Урок литературы в 8 классе Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
Тема урока: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»
Цель:
дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны,
показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие
патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического
героя.
Задачи:
познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;
развивать умение выделять главное в материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор учащихся;
воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому Великой Отечественной войны.
Тип урока: урок-концерт
Методические приёмы: слово учителя, сообщения учащихся, чтение наизусть.
Оборудование урока: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
(Слайд 1)
-Тема нашего урока «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».
(Слайд 2)
Цель-знакомство с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры.
Война страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время? Оказывается, поэзия была самым оперативным (т.е. быстродействующим), самым популярным (т.е. доступным и понятным) жанром военных лет.
В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.
(Слайд 3)
Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше 400-х сот не вернулись назад.
(Слайд 4)
Таким образом, поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.
Александров, автор музыки к песне «Священная война» вспоминал: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как у всех советских людей, чувство возмущения, гнева С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею - песни»
Звучит запись песни 1.“Священная война”.
-Ребята, какое ощущение вызывает у вас эта музыка, слова этой песни?
-Да, песня выражает всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду.
Слово учителя: Поэзия всегда отражала необыкновенную душу нашего человека. Военная поэзия поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.
Позже другие песни, с другой мелодией, иной интонацией становятся популярными в стране. Самое удивительное, что это стали песни о любви,
песни в форме письма, послания, обращения солдата.
Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов. (Слайд 5)
-Прочитаем немного о нём (со слайда)
Давайте послушаем его стихотворение-обращение «Жди меня». (слайд 6)
Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.Жди меня, и я вернусь,Не желай добраВсем, кто знает наизусть,Что забыть пора.Пусть поверят сын и матьВ то, что нет меня,Пусть друзья устанут ждать,Сядут у огня,Выпьют горькое виноНа помин души...Жди. И с ними заодноВыпить не спеши.Жди меня, и я вернусь,Всем смертям назло.Кто не ждал меня, тот пустьСкажет: - Повезло.Не понять, не ждавшим им,Как среди огняОжиданием своимТы спасла меня.Как я выжил, будем знатьТолько мы с тобой,-Просто ты умела ждать,Как никто другой.
-К кому обращается солдат?
-С какой просьбой он обращается?
-Почему он просит ждать?
Слово учителя: (Слайд 7)
Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Миллионы людей пели его песни, не зная имени автора.
Звучит песня 2.«Враги сожгли родную хату».(Слайд 8)
-О ком эта песня? (Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село).
-О какой трагедии идёт речь в песне? (прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы).
-Какие чувства испытывает солдат? (Огромное потрясение, боль от утраты самых дорогих людей).
-Предоставляется слово для сообщения ученика - «История создания песни «Катюша».
“Соловьиным чудом России” называют Михаила Исаковского.
Он написал немало стихотворений и поэм, но всенародную любовь и известность обрёл как поэт-песенник.
Его перу принадлежат такие песни, как:
“Дан приказ ему на запад”, “Летят перелётные птицы”, “Услышь меня хорошая”,
“Враги сожгли родную хату”, “Ой, туманы мои, растуманы”, “В лесу прифронтовом”.
Особенная судьба у песни “Катюша” на музыку Блантера.
Это одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство.
Мелодия Блантера – яркая, запоминающаяся, танцевально-маршевая по ритму, озорная.
Не полюбить «Катюшу» было просто невозможно. И люди полюбили её.
«Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять песню трижды!
В годы Великой Отечественной войны появились десятки вариантов “Катюши”. В них рассказывалось о Катюше - партизанке,
Катюше – бойце («С автоматом девушка простая»),
Катюше – медицинской сестре («Раны Катя крепко перевяжет»).
Её именем “окрестил” народ новое оружие – реактивные гвардейские миномёты, вселявшие ужас во врага.
В Италии «Катюша» была боевым гимном партизан,
в Болгарии принималась в качестве партизанского пароля,
во Франции её пели участники Сопротивления.
Нашу «Катюшу» и сейчас знают во всем мире.
В Японии, например, «Катюша» - самая любимая песня в репертуаре массовой музыкальной организации «Поющие голоса».
Когда Блантер прилетел в Токио, тысяча маленьких девочек в национальных костюмах приветствовала его в аэропорту «Катюшей»!
Исаковским было написано множество прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них так не согревала солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша»!
Звучит песня 3.«Катюша». (Слайд 9)
– Каким настроением проникнута песня?(одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство)
Слово учителя: В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песню «Соловьи». Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьёв» одной из лучших песен военной эпохи.
Звучит песня 4. «Соловьи». (Слайд 10)
-Почему автор просит соловьёв не тревожить солдат?
Слово учителя: Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. (Слайд 11) Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели – фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне.
Звучит песня 5.«Песенка о пехоте» (Слайд 12)
-Как вы понимаете строки:
Не верьте пехоте,
Когда она бравые песни поёт?
- Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны (1970) Булат Окуджава написал песню, которая звучит в кинофильме «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они её и поют со слезами на глазах. (Слайд 13)
Звучит песня 6.«Белорусский вокзал». Слова и музыка Б.Окуджавы.
-Объясните слова: «нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим», «нас ждёт огонь смертельный, и всё ж бессилен он».
Слово учителя: А вот ещё одна песня. Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно теплую и сердечную песню – раздумье, воспоминание о пройденных путях – дорогах, об оставшихся на поле боя.
Звучит песня 7.«Дороги». (Слайд 14)
-Маршал Советского Союза Г.К. Жуков назвал «Дороги» в числе трёх лучших военных песен – рядом со «Священной войной» и «Соловьями».
– Какие слова повторяются в песне? Почему?
На уроках литературного краеведения мы познакомились с жизнью и творчеством наших земляков поэтов-ивановцев Николая Майорова, Михаила Дудина. (Чтение со слайда15) Перу М.Дудина принадлежит Солдатская песня.
Слово учителя: Приближается 68 годовщина Великой Победы.
В наших сердцах – трепет и волнение, огромное уважение к фронтовикам, благодаря которым солнце над нашей головой светит ярко.
Ещё совсем юными, молоденькими парнишками ушли на фронт и наши односельчане. Война застала их в самом расцвете молодости, они вместо того, чтобы радоваться и учиться, вынуждены были оставить родные дома, своих близких и встать на защиту Родины.
Сегодня, ребята, мы лишь прикоснулись к теме “Стихи и песни войны”, так как поэтов и композиторов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи Ольги Бергольц, Владимира Высоцкого, Муссы Джалиля, Эдуарда Асадова, Расула Гамзатова. (Выставка книг).
Обратите внимание на книги поэтов-ивановцев М. Дудина, Н.Майорова.
-Итак, ответьте на вопрос:
-Почему же прозвучавшие стихотворения и песни оказались так необходимы людям:
и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)
Посмотрите следующий слайд 18. (чтение)
–Вот эти слова и будут выводом нашего урока.
Домашнее задание: (слайд 19). Написать письмо ветерану со словами благодарности, красочно оформить. К 9 Мая вывесим эти работы на школьный стенд.
Оценки.
Рефлексия. -Какое впечатление осталось у вас от урока?
15