Разработка урока по окружающему миру на тему: «Полезные ископаемые»



по теме: «Полезные ископаемые»
Провела:
учитель начальных классовМКОУ «Удобенская СОШ»Нестерова Наталья Владимировна
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Цели урока: ознакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе; учить экономно использовать богатства нашей планеты.
Оборудование:
Образцы полезных ископаемых, картинки с изображением применения полезных ископаемых.
Кроссворд «Полезные ископаемые» (плакат или вычерчен на доске).
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Перед уроком на доске выписываются вопросы:
- Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?
- Какие виды топлива ты знаешь?
- Как получают металлы? Где их используют?
- Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых.
- Тема урока: «Полезные ископаемые».
II. Проверка домашнего задания
В начале урока учитель проводит краткий фронтальный опрос по изученному материалу:
- Назовите три кита экономики.
- Расскажите о значении природных богатств для экономики.
- Что такое капитал? Приведите примеры.
- Для чего необходим труд?
- От чего зависит успех труда людей в экономике?
- Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?
III. Работа по теме
Работа по учебнику.
Ученики читают по учебнику вводную статью «Полезные ископаемые» (с.48).
- Расскажите, как люди используют полезные ископаемые. План рассказа тебе подскажут слова: строительство; топливо; металл; пища.
2. Практическая работа.
По ходу работы заполняется таблица в рабочей тетради с.26 №2
На доске таблица:
Полезные ископаемые
Название Основные свойства Использование
Гранит Зернистый, твердый и прочный Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников; отделка станций метро
Известняк Белого, серого или желтого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) Строительство, мел, мрамор
Глина Очень мелкая известь бурого, желтого, белого и др. цветов Кирпич, посуда
Каменный уголь Черного цвета, твердый, но хрупкий, горюч Отопление жилых помещений, кокс – краски, лекарства, пластмассы, духи
Нефть Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт
Железная руда Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы
Песок В виде крупинок, сыпучийДороги, стекло
Учитель показывает детям образцы полезных ископаемых.
- рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48, определите его название.
- Установите свойства данного полезного ископаемого: твердое или жидкое, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, горючее или нет.
- Подумай, где применяется это полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение?
Таблица заполняется по мере рассматривания образцов.
Работа по учебнику (с.49)
- Для чего добывают полезные ископаемые? Используя фотографию в учебнике на с.50, расскажи о труде шахтеров. (Рассказы детей)
- Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? (Ответы детей)
Дети самостоятельно читают в учебнике статью «Охрана полезных ископаемых» (с.51)
Беседа по прочитанному:
- Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?
- Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? (Высказывания детей)
- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом)
4. Работа в рабочей тетради.
с.25 №1
- Прочитайте.
- Найдите в учебнике определение что такое полезные ископаемые. Напишите в тетради. (Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)
с. 26 №3
- Прочитайте первое предложение.
- Догадайтесь о каком полезном ископаемом идет речь. (Нефть)
- Впишите название полезного ископаемого в клеточки.
- Продолжите задание.
Проверка.
(Газ, глина, руда, песок, гранит, торф, уголь, соль, известняк.)
с. 27 №4
- Прочитайте.
- Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующую графу.
- Где используется глина в строительстве, служит топливом или для получения металлов? (Используется в строительстве)
- Ставим знак «+» в этой графе.
- А где используется известняк? (Тоже в строительстве)
- Продолжите заполнение таблицы самостоятельно.
Проверка.
с. 28 №5
- Прочитайте.
- Назовите способы добычи полезных ископаемых? Приведите примеры.
- Рассмотрите рисунки. Соедините стрелками рисунок и название.
Взаимопроверка.
с. 28 №6
- Прочитайте.
- Что такое шахта? Для чего их строят?
- Отыщите дорогу к кладу.
Проверка.
IV. Физкультминутка
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнись веселей!
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!
V. Фронтальный письменный опрос
На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых:
Горючее; 10. Сыпучее;
Твердое; 11. Легче воды;
Жидкость; 12. Газообразное;
Тяжелее воды; 13. Белого цвета;
Черного цвета; 14. Способно плавиться;
Желтого цвета; 15. Пластичное;
Хрупкое; 16. Плохо пропускает воду;
Имеет запах; 17. Коричневого или белого цвета.
Хорошо пропускает воду;
Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант – свойства нефти и глины.
Выполненная работа имеет следующий вид:
Вариант I
Каменный уголь: 1, 4, 5, 7
Песок: 2, 4, 6, 10
Вариант II
Нефть: 1, 3, 8, 11
Глина: 4, 15, 16, 17
Тем ученикам, кто справился с работой быстрее, можно дать дополнительное задание: выбрать свойства, характерные для железной руды и каменной соли; или дописать свойства, которых нет в этом списке.
VI. Повторение изученного. Кроссворд (см. приложение 1)
Ответы: По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда. По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.
VII. Итог урока
- Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?
- Кто изучает полезные ископаемые, отыскивая месторождения?
- Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче. Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: вызывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.
- А как отвечает нам природа?
VIII. Домашнее задание
Выполнить задание «Подумай!» (учебник, с.51) :- Какие из известных вам полезных ископаемых пропущены в списке: гранит, известняк, нефть, природный газ, поваренная соль?
2. Найдите ошибки в следующих утверждениях:
- большинство полезных ископаемых – жидкие;
- места, где хранят добытые полезные ископаемые, называют месторождениями.
3. Выполнить задания №7, 8 в рабочей тетради (с.29)