Образовательная программа по хореографии Народно-сценический танец Экзерсис у станка
МБОУ ДОД Вилюйская школа искусств Мастахский филиал
Образовательная программа по хореографии
Народно-сценический танец
Экзерсис у станка
Выполнила Яковлева Наталия Святославовна
Балагачча 2015г.
Пояснительная записка
Народно-сценический танец является одной из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин, неотъемлемой частью начального образования.
Народно-сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.
Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвует в процессе классического тренажа, дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, сложностью их темпов и ритмов.
Великая роль этого предмета в эстетическом развитии учащихся, так как он приобщает их к богатству танцевального и музыкального народного творчества. В условиях школы искусств народно-сценический танец играет очень большую роль в создании репертуара хореографических отделений.
На хореографическом отделении школы искусств учащиеся приступают к изучению этого предмета на втором году обучения.
Урок народно-сценического танца состоит из трех разделов:
Станок
Середина зала
Этюды на материале танцев разных народов.
При изучении каждого из разделов программы необходимо знакомить учащихся с национальными особенностями входящих в него народных танцев, рассказывать о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа. Все это поможет более глубокому проникновению в национальный характер, усилит выразительность исполнения.
1. Позиции ног.
В народно-сценическом танце приняты три разновидности позиций ног – раскрытые, прямые и свободные. Пять раскрытых позиции соответствуют пяти позициям ног классического танца.
Пять прямых позиций:
I-я – обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп;
II-я – обе ноги поставлены параллельно на расстоянии друг от друга;
III-я – обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, но одна немного впереди, так что ее каблук находится у середины стопы другой ноги;
IV-я – обе ноги поставлены по одной прямой линии одна за другой на расстоянии стопы;
V-я – обе ноги поставлены по одной прямой линии одна за другой, так, что каблук одной ноги соприкасается с носком другой ноги.
Два свободных позиций:
Во всех свободных позициях ноги поставлены так, что стопы занимают среднее положение между соответствующими открытыми и прямыми позициями. Кроме того, существует две закрытые позиции.
I-я – обе ноги повернуты стопами внутрь, носки вместе, каблуки разведены в сторону;
II-я – обе ноги повернуты стопами внутрь и поставлены на расстоянии стопы между носками, каблуки разведены в сторону.
2. Позиции и положения рук.
В народно-сценическом танце приняты семь позиций и два положения рук.
Позиции рук:
I-я, II-я, III-я позиции рук аналогичны позициям рук классического танца;
IV-я – руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии;
V-я – обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются к корпусу. Кисть одной лежит на предплечье другой руки – чуть выше локтя, пальцы вытянуты и собраны вместе;
VI-я – обе руки согнуты в локтях, подведены ладонями к затылку и касаются его большим и средним пальцами. Локти разведены в стороны;
VII-я – обе руки согнуты в локтях и заведены за спину на уровне талии: запястье одной лежит на запястье другой.
Положения рук:
Подготовительное положение – обе руки опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.
I-е положение – обе руки, свободные в локтях, раскрыты в стороны на высоте между подготовительным положением и второй позицией: пальцы свободны, собраны и открыты, ладони немного повернуты вверх;
II-е положение – обе руки, свободны в локтях, раскрыты в стороны на высоте между II-й и III-й позициями: пальцы свободно собраны, ладони слегка повернуты вверх.
Экзерсис у станка.
Demi plie и grand plie.
Рlie – приседать, сгибать. Урок по народно-сценическому танцу рекомендуется начинать с приседаний ввиду того, что эти упражнения постепенно вводят в работу мышц и суставно-связочный аппарат.
Приседания – важный раздел «станка» поскольку они развивают мягкость, эластичность движения, главным образом в коленном суставе, а также в тазобедренном, голеностопном суставах стопы. Помимо того, приседания исполняются мягко и плавно, либо резко и отрывисто.
Demi plie и grand plie – исполняются по всем позициям в характере любого национального танца.
Методика выполнения demi pliе, grand plie та же, что и в классическом танце.
Приседания делятся на два вида – полуприседания и глубокие приседания.
Во время полуприседания пятки от пола не отделяются. Во время глубоких приседаний (во всех позициях, кроме 2-й позиции), пятки отделяются от пола после того как закончено полуприседание. Во время поднимания из глубокого приседания пятки опускаются на пол раньше, чем выпрямляются колени, так что выпрямление заканчивается на всей ступне.
Корпус во время выполнения приседаний строго подтянут, не должен отклоняться вперед или назад.
