Разработка урока «Движения земной коры. Вулканы. Гейзеры»


Тема: «Движения земной коры. Вулканы. Гейзеры»
Цели: образовательные - сформировать представление о видах движения земной коры; расширить и углубить знания о вулканах, их строении, причинах возникновения, познакомить с географией их размещения; о горячих источниках и гейзерах;
развивающие – способствовать развитию умений работать с картами, учебником, устанавливать причинно – следственные связи, решать проблемные задачи; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы; содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;
воспитательные – способствовать пониманию идеи целостности мира, формированию мировоззрения, географической культуры личности, формировать представления о профессиях, связанных с науками географического направления, воспитывать интерес к предмету.
.
Тип урока: комбинированный.
Технология: урок – исследование
Формы контроля: индивидуальный, фронтальный.
Методы: проблемно – поисковый, самостоятельная работа, практическая работа.
Оборудование: презентация «Движения земной коры. Вулканы. Гейзеры», электронное приложение ООО «Дрофа» 2012, проектор, плод авокадо, тест, карта «Вулканы и землетрясения», карта «Литосферные плиты», иллюстрации, карточки-задания, лист - конспект, физическая карта полушарий, атласы733043929210000726376529210000-222313528257500713994029210000726376530606900750188922479000.
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Приветствие
Приглашаю совершить путешествие в глубины литосферы. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок. Подготовка к уроку
2. Проверка домашнего задания с целью актуализация опорных знаний и умений учащихся. Перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге.
1. Географический диктант
Внутренние оболочки Земли (1).
Самую высокую температуру из них имеет (2).
Из магмы состоит (3).
Самая тонкая оболочка – (4).
Соприкасается с другими оболочками Земли (5). Толщина земной коры под океанами --- (6) км, под равнинами суши – (7) км.
Океаническая земная кора не имеет слоя (8).
Само- и взаимопроверка (слайд 2).
Багаж собран успешно.
С чем можно сравнить Землю по внутреннему строению? (Учитель демонстрирует разрезанное авокадо) 1. Ядро, мантия, земная кора.
2. Ядро.
3. Мантия.
4. Земная кора.
5. Мантия.
6. 5-10 км.
7. 30-75 км.
8. Гранита.
Например, с авокадо.
2.«Кто быстрей». Работа с карточками: магматические, осадочные, метаморфические, гранит, песчаник, базальт, кварцит, мрамор, известняк, пемза, гипс, поваренная соль.
Распредели по группам.
Проверяем (слайд 3) Магматические: гранит, базальт, пемза.
Осадочные: песчаник, известняк, гипс, поваренная соль.
Метаморфические: кварцит, мрамор.
3.Дома вы решали кроссворд. Назовите ключевое слово, что оно обозначает?
Формулирование вывода
Вывод: земная кора состоит из -----------------м р а м о р
г и п с н е ф т ь и з в е с т н я к
г р а н и т к в а р ц и т б а з а л ь т МИНЕРАЛы – то, из чего состоят горные
породы.
(горных пород и минералов).
3. Изучение нового материала На высоких обрывистых берегах рек, крутых склонах гор и вырытых человеком котловинах обращает на себя внимание различное залегание горных пород. Слои могут залегать горизонтально, наклонно, быть смятыми в складки. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой.
Проблемный вопрос:
Почему столь разнообразно залегают горные породы? О чем свидетельствует их расположение? Ответ учащихся:
- земная кора находится в постоянном движении. В одних местах она разламывается, образуются трещины, в других – горизонтально залегающие пласты сминаются в складки. Одни участки опускаются, другие поднимаются.
Подтверждение тому - изменение облика нашей планеты за много миллионов лет.
Проблемный вопрос:
В чем причина движения земной коры?
9753606731000Причина Следствие-24765156845Движение вещества мантии Земли
00Движение вещества мантии Земли
1423035585469001756410156845Движение земной коры
00Движение земной коры

(Формулирование вывода:
Вывод: причина движения земной коры – движение вещества мантии.
Формулирование темы урока.
Запись темы.
«Движения земной коры. Вулканы. Гейзеры»
1.Виды движения земной коры.
Движения земной коры
632460158750020612101587500
Горизонтальные Вертикальные
складки поднятие суши
прогибы (Скандинавский п-ов) разломы опускание суши
(Великие Восточно- (побережье
Африканские разломы) Северного моря)


? Приведите примеры поднятия и опускания земной коры Работа с учебником на с. 46 и картой атласа.
Скандинавский полуостров поднимается со скоростью 1 см в год. Побережье Северного моря опускается со скоростью
1 см в год.
Запись в конспект.
2.Землетрясения.
Движения земной коры могут быть не только медленными, но и быстрыми, внезапными.

