит кашу …….. чугунок.
-Какая необычная посуда .Ну- кА еще раз скажите как называется?
( чугунок).
-Попробуйте, подержите какой он?
(тяжелый)
-А может быть кто-нибудь знает почему его называют чугунок?
( потому, что он сделан из чугуна).
-Чугун – это такое железо.
-Чугун сделан из чугуна – значит он какой?
( чугунный).
-Как же можно было достать из печи горячий чугунок?
-здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку:
Из русской печи
Кашу тащи
Чугунок очень рад
Что схватил его …………ухват.
-Хорошо, молодцы.
-А вы знаете что представляет собой ухват?
( деревянная палка с металлической рогаткой на конце).
-А для чего нужен был в доме ухват?
( для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься).
-Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам?
( Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).
- Что ты достал из печи?
( чугунок)
- Чем ты достал чугунок?
( ухватом).
Хорошо, молодцы.
- Слушайте мою другую загадку:
Выпускает жаркий чай
Древний чайник…………..самовар.
- Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар- значит сам варю.
- А что же он варит?
( чай).
-Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами.
- А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются?
( да)
-Сейчас они стали электрические.
-Раньше не было холодильника, как вы думаете в чем хранили молоко?
( крынке, кувшине).
- Крынка, кувшин – что это?
( это посуда).
-Из чего она сделана?
( из глины).Значит она – глиняная. Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось.
- А вот у крынки родной братишка может быть кто – нибудь знает как его называют?
( горшок ).
-Раз он родной братишка, из чего он сделан?
( из глины ).Значит он какой?
( глиняный).
- А чем он отличается от крынки?
( формой, высотой).
- А вот эти туеса сделаны из коры деревьев- бересты. Береста- это кора с какого дерева?
(березы).
- Берестяная посуда – легкая, удобная, красивая. Она обладает особыми свойствами: в жару жидкость налитая в такую посуду долго оставалось холодной, а горячая наоборот долго не остывала.
-Засиделись мы с вами пришла пора и поиграть.»Делу время, а потехе час.»
- говорят русские люди. Приглашаю всех в кружок, за руки дружно беритесь.
Про игру я сейчас вам расскажу и играть научу. Называется игра:
« Жмурки с колокольчиком».
- Слушаем мою загадку:
Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисло
Держит ведра ………………….. коромысло.
- Из чего делали коромысло?
( из дерева).
- По краям, что делали?
(крючки)
-Для чего?
(для ведер).
Коромысло можно носить на одном плече или двух. (показ).
- Кто хочет попробовать пронести ведерки?
Хорошо. Молодцы.
- Слушаем загадку:
Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?
-Правильно . Это – прялка.
- В старину в каждой избе были прялки.( Показ воспитателя).
Одна рука тянет нитку, а другая рука вращает веретено, получались вот такие нити, их сматывали в клубочек, а потом вязали носки, варежки.
- Посмотрите на пол. Чем покрыт пол?
( ковриками, половиками).
-Половики какой формы?
(прямоугольные).
-А еще какие?
( длинные).
- А коврики какой формы?
( круглые).
Для чего пол покрывали?
( для тепла).
- Сегодня, вы были у меня в гостях – русской избе. Вам понравилось?
А хотите мы с вами еще поиграем. Были у меня недавно ребятки в гостях игру мне оставили, а называется она: « Что было, что стало».
- Где готовили еду в старину?
( в печке).
-А мы сейчас где готовим?
(на газовой плите).
-В чем раньше кашу варили?
( в чугунке).
-А мы сейчас где готовим?
( в кастрюле).
-В чем раньше готовили чай?
(в самоваре).
-А мы сейчас?
( в чайнике).
- Зачем нужно было коромысло?
( воду носить).
- А у нас сейчас?
(водопровод).
- Какие вы умные и смышленые. Я очень рада, что вы ко мне пришли.Все загадки отгадали, в игры со мной поиграли.
Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придете в группу покушаете и друзей угостите.
-Ну, а теперь до свидания, гости дорогие. Приходите еще ко мне в гости.