Музыкальный размер: 2/4, 3/4, 4/4, 6/4.
Приседания проучиваются на 4/4 лицом к станку, сначала проучивается demi pliе после того как усвоено это движение, проучивается grand plie.
При исполнении demi pliе, grand plie необходимо следить за grand plie.
подтянутостью спины (особенно при исполнении отрывистого plie), ягодичные мышцы сильно вытянуть, выворотность абсолютная (колени развернуты по направлению носков), мышцы ног напряжены, как при приседании, так и при подъеме (ощущение преодоления сопротивления).
1-й вид – плавные demi pliе, grand plie. Музыкальный размер: 4/4, исходное положение 1 позиция, preparation 1 такт.
а) Demi pliе – занимает 1 такт «1и 2и» - присесть demi pliе «3и 4и» - вытянутся.
б) Grand plie – занимает 2 такта – присесть на grand plie 2 такт – вытянутся.
2 вид – резкие demi pliе, grand plie. Музыкальный размер: 4/4, исходное положение 1 позиция.
а) demi pliе – занимает 1/2 такта «1 и» - присесть в demi pliе «2 и» - вытянутся.
б) grand plie – занимает 1 такт «1 и», «2 и» - присесть в grand plie «3 и», «4 и» - вытянутся.
Примечание: В зависимости от размера музыкального сопровождения количество выполняемых на один такт demi pliе, grand plie изменяется.
Battement tendu
Упражнение на развитие подвижности стопы.
Виды battement tendu изучаются по мере усложнения и удаления от классического танца, где постепенно включается в работу все большее количество мышц и связок.
Вattement tendu способствует развитию силы мышц ног, эластичности связок, подготавливает мышцы и связки ног для работы, укрепляет ахиллово сухожилие, икроножную мышцу и стопу. Кроме того, упражнение способствует развитию устойчивости, подтянутости, выворотности и силы ног, вырабатывает у учащегося правильное понимание направления движения вперед, в сторону, назад, развивает координацию.
Упражнение энергичного, четкого характера, но в начальной стадии разучивается спокойно, в медленном темпе.
I вариант. Вattement tendu с подъемом пятки опорной ноги, с plie, с двойным ударом, и с tombe.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: V позиция.
«Затакт» - правая нога делает battement tendu вперед на раз – правая нога резко (сильно) возвращается в V позицию (по всем направлениям классического танца). Одновременно пятка левой ноги резко отделяется от пола. Так battement исполняется по всем направлениям.
При исполнении battement tendu следует требовать от учащихся максимального напряжения всех частей ноги (от мышц верхней части ноги до кончиков пальцев). Только при таком условии в работу будут, включены все мышцы, связки, суставы мышц. Движение должно быть одинаково энергичным и в момент отведения ноги, и что особенно важно, в момент приведения ноги в V позицию. Важным координационным моментом является подъем пятки опорной ноги. Необходимо добиваться одновременного приведения работающей ноги в V позицию и подъема пятки, а затем такой же одновременности отвода работающей ноги и резкого опускания пятки на пол (пятка опорной ноги как бы выбивает работающую ногу). Нужно следить за тем, чтобы корпус во время резкого опускания сохранял подтянутость и все время находился на опорной ноге, особенно в V позиции с поднятой пяткой.
Первоначальное движение исполняется «крестом» со статичным положением руки (рука на талии), а в дальнейшем по мере усвоения вводится работа руки.
II вариант. Вattement tendu с подъемом пятки опорной ноги с demi pliе и tombe.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: V позиция.
На «затакт» - правая нога делает battement tendu вперед.
На «раз» - работающая нога возвращается в V позицию в demi pliе. Если движение исполняется с tombe, то в момент tombe делается плавный наклон корпуса вперед, в сторону или назад.
На «и», «два» - движение повторяется. Нужно следить за тем, чтобы во время tombe вперед корпус наклоняется равномерно с двумя плечами, сгибаясь в талии. При исполнении tombe в сторону – наклон происходит по направлении той ноги, которая находится впереди, через сильно опущенные лопатки, назад – перегиб в талии, равномерно с двумя плечами, а бедра вперед не подаются.
При исполнении tombe вперед и назад голова поворачивается направо, при исполнении в сторону tombe – по направлению ноги, которая находится спереди. С введением в упражнение battement tendu элементов tombe движение приобретает плавный, покачивающий характер.
III вариант. Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги с tombe с двойным ударом.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: V позиция.