•А: 1-2-3-4 балла - слабые
•Б: 5-6 баллов - сильные
•В,Г: 7-8 баллов – очень сильные
•Д, Е: 9-10 баллов - разрушительные
•Ж:,З: 11-12 баллов - катастрофические
Рассказ учащегося.
Рисунки. 27 на с.45 и 28 на с.46 учебника, рис. в атласе на с. 27.
Причина образования землетрясений – внезапные смещения или разрывы на большой глубине в литосфере.
Место на глубине, где образуется разрыв и происходит смещение пород, называют очагом землетрясения.
Место на земной поверхности, находящееся над очагом, называют эпицентром землетрясения. Самые сильные разрушения происходят в эпицентре, где подземные толчки направлены снизу вверх. Дальше от эпицентра колебания распространяются во все стороны волнообразно.
Сила землетрясения измеряется в баллах от 1 до 12.
Сейсмологи – ученые, которые наблюдают, изучают землетрясения, наука – сейсмология.
Сейсмограф – прибор, который измеряет и автоматически записывает малейшие движения, сотрясения земной коры.
3.Сейсмические районы на земном шаре.
Практическая работа «Определение по карте сейсмических районов земного шара»
Работа с картой «Вулканы и землетрясения» на с. 27 в атласе. Учащиеся сопоставляют карты«Литосферные плиты» и «Вулканы и землетрясения». Формулируют вывод.
Вывод: сейсмические пояса Земли – Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский. Они расположены на границах взаимодействия литосферных плит.
4.Записать понятия в опорный лист – конспект.
Записывают понятия:: очаг, эпицентр, сейсмология, сейсмограф, сейсмические пояса – Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский.
5.Землетрясения тесно связаны с другими природными явлениями…
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный… (вулкан).
(Электронное приложение ООО «Дрофа» 2012:
5 класс. Природа Земли. Вулканы.) Демонстрация опыта «Вулкан на
столе» (разложение дихромата аммония)
Работа с рис. 31 в учебнике на с. 49
Делают подписи к рис. «Строение
вулкана» в опорном листе-конспекте.

6.Учитель вывешивает на доске таблички:
“Магма”, “Лава”, “Мантия”
Как происходит процесс превращения одного
вещества в другое?
Составьте логическую цепочку.
Назовите продукты вулканической деятельности. МАНТИЯ - МАГМА - ЛАВА
Продукты вулканических извержений
Газы.
Водяной пар.
Вулканический пепел.
Сероводород.
Вулканические бомбы
7. Прочитайте учебник и ответьте на вопрос, какие бывают вулканы, чем они отличаются.
Действующие Потухшие Уснувшие
Которые
извергаются,
сведения об
этом
сохранились
на памяти
человечества.
Их 800. Об
извержении
не
сохранилось
никаких
сведений Те, которые
потухли, но начинают действовать
Демонстрация картины К.П. Брюллова. Последний день Помпеи. 1830-1833 гг. Извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушения города Помпеи близ Неаполя.
Просмотр видеосюжета №1 Закончите схему.
15754351447800019850101447800045148514478000ВУЛКАНЫ
_____?____ _____?____ ______?___

Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше.
Проблемный вопрос.
- Как вы думаете, где будет больше вулканов - на дне океанов или на материке?
- В чем причина появления вулканов на
материковой земной коре?
- На дне океанов, т.к. там тонкая земная кора.
- Вулканы на суше встречаются в зоне
расхождения литосферных плит, т.е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам.

8.Виды вулканов по форме: конические и щитовые

9.Найдите вулканы на физической карте полушарий и на карте атласа, определите географические координаты одного из вулканов:
влк. Везувий влк. Котопахи
влк. Эльбрус влк. Фудзияма
влк. Ключевская Сопка влк. Этна
влк. Орисаба влк Килиманджаро
Работа с картой атласа и физической картой полушарий.
10. Горячие источники и гейзеры.
Рассмотрим еще одно природное явление - гейзер.
Проблемный вопрос.
- Что такое гейзер?
- Почему гейзеры встречаются там, где есть
вулканы?
Просмотр видеосюжета № 2 Рассказ учащегося.
С. 52 учебника.
Гейзеры – периодически фонтанирующие источники. (Исландия, Н. Зеландия, Россия - Камчатка, США).
11.Как человек может использовать энергию внутреннего тепла Земли?
•Вулканический пепел – удобрение для
растений.
•Вулканический туф (горная порода,
образованная из рыхлых продуктов
вулканических извержений) служит для
изготовления стройматериалов, используемых
при возведения зданий
•Горячая вода источников и гейзеров - для отопления теплиц и домов
•Пар горячих источников - для вращения
турбин электростанций
•Минерализованная горячая вода источников лечит заболевания
Подведение итога.
Что мы узнали на уроке? Какие бывают виды движения земной коры. Причину движения земной коры. О землетрясениях, вулканах и гейзерах.
4. Закрепление нового материала 1.Решение теста.
1.Место на глубине, где образуется разрыв и
смещение горных пород?
А. эпицентр Б. очаг В. магма
2.Излившаяся магма называется:
А. жерло Б. лава В. очаг
3.Место на земной поверхности, находящееся
над очагом землетрясения:
А. очаг Б. эпицентр В. кратер
4.Канал, по которому поднимается магма:
А. кратер Б. жерло В. очаг
5.Фонтанирующий источник:
А. вулкан Б. гейзер В. очаг Учащиеся записывают ответы в лист-конспект
1 2 3 4 5
Б Б Б Б Б
Само – и взаимопроверка.
2.На контурной карте обозначьте вулканы * и зоны землетрясений \\\\\ Работа с контурной картой
5. Оценка знаний учащихся Выставление отметок
6. Домашнее задание Запись в дневниках: § 24,25, работа с конспектом, в к/к вулканы * и зоны землетрясений \\\\\.