Урок по изобразительному искусству на тему Декоративный натюрморт


УМК: по программе И.Э Кашекова, А.Л Кашеков. 5 г класс ФГОС:
Тема урока: Декоративный натюрморт.
Цель урока: создание условий развития творческого подхода учащихся при выполнении декоративного натюрморта.
Задачи:
Обучающие:
-закрепить понятие жанры изобразительного искусства;
-познакомить с понятием декоративного натюрморта и некоторых приёмах стилизации;
-учить применять ограниченную цветовую гамму в натюрморте для гармонизации композиции;
Развивающие:
-развитие чувства цветовой гармонии;
-содействие развитию внимания, умения слушать учителя;
-умение применять теоретические знания, полученные на уроке, в самостоятельной работе над декоративным натюрмортом;
Воспитывающие:
-воспитывать аккуратность в работе, умение слушать товарища;
-воспитание чувства единения, дружбы в коллективе.
Оборудование для учителя:
Проектор, Отрывок из мультфильма «Пластилиновая ворона», доска, наглядные иллюстрации с натюрмортами (реалистичные и декоративные), наглядное пособие по композиционному размещению предметов.
Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветная бумага, клей, ножницы.
План урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Повторение.
IV. Открытие нового знания, освоение языка искусства
V. Исследовательская работа.
VI. Физкультминутка.
VII. Практическая деятельность.
VIII. Самооценка.
X. Итоги урока.
XI. Заключительная рефлексия.
Ход урока
Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.
Актуализация знаний. Обратите внимание на экран.
«Просмотр видео ролика» Пластилиновая ворона.(1 мин 32 сек.)
Познавательные УУД
-Формируем умение извлекать информацию из мультфильма;
Повторение.
Коммуникативные УУД
-7Формируем умение слушать и понимать других;
- Формируем умение видеть и говорить на языке искусства.
Учитель: Посмотрев видео, ролик вы вспомнили, известные, вам жанры живописи, какие?
Примерные ответы: Пейзаж, натюрморт, портрет.
Учитель: Ребята, а скажите когда, родилась живопись?
Примерные ответы: «Очень давно, с времен древнейших людей».
Учитель: Откройте учебники на странице52, и (Яна) зачитает нам спор двух художников:
Зачитывает ученик: Спор художников. ( учебник стр.52)
Учитель: В каком виде изобразительного искусства рисовали художники?
Примерные ответы: вид изобразительного искусства живописи.
Учитель: «Вот сегодня мы с вами ребята совершим не большую экскурсию по виду живописи, в страну Натюрморта. А как вы думаете, что означает слово натюрморт? (Натюрморт. Словарная работа. На доске) Ответы учащихся: «Мертвая природа».
Учитель: Кто как еще считает?
Учитель: Ребята, тема нашего урока «Декоративный натюрморт».
4.Открытие нового знания, освоение языка искусства.
Регулятивные УУД
-Формирование умения высказывать своё предположение.
-Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
-Формирование умения составлять план деятельности на уроке.
Учитель: Как вы уже знаете, натюрморты бывают случайные и поставленные. Давайте приведём примеры случайных натюрмортов.
-Например, к случайному натюрморту относятся предметы на учительском столе (тетради, карандашница, очки, журнал и т.д.)
-А какие натюрморты называют поставленными?
-Те натюрморты, которые ставятся специально с целью написания картины. Они обычно бывают на определенную тематику. Например «Натюрморт из предметов деревенского быта».
-Учитель: А вы задумывались, что можно составлять и изображать декоративные натюрморты?
Примерные ответы учащихся:………………….
Слово декор для вас новое, что оно означает, определение прочитает ученик. (На доске слова декоративный и реалистический, работа со словариком.)
Слово «декор» в переводе с лат. означает – украшать.
-Учитель: В декоративном натюрморте предметы стилизованные, т.е. их форма упрощенная.
В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом виде живописи. Они много экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт. Давайте сравним его с реалистическим натюрмортом.
-Учитель: Реалистический, значит какой, ученик ответвечает.