На «затакт» - правая нога делает battement tendu вперед.
На «раз» на 1/8 – правая нога возвращается в V позицию, исполняется tombe на 1/8 правая нога на pliе, левая нога делает хороший удар полупальцами сзади правой по V позиции и тотчас приподнимается (как бы отскакивая от удара) к щиколотке правой сзади, правая нога остается на pliе.
На «и» - левая нога делает удар стопой в V позиции сзади, одновременно вытягивается и как бы выбивает правую ногу, которая одновременно исполняет battement tendu.
На «два» - то же, что на счет «раз».
Движение отличается от предыдущего введением короткого удара полупальцами и приобретает несколько другой характер. В этом движении появляется сочетание короткого резкого удара, четкого battement tendu, мягкого наклона корпуса.
При исполнении этого варианта battement tendu надо добиваться от учащихся четкости обоих ударов, как полупальцами, так и целой стопой, правильности наклона корпуса (по всем правилам 2 варианта), одновременности удара всей стопой левой ноги и battement tendu правой ногой.
IV вариант - battement tendu c переводом работающей ноги с носка на каблук.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: V позиция.
На «затакт» - battement tendu правой ногой вперед с вытянутым носком (по правилам классического battement tendu).
На «раз» - правая нога переводится с носка на каблук (сокращенная стопа).
На «и» - правая нога переводится с каблука на носок.
На «два» - правая нога возвращается в V позицию. При исполнении battement tendu надо требовать от учащихся напряжения всех мышц, максимально вытянутости ног. Следует добиваться, чтобы у учащихся были одинаково сильно исполнены как выведение, так и приведение работающей ноги.
Необходимо следить затем, чтобы стопа в момент положения работающей ноги на каблуке была предельно сильно сокращена, а затем максимально натянуто до самых кончиков пальцев.
V вариант - battement tendu с переводом работающей ноги с носка на каблук с pliе на V позицию.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: V позиция.
На «и», «раз», «и» - все то же, что в двух предыдущих вариантах, на «два» - demi pliе на обоих ногах в V позиции. Правила те же, что и предыдущих варрантов, но на счет «два» добавляется pliе.
VI вариант - battement tendu с переводом работающей ноги с носка на каблук и с demi pliе на счет «раз» на опорной ноге.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: V позиция.
На «затакт» - правая нога делает battement tendu.
На «раз» - правая нога переходит с носка на каблук, левая нога одновременно делает demi pliе.
На «и» - правая нога переходит с каблука на носок, левая нога вытягивается.
На «два» - правая нога возвращается в V позицию.
При исполнении этого варианта battement tendu нужно выполнять все правила исполнения предыдущих вариантов, на счет «раз» добавляется demi pliе.
Необходимо следить за тем, чтобы переход на каблук правой ногой и demi pliе левой исполнялись одновременно и также одновременно происходил подъем и переход работающей ноги с каблука на носок.
Battement tendu jete – маленькие броски.
Музыкальный размер: 2/4 или 4/4.
Исходное положение: V позиция.
«Затакт» - правая нога резко на 15-25 градусов ( вперед, в сторону, назад).
На «раз» - правая нога возвращается назад в V позицию.
На «и» - «два» - движение повторяется.
Battement tendu jete по всем правилам классического танца. Нога выбрасывается сильно, резко. Мышцы ноги от верха бедра до кончиков пальцев натянуты до предела. После броска нога не колеблется, а фиксируется на высоте 15-25 градусов. При этом корпус должен сохранять неподвижность. Чтобы этого добиться, надо сильно подтянуть мышцы спины и опустить лопатки.
Battement tendu jete – с pliе на опорной ноге.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: V позиция.
«Затакт» - правая нога резко на 15-25 градусов, одновременно опорная нога делает demi pliе.
На «раз» - правая нога возвращается назад в V позицию, левая нога резко вытягивается.
На «и» - «два» - движение повторяется.
Требования этому движению относятся та же, к предыдущему, плюс одновременность jete правой ноги и pliе левой.
Battement tendu jete – с ударом пяткой в пол.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: V позиция.
«Затакт» - demi pliе на обеих ногах, пятка левой ноги поднимается от пола.
На «раз» - правая нога делает battement tendu jete, пятка левой ноги с силой ставится в пол (как бы выбивает правую ногу), колено не вытягивается.
На «и» - правая нога возвращается в V позицию на всю стопу, левая –приходит в положение «затакт».
На «два», «и» - движение повторяется.
