Рабочая программа элективного курса по математике для 10 класса Решение задач и упражнений
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Учебного плана МБОУ « СОШ № 8» на 2013 - 2014 учебный год.
В преподавании любой дисциплины нельзя учить всех одному и тому же, в одинаковом объёме и содержании, в первую очередь, в силу разных интересов, а затем и в силу способностей, особенностей восприятия, мировоззрения. Необходимо предоставлять обучаемым возможность выбора дисциплины для более глубокого изучения.
Школьная программа по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] содержит лишь самые необходимые, максимально упрощённые знания. Практика показывает громадный разрыв между содержанием школьной программы по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и теми требованиями, которые налагаются на абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения. Поступить в ВУЗ нашим выпускникам становится трудно не только в силу экономических и социально-политических условий, но и по причине несоответствия знаний выпускника, которого добросовестно учили по программе, и уровнем вступительных экзаменов в вуз. Учащиеся 10-11 классов, перегружаясь, вынуждены посещать дополнительно платные курсы (которые не всем доступны), а учителя школ вынуждены организовывать для них разного рода дополнительные занятия. В целях наилучшего результата делать это надо не только в последние годы обучения, но значительно раньше.
Главная цель предлагаемой программы заключается не только в подготовке к вступительному экзамену, и в овладении определённым объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач, но и в том, чтобы научить самостоятельно мыслить, творчески подходить к любой проблеме.
В связи с этим и создаётся программа элективного курса по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Элективный курс "Решение задач и упражнений" рассчитан на 35 часов для учащихся 10 классов. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], кому она понадобится при учебе, подготовке к экзаменам, в частности, к ЕГЭ. Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного профиля обучения.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ и централизованного тестирования.
Цели курса:
создание ориентационной и мотивационной основы учащихся, направленных на:
-овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
-интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
-формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 9 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
Выявление и развитие их математических способностей.
Подготовка к обучению в ВУЗе.
Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Виды деятельности на занятиях:
лекция учителя, беседа, практикум, консультация, ИКТ технологии, дистанционное обучение.
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость.
Нетрадиционные формы изучения материала.
Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:
навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;
составление алгоритмов решения типичных задач;
умения решения тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений и неравенств;
исследования элементарных функций решения задач различных типов.
Требования к подготовке учащихся по предмету.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, значения тригонометрических выражений;
- решать рациональные, тригонометрические , иррациональные, показательные и логарифмические уравнения и их системы;
- решать рациональные ,показательные и логарифмические неравенства и их системы;
- вычислять производные и первообразные элементарных функций;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшее и наименьшее значения функций, строить графики простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
- вычислять в простейших случаях площади фигур с использованием первообразной;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематический план элективного курса
«Практикум по математике»
№
Наименование темы
Кол-во часов по данной программе
Дата проведения
По плану
фактически
1.
Задачи на проценты, на части. Решение задач повышенной сложности.
1
2.
Решение задач, связанных практической деятельностью в повседневной жизни.
1
3.
Решение геометрических задач, действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.
1
4.
Решение задач на применение математических знаний в практической деятельности
1
5.
Решение алгебраических уравнений
1
6.
Решение алгебраических неравенств.
1
7.
Упрощение выражений
1
8.
Функции и графики
1
9.
Решение уравнений с модулем.
1
10.
Решение иррациональных уравнений
1
11.
Решение рациональных неравенств
1
12.
Решение иррациональных уравнений и неравенств
1
13.
Решение неравенств с модулем
1
14.
Решение уравнений и неравенств с параметром
1
15.
Решение систем уравнений
1
16.
Задачи на работу.
1
17.
Задачи на движение.
1
18.
Преобразование выражений, содержащих корень; преобразование тригонометрических выражений. Решение линейных уравнений; решение простейших тригонометрических уравнений.
1
19.
Решение геометрических задач из раздела планиметрии.
1
20.
Действия со степенями. Преобразование выражений.
1
21.
Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на заданном отрезке.
1
22.
Действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами в пространстве.
1
23.
Способы решения линейных, квадратных неравенств. Метод интервалов.
1
24
Решение комбинаторных задач.
1
25.
Планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).
1
26.
Проценты. Основные задачи на проценты
1
27.
Решение задач на прямо и обратно пропорциональные величины
1
28.
Квадратичные неравенства
1
29.
Квадратичные неравенства со знаком модуля
1
30.
Квадратичные неравенства с параметрами
1
31.
Дробно-рациональные уравнения
1
32.
Решение заданий из вариантов ЕГЭ
1
33.
Решение заданий из вариантов ЕГЭ
1
34.
Решение заданий из вариантов ЕГЭ
1
35.
Итоговый урок
1
Итого
35
Литература1. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами.- М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2005 г.,-328 с.2. Ершова А.Л., Голобородько В.В.« Самостоятельные, и контрольныеработы по алгебре и началам анализа в 10-11 классах», ИЛЕКСА Москва 20083. ЕГЭ. Математика: Раздаточный материал тренировочных тестов/ К.С.Гусева, С.Л.Никушкина, О.И.Судавная.-СПб.: Тригон, 2009 г.4. ЕГЭ: 2010. Математика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт.-сост:Л.О.Денищева,А.Р.Рязановский,П.В.Семенов, И.Н.Сергеев.-М.:Эксмо, 2010.5. Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. «Тригонометрические уравнения и неравенства и методика их решения», СТАВРОПОЛЬ 2004г.6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. Математика/авт.-сост. В.И.Ишина, В.В.Кочагин, Л.О.Денищева и др.-М.,:АСТ:Астрель, 2009.
15