-Учитель: Рассмотрите натюрморты в нашей, галереи, под какой цифрой выделите с начало декоративные натюрморты, а потом реалистичные.
-А какую разницу вы видите между декоративным и реалистичным натюрмортом.
-Учитель: Чем отличаются декоративный от реалистического натюрморта?
Ответы учащихся: Цветом, форма, фактура.
Молодцы! Подошла минутка для отдыха.
5.Физкультминутка: Приглашаем ученика
6.Исследовательская работа.
Личностные УУД
-Формирование эмоционального отношения к цвету
-Формирование понимания значения сочетания различных цветов в живописи
-Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
-Задание. Сегодня, Вы выполняете декоративный натюрморт в технике аппликация на формате А -3,где должно присутствовать не менее 3-х предметов, одну работу с соседом по парте.

Также, вам нужно придумать своему натюрморту эмоциональный настрой, чувства (например: нежность, ярость, любовь, безразличие, радость, жадность).– Прежде, чем приступить к практической работе над натюрмортом, проведём небольшую исследовательскую работу, благодаря которой постараемся понять, как мы можем использовать на практике свои знания о натюрморте.
-В папках у вас лежат маршрутный лист (План работы.) Шаблоны овощей и фруктов, предметы быта. Распределите работу между собой.
– Чтобы ваши работы были удачными, нужно продумать, как расположить на них выбранные предметы. Существуют два положения. Какие?
-Выбор фона.
-Прежде чем наклеить натюрморт, нужно продумать, как лучше разместить предметы, не забудь показать поверхность, на которой ваш натюрморт находится, и фон за натюрмортом.
--- Техника безопасности при работе с режущими и острыми предметами. Вспомним технику безопасности с нОжницами и подручным материалом.
7.Практическая деятельность:
А теперь приступаем к выполнению практического задания, будьте активны по выполнению работы, не задерживайте.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (ПЛАН РАБОТЫ):
С чего начать? Вам нужно придумать своему натюрморту эмоциональный настрой, чувства (например: нежность, ярость, любовь, безразличие, радость, жадность).1. Положение листа по вертикали или горизонтали.
2. Распределите работу между собой. (Кто будет вырезать, а кто клеить).
3.Решить, какие плоды понадобятся для аппликации. Приложить шаблон к бумаге обвести, вырезать. Обводить с оборотной стороны цветной бумаги. Экономия бумаги.
4. Разложить все получившиеся плоды на подготовленном фоне. На формат А-3 наклеить фон из цветной бумаги. Показать стол.
5. Найти наиболее удачное расположение (композицию) плодов и посуды.
6. По очереди приклеить плоды на нужные места.
7. Проверить. Убрать мусор в мешочек, который находится в папке.
8.Работа готова, поднять руку. В кабинете тишина.
9. Приготовить, охарактеризовать свой натюрморт по эмоциональному настроению.
8.Самооценка.
Учитель: Подводим итог занятия, сравниваем, что сделали за отведенное время, в ваших папках лежат два кружочка красного и оранжевого цвета.
Оцениваем по следующим критериям: Красный цвет - отлично, оранжевый-хорошо. Оцениваем свою работу самостоятельно, в правый нижний уголок клеим соответствующий цвет.
Выставка работ. Давайте рассмотрим нашу галерею из ваших работ. Молодцы.
-Охарактеризовать свою работу по эмоциональному настрою
9.Заключительная рефлексия.
Продолжите:
-Я узнал (узнала)…
-Я научился (научилась)…
-Удалось ли нам достичь поставленной цели?
-Что помогло вам в достижении цели?
10.-Домашнее задание эмоциональный настрой поможет на следующем уроке раскрыть тему «портрет» по этому, я вас прошу дома подобрать материал по теме портрет.
- принесите иллюстрации, картинки с портретами выражающие эмоции человека.
Учитель: Спасибо большое за работу на уроке. Мне с вами тоже было очень интересно работать. Желаю вам только отличных отметок и не только на уроках изобразительного искусства.