Самым сложным моментом является непосредственно момент броска.
Опорная нога должна как бы выбить из V позиции работающую. Важно внимательно следить за тем, что бы тяжесть корпуса все время была на опорной ноге, особенно в V позиции. Все движение должно исполнятся на demi pliе, что способствует сохранению единого уровня корпуса.
Battement tendu jete – с pliе и с подъемом пятки опорной ноги.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: V позиция.
«Затакт» - правая нога делает резкое battement tendu jete, одновременно левая нога делает demi pliе, сильно поднимается левая пятка.
На «раз» - правая нога возвращается в V позицию, пятка левой ноги резко опускается, левая нога вытягивается.
На «и», «два» - движение продолжается.
Этот вариант battement tendu jete является наиболее трудным как по технике исполнения, так и с точки зрения координации. Движение служит развитию силы мышц работающей и опорной ноги и укреплению силы мышц работающей и опорной ноги и укреплению связок голеностопного и коленного сустава. При исполнении этого движения большая нагрузка приходится на коленный сустав, поэтому надо следить, чтобы жесть корпуса распределялась равномерно на всю стопу, не было завала на большой палец. Колено опорной ноги в момент demi pliе должно быть предельно развернуто.
Battement tendu c выносом ноги на каблук (каблучное)
Этот вид резко отличается от классического battement tendu и является типичным для народно-сценического танца. В этом движении есть и тренировка мышц при согнутых ногах, и сильные удары стопой и работа стопы в отличном от классического танца положении. Цель движения – укрепление икроножных мышц, связок коленного и голеностопного сустава и четырехглавых мышц бедра.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: V позиция.
«Затакт» - пятка левой ноги отделяется от пола.
На «раз» - пятка левой ноги с ударом ставится в пол, правая нога, сгибаясь в колени, поднимается на щиколотке левой.
На «и» - правая нога резко выносится (вперед, в сторону, назад) на каблук с вытянутым коленом, пятка левой ноги отделяется от пола.
На «два» - пятка левой ноги ставится с ударом в пол, правая нога сгибается и подводится к щиколотке левой.
На «и» - правая нога ставится стопой (или полупальцами) V позицию, колено присогнуто, левая пятка вновь отделяется от пола, и движение повторяется.
Каблучное с поворотом бедра
Это движение является усложненным вариантом с выносом ноги на «каблук». Оно состоит: каблучное с выносом на «каблук» и заворотом ноги в невыворотное положение. Это упражнение развивает подвижность в тазобедренном суставе.
Движение является типичным для народно-сценического экзерсиса.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: V позиция.
Движение занимает 2 такта.
«Затакт» - пятка левой ноги отрывается от пола.
1 такт.
На «раз» - пятка левой ноги с ударом опускается на пол, правая нога поднимается к щиколотке левой, ее стопа в сокращенном положении.
На «и» - правая нога выносится в сторону на каблук, пятка левой ноги отделяется от пола.
На «два» - левая нога резко опускается пяткой на пол, правая нога немного отделяется от пола, и поворачивается коленом вовнутрь (колено чуть согнуто).
На «и» - правая нога, вытягиваясь в колене, с ударом полупальцами опускается на пол в невыворотном положении, пятка левой ноги отделяется от пола.
2 такт.
На «раз» - пятка левой ноги ударяет в пол, правая нога отрывается от пола и разворачивается в выворотное положение.
На «и» - правая нога опускается в сторону на каблук, пятка левой ноги отрывается от пола.
На «два» - левая нога ставится пяткой на пол, а правая нога подтягивается к щиколотке левой ноги (стопа в сокращенном положении).
На «и» - положение «затакт».
Это движение исполняется только в сторону. «Раз», «и» первого такта и «два», «и» второго такта исполняется по правилам battement tendu с выносом на каблук.
В момент поворота работающей ноги в невыворотное положение и разворота в выворотное положение колено чуть освобождается. При перемене положений нога не поднимается высоко от пола.
·Особое внимание следует обратить на то, чтобы корпус при исполнении всего движения сохранял положение en face.
Все движение выполняется на demi pliе, тяжесть корпуса находится все время на опорной ноге.
Первоначально движение исполняется со статичной рукой. По мере усвоения вводятся движения рук.
Каблучное с мазком полупальцев по полу.
Этот вид каблучного является наиболее сложным вариантом battement tendu народно-сценического экзерсиса. Он представляет собой усложненный вариант battement tendu с выносом ноги на каблук.
Добавление мазка в момент возвращения ноги к щиколотке опорной делает этот вид battement tendu сложнее технически и ритмически.
Упражнение развивает силу мышц и чувство ритма.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: V позиция.
Движение занимает 2 такта.
На «затакт» - demi pliе на двух ногах, пятка левой ноги поднимается, тяжесть корпуса переносится на левую ногу.
На «раз» - опустить пятку левой ноги на пол, правую ногу поднять к щиколотке левой спереди в сокращенном положении.
На «и» - на правую 1/16 правая нога выносится вперед на каблук, колено ее вытянуто, левая нога остается в прежнем положении. На вторую 1/16 правая нога с резким мазком полупальцев по полу (flac) возвращается к щиколотке левой, пятка левой ноги поднимается от пола.
На «два» - левая нога с ударом пятки ставится на пол, правая остается у щиколотки левой в сокращенном состоянии.
На «и» - правая нога с ударом всей стопы становится на пол в V позицию.
Если движение повторяется, то поднимается пятка левой ноги. Движение исполняется по всем направлениям.
Каблучное движение на 90 градусов
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: V позиция.
«Раз» - работающая нога, сгибаясь в колене, в выворотном положении поднимается с вытянутой стопой к колену опорной ноги, одновременно пятка опорной ноги с акцентом опускается на пол.
«и» - работающая нога с сокращенным подъемом battement developpe выносится вперед на ребро каблука, одновременно пятка опорной ноги отделяется от пола:
«два» - работающая нога, поднимается на воздух на 90 градусов с сокращенной стопой и сгибаясь в колене, в выворотном положении подводится стопой к колену опорной ноги, одновременно пятка опорной ноги с акцентом опускается на пол.
«и» - скользя вытянутой стопой по опорной ноге, работающая нога с ударом полупальцами в пол опускается в V позицию.
Rond de jambe par terre
Развивает выворотность тазобедренного сустава, а особенности характерного rond de jambe служат развитию подвижности голеностопного сустава.
Музыкальный размер: 3/4.
Исходное положение: I позиция или IV позиция с вытянутым носком назад.
«Затакт» - правая нога, поворачиваясь коленом внутрь и сгибаясь в колене, подводится к щиколотке левой сзади и тотчас поворачивает колено внутрь.
«раз» - правая нога, которая скользит стопой (наружным ребром), проводится вдоль левой, заводится за нее со скошенным подъемом и вытянутым коленом (положение croisee вперед).
«два» - правая нога описывает круг ногой до V позиции назад, разворачивая и стопу, и всю ногу в выворотное положение.
«три» - правая нога резко подтягивается к щиколотке левой. Пальцы ноги вытянуты.
Основная задача упражнение – научить переходу от плавного кругового движения к заключительному (сильному) резкому подведению cou de pied (на «два» или на «три») и движению стопы работающей ноги вдоль опорной в скошенном положении. Во время исполнения важно следить за тем, чтобы тяжесть корпуса не перемешалось с опорной ноги. Голова как бы сопровождает движение ноги, а корпус сохраняет положение en face.
Характерный rond de jambe с поворотом опорной стопы, с кругом по воздуху – движение исполняется по всем правилам характерного rond de jambe, но усложняется поворотом опорной стопы в невыворотное положение и затем равномерным возвращением в исходное положение.
Rond de pied par terre
(rond – круг, pied – стопа, par terre – по полу)
Цель этого движения та же, что и rond de jambe, только в этом упражнении усиливается работа голеностопного сустава. Стопа из вытянутого положения переходит в сокращенное.
Музыкальный размер: 3/4.
Исходное положение: I позиция или IV позиция (правая нога вытянута назад носком в пол).
.«Затакт» - правая нога, поворачиваясь коленом внутрь и сгибаясь в колене, подводится к щиколотке левой сзади и тотчас поворачивает колено внутрь.
«раз» - правая нога сокращенным подъемом проводится, по полу вдоль левой вперед на croisee, затем нога переводится на наружную часть каблука.
«два» - правая нога делает круг по полу до положения efface назад (так как положение не «каблук» не позволяет заводить полностью назад).
«три» - то же, что и в предыдущем движении. Сохраняются все правила предыдущего движения, следует лишь обратить внимание на положение ноги на «каблук». Носок должен быть сильно поднят, т.е. стопа предельно сокращена. Тяжесть корпуса не предается с опорной ноги на работающую.
Оба движения комбинируются между собой и с движениями, схожим по характеру, например, с pas tortilla. Оба вида усложняются pliе на опорной ноге.
Rond de pied с поворотом опорной стопы с кругом по воздуху – движение исполняется по всем правилам rond de jambe, но нога делает круг по полу или по воздуху сокращенной стопой. Этот вид rond de jambe усложняется скачком на опорной ноге.
Rond de jambe par terre
с глубоким приседанием на опорной ноге
Музыкальный размер: 3/4.
Исходное положение: V позиция.
«Раз» - работающая нога в вытянутым носком, скользя по полу, выводится вперед, одновременно делается полное приседание на опорной ноге.
«два», «три» - полное приседание на опорной ноге сохраняется, работающая нога с сокращенным подъемом выполняет круговое движение пяткой по полу, проводя ее в сторону, а затем назад.
«Раз» - одновременно с подъемом с глубокого приседания на опорной ноге работающая подводится стопой к щиколотке опорной ноги, стопа вытянута.
«два», «три» - пауза. Упражнение выполняется мужским составом класса, так как оно дает большую нагрузку на мышцы опорной ноги и коленный сустав.
Flic-flac (подготовительное положение)
То же на croisee и ударом ноги в пол
Это упражнение относится к движениям со свободной стопой и входит в разряд так называемых чечеточных движений.
Движение является подготовкой к различным вариантом, flic-flac и double-flic.
Его цель – научить владению стопой в свободном положении.
Flic-flac – условно принято переводить следующим образом: flic – мазок от себя, flac – мазок к себе. Упражнение состоит из двух «мазков» свободной стопой подушечкой по полу (первый мазок «от себя», второй «к себе»).
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: V позиция.
«Затакт» - правая нога выносится в сторону на 25 градусов.
«раз» - правая нога, сгибаясь в колене, мазком полупальцами по полу подводится стопой к щиколотке левой ноги (спереди).
«и» - правая нога с таким же мазком полупальцами выносится в сторону на 25 градусов.
«два», «и» - движение повторяется, но правая нога подводится к щиколотке левой ноги сзади.
Движение может исполнятся и вперед, и назад. При исполнении подготовки к flic-flac надо следить за тем, чтобы не напрягалась стопа, не вытягивался подъем и не «крючились» пальцы. Часть ноги от бедра до колена должна оставаться в одном положении, на одном уровне. Нога от колена до стопы должна раскачиваться равномерно, подобно маятнику. Нужно биться равномерных мазков как «от себя», так и «к себе».
Flic-flac – упражнение со свободной стопой
Движение развивает технику свободной стопы.
Музыкальный размер: 2/4, 3/4.
Исходное положение: правая нога у щиколотки левой ноги в свободном положении.
«Затакт» - мазок по полу подушечкой правой ноги «от себя» (в сторону или вперед, назад) и тотчас мазок «к себе».
«раз» - движение заканчивается в исходное положение.
«и», «два» - либо паузу, либо следующее движение.
Назад движение исполняется на effaceе. Сначала движение разучивается в сторону, затем вперед и назад. Наиболее трудно исполнять это движение назад. Необходимо следить за тем, чтобы верх ноги сохранял исходное положение, исполнять все движение нижней частью ноги (от стопы до колена), добиваться равноценных мазков, следить за тем, чтобы стопа все время сохраняла свободное положение.
Flic-flac и tombe
Это упражнение состоит из двух элементов: flic-flac и tombe. Трудность состоит в сочетании этих разных по характеру элементов. Flic-flac – четкое, быстрое движение, а tombe – мягкое, плавное.
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: правая нога подводится свободной стопой к щиколотке левой ноги.
«Затакт» - flic-flac.
«раз» - (tombe) правая нога опускается на всю стопу в V позицию впереди левой, колено ее присогнуто. Левая нога поднимается к щиколотке правой сзади нее.
«и» - пауза.
«два» - левая нога, вытягиваясь в колене, ставится всей стопой, правая нога вновь поднимается к щиколотке левой ноги.
«и» - затактовое движение, упражнения исполняется по всем направлениям. При исполнении назад flic-flac делается на effacee. Движение исполняется мягко, плавно, покачиваясь.
статичной рукой.
Battement fondu – низкие и высокие развороты ноги
Движение развивает силу ног, пластичность, выворотность, координацию. Характер движения, такой же, как в классическом fondu – плавный, тающий.
Музыкальный размер: 3/4
Preparation: правая нога поднимается во вторую позицию на 25-35 градусов.
«Затакт» - правая нога, сгибаясь в колене, делает мазок полупальцами по полу и подводится к щиколотке левой ноги сзади, колено правой ноги выворотно. Затем колено правой ноги поворачивается внутрь и переводится стопой к щиколотке левой ноги спереди и сразу же, не отрывая носка от опорной ноги, разворачивается в выворотное положение (sur le cou de pied спереди условное). Левая нога начинает pliе, когда работающая нога поворачивается внутрь в невыворотное положение.
На «раз - и» - левая нога увеличивает pliе, правая нога на sur le cou de pied.
На «два - и» - обе ноги вытягиваются и приходят в исходное положение (как в классическом fondu).
На «три - и» - пауза («и» - «затакт» для следующего движения).
Battement developpe – вынимание ног
Нога в этом движении не поднимается, а вынимается. В народно-сценическом экзерсисе встречается плавное и резкое. Непосредственно движение developpe исполняется по правилам классического танца. Нога подхватывается с вытянутыми пальцами и подъемом у щиколотки, а затем абсолютно выворотно доводится носком по опорной ноге до колена, а затем не сворачивая колена вынимается на 90 градусов.
Движение развивает шаг и силу мышц.
Battement developpe (плавное)
Музыкальный размер: 4/4
Исходное положение: V позиция.
«Затакт» - правая нога, сгибаясь в колене, начинает developpe.
На «раз» - правая нога вытягивается вперед на 90 градусов, левая нога делает мягкое pliе.
На «два» - левая нога чуть углубляет pliе, правая нога сохраняет свое положение. Корпус откидывается назад, голова повернуто на право.
На «три», «и» - правая нога опускается в IV позицию носком в пол, левая нога вытягивается.
На «четыре», «и» - правая нога подтягивается в «затактовое» положение. Сначала изучается только движение ног, рука остается на талии, в законченном виде упражнение исполняется с движением руки.
На «Затакт» - правая рука начинает подниматься в I позицию.
На «раз» - рука раскрывается на II позицию (ладонь обращена наверх).
На «три» - рука остается на II позицию, на вторую 1/8 начинает либо опускается вниз, либо, закрывается на талию.
На «четыре» - рука закрывается и начинает тут же раскрываться на «затактовое» положение.
Движение исполняется по всем правилам. Все движение должно исполнятся плавно, слитно. Следует добиваться координации в работе обеих ног и рук. Не смотря на слитный мягкий характер движения developpe должно быть закончена на «раз». Движение очень похоже на классическое soutenu на 90 градусов. Упражнение включается в комбинацию developpe и может исполнятся в различных характерах, несколько видоизменяясь.
2. Отрывистое developpe
Музыкальный размер 2/4.
Исходное положение: V позиция.
«затакт» - правая нога начинает делать developpe, левая нога одновременно поднимается на полупальцы.
На «раз», «и» - левая нога резко опускается на всю стопу, на pliе, правая нога резко вытягивается вперед на 90 градусов.
На «два», «и» - правая нога подтягивается в V позицию, левая нога вытягивает колено.
Движение исполняется во всех направлениях. Корпус и руки по заданию педагога по зависимости от цели и характера комбинации. Основной момент движения – developpe работающей ногой и одновременный подъем на полупальцы, а затем резкое опускание на опорной ноге.
Необходимо следить за предельной выворотностью опорной ноги.
3. Battement developpe – с одним ударом пятки
Это усложненный вариант предыдущего движения.
Музыкальный размер: 2/4
Исходное положение: V позиция
«Затакт» - левая нога поднимается на полупальцы, правая начинает developpe.
На «раз» - левая нога опускается на всю стопу и на pliе, правая нога заканчивает developpe.
На «и» - при сохранении pliе левой ноги ее пятка поднимается от пола, правая нога том же положении.
На «два» - пятка левой ноги резким ударом ставится на пол, правая нога в момент удара сохраняет позу на 90 градусов, затем опускается в V позицию.
На «и» - затактовое положение. Движение исполняется по всем направлениям. Первоначально рука остается на талии, а затем раскрывается через I позицию на II по правилам народно-сценического танца.
При исполнении этого упражнения необходимо выполнять все требования к предыдущему движению. Надо добиваться от учащихся сильного четкого удара пяткой и следить за тем, чтобы в момент удара работающая нога не меняла своего положения, а оставалась неподвижной, предельно вытянутой на 90 градусов.
4. Battement developpe – с двойным ударом
Это движение – усложненный вариант предыдущего движения, изучаемого на 2-ом году обучения. Движение исполняется по всем правилам battement developpe с одним ударом, но добавляется еще один удар, сразу же после первого. Оба удара должны быть равноценны, они могут быть по 1/8 или по 1/16.
Основное внимание надо обратить на положение корпуса, во время ударов корпус не должен сотрясаться.
Движение комбинируется со всеми видами developpe, с «веревочкой» и с подготовкой к «веревочке».
Grand battement jete (большие броски)
Это движение развивает шаг и укрепляет мышцы ног.
1. Grand battement jete на целой стопе
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: V позиция (I позиция).
Preparation: рука раскрывается через I воII позицию, затем закрывается на талию.
«Затакт» - правая нога делает бросок на 90 градусов.
На «раз» правая нога возвращается в исходное положение.
Движение исполняется во всех направлениях. Движение исполняется по всем правилам классического grand battement jete. Бросок должен быть легким, высоким, нога предельно натянута. При этом корпус остается не подвижным, тяжесть корпуса не смещается во время всего исполнения движения.
2. Grand battement jete demi pliе
Музыкальный размер: 2/4
Исходное положение: V позиция (I позиция).
«Затакт» - правая нога делает большой бросок, левая нога делает demi pliе.
«Раз» - обе ноги приходят в исходное положение.
3. Grand battement jete c passй par terre
Музыкальный размер: 2/4
Исходное положение: V позиция (I позиция).
«Затакт» - большой бросок правой ноги на 90 градусов.
«раз» - нога закрывается в I позицию и сразу же уводится в IV позицию назад носком в пол.
«и» - правая нога через I позицию исполняет grand battement jete.
«два» - правая нога закрывается в исходное положение. При исполнении этого движения сохраняются все правила предыдущих видов grand battement jete и все правила классического passй par terre.
4. Grand battement jete c подъемом на полупальцы.
Музыкальный размер: 2/4
Исходное положение: V позиция (I позиция).
«Затакт» - правая нога делает grand battement jete, а левая одновременно поднимается на полупальцы.
«раз» - обе ноги приходят в исходное положение. При исполнении этого варианта нужно обратить внимание на одновременность броска и подъема на полупальцы.
5. Grand battement jete с coupe tombe
Упражнение состоит из grand battement jete и tombe. Эти элементы различны по характеру: grand battement jete – движение четкое, резкое, а tombe – плавное и мягкое.
На первом движении – корпус прямой, на втором – сильно наклоняется в нужном направлении. Это создают трудности при изучении этого упражнения.
Музыкальный размер: 2/4
Исходное положение: V позиция.
На «затакт» - grand battement jete вперед (в сторону, назад), правой ногой.
На «раз» - tombe на правую ногу, левая нога поднимается сзади к щиколотке правой ноги.
На «и» - левая нога с ударом всей стопой ставится на пол (coupe). Колено резко вытягивается, а правая нога делает grand battement jete
На «два» - продолжение движения. Работающая нога обязательно должна возвращается в V позицию, и только потом tombe. Особое внимание уделите работе корпуса (правила battement tendu с подъемом пятки, с tombe – первый год обучения). Упражнение первоначально исполняется со статичной рукой, а затем добавляется работа руки. Во время исполнения grand battement jete во II позиции, а на tombe рука закрывается на талию.
6.Grand battement jete с увеличенным размахом.
Упражнение grand battement jete с увеличенным размахом является комбинацией grand battement jete, исполняемых определенной последовательности.
Музыкальный размер: 2/4
Исходное положение: I позиция
Исполнение этой комбинации занимает 2 такта.
1 такт
На «затакт» - grand battement jete вперед правой ногой.
На «раз» - правая нога опускается носком в пол в IV позицию вперед.
На «и» -- grand battement jete вперед правой ногой.
На «два» - правая нога ставится в I позицию.
2 такт
На «и» - grand battement jete вперед правой ногой.
На «раз» - правая нога проходит через I позицию и заканчивает движение в IV позицию сзади носком в пол.
На «и» - - grand battement jete вперед правой ногой через I позицию.
На «два» - правая нога через I позицию проводится носком по полу назад, левая нога делает полное pliе.
На «и» - движение начинается обратно.
Когда движение исполняется вперед, на счет «два» 2-го такта могут быть сделаны остановки в следующие позы:
На опорной ноге полное приседание, работающая нога вытянута носком в пол.
На опорной ноге demi pliе, работающая нога но 90 градусов.
15