Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики Волшебные пальчики
Рабочая программа
дополнительного образования
кружок по развитию мелкой моторики у детей
3 – 4 лет
«Волшебные пальчики»
Выполнили:
Воспитатели МБДОУ
Кошурниковский детский сад
«Ромашка»
Лукьянова Е.В.
Белокрылова И.В.
пгт. Кошурниково, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ....………………………………………………....................3
1.1 Пояснительная записка.…………………………………………..……………..3
1.2 Планируемые результаты освоения Программы …………………..………....6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………......……………..............7
2.1 Общие положения содержания………….…………………..…........................7
2.2 Возрастные особенности развития детей 3-4 года (2 младшая группа)……………………………………………………………………………….9
2.3 Тематическое планирование занятий……………………………..…………..11
2.4 Образовательная деятельность по областям развития……………………....15
2.5 Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы………...16
2.6 Формы сотрудничества с семьёй…………………...………………................17
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ..…...……………………………..................18
3.1 Объекты предметной среды…………………………………………………...18
3.2 Объекты социальной среды……………………………………………………18
3.3 Учебно-методическое и материально-техническое сопровождение………..18
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….19
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Программа “Развитие пальчиковой моторики” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Содержание данной рабочей программы дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей 3–4 лет построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В основу программы положены принципы:
- научной обоснованности и практической применимости;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей 3-4 лет, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
Данная программа предназначена для работы с дошкольниками 3-4 лет по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Цель: Создать условия для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук. Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через игры, упражнения.
Задачи:
Образовательные:
Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз;
Формировать практические умения и навыки;
Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, крупами, пуговицами;
Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие:
Развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Совершенствовать движения рук;
Развить познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
Способствовать развитию речи детей.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
Воспитывать и развивать художественный вкус;
Воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Основные принципы реализации Программы.
Основным принципом реализации Программы является создание максимально благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, социальными возможностями и врождёнными способностями.
В целях организации качественной работы по указанному принципу предполагается также использование таких принципов, как:
– системный подход, реализация образовательного содержания «от общего
к частному»;
– принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский) –
интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого
содержания Программы;
– развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения;
– практическое экспериментирование – использование различных ресурсов для решения поставленной задачи (беседы, поэзия, игры, рисунок, пр.);
– учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач, пр.);
– создание условий для мотивации к саморазвитию (развитие у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);
– использование всех видов восприятия информации (визуального, аудиального, кинестетического);
– использование формата диалога (ребёнка с взрослым, детей между собой,
педагогов друг с другом и родителями) как основной базы процесса передачи
информации.
Использование указанных принципов при организации и осуществлении учебного процесса с детьми дошкольного возраста будет способствовать их полноценному психическому развитию, качественному восприятию всего учебно-развивающего материала Программы, сохранению положительной эмоциональной обстановки в коллективе дошкольной организации в целом и на занятиях по Программе в частности и способствовать решению задач по развитию мелкой моторики детей.
Новизна:
обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
мелкая моторика;
речевое развитие.
занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Отличительные особенности работы данного кружка:
Работа в кружке «Волшебные пальчики» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
1.2 Планируемые результаты освоения Программы
По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.
К концу первого года занятий в кружке дети должны знать:
некоторые виды бумаги;
основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
основные правила склеивания;
понятие «конструктор»; «мозаика»;
некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);
несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
должны уметь:
правильно держать кисть, карандаш;
пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
работать с трафаретами;
заштриховывать предметы двумя способами;
застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения содержания
Учитывая научные данные о том, что каждый период жизни человека характеризуется специфической социальной ситуацией развития, конкретными новообразованиями и их своеобразным сочетанием, ведущей деятельностью, в наибольшей степени влияющей на психическое развитие ребёнка и его подготовку к переходу на новую возрастную ступень, Программа разработана для детей 2 младшей группы (3-4 лет) и строится на понимании особенностей процесса образования ребёнка данного возрастного периода, способствует формированию у него активной жизненной позиции, нравственных ценностей, предполагает развитие моторики и эмоционального благополучия каждого обучающегося.
В Программе определены пути, организационные формы, содержание, основные методы и приёмы взаимодействия взрослого и ребёнка в процессе воспитания и обучения, нацеленные на максимальную их эффективность.
Кружковая работа рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах по 15 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкульт. паузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкульт. паузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.
Направленность кружковой работы:
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика
рисуночные задания
работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)
работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование)
работа со шнурками
рисование
моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
лепка, изготовление поделок из различных материалов
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми. Проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, линейку, кисточку, ножницы, на закрепление правильного расположения руки во время письма, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Рисуночные задания» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.
В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими.
В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, оригами, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
Раздел «Работа со шнурками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.
В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.
Результатом работы данного кружка должно стать:
развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
овладение разными видами трудовой деятельности;
умение создавать художественный образ своего изделия;
овладение приемами работы с разными инструментами;
овладение нормами этики поведения.
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы: тестирование по индивидуальным карточкам; самостоятельные работы; выставки графических работ; участие в конкурсах.
2.2 Возрастные особенности развития детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет) В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Всё сказанное выше легло в основу содержания Программы таким образом, чтобы она могла отвечать требованиям уровня развития ребёнка в возрасте 3 -4 лет.
2.3 Тематическое планирование занятий
Месяц Задачи Тема занятия
Сентябрь
1 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
3. Воспитывать усидчивость, целенаправленность. «Прогулка в осеннем лесу»
«Колобок - колючий ёж»
Сентябрь
2 неделя 1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
2. Совершенствовать движения рук;
3. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. «Птенчики в гнезде»
«Осенний букет»
Сентябрь
3 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.
3. Воспитывать и развивать художественный вкус. «Капуста»
«Орехи»
Сентябрь
4 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Совершенствовать движения рук;
3. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. «Сидит белка»
«Сидит белка»
Октябрь
1 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.
3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим. «Магазин игрушек»
«Не плачь, куколка моя»
Октябрь
2 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.
3. Учить последовательно одевать и раздевать куклу.
Д/игра «Оденем Петю»
«Забавные зверюшки»
Октябрь
3 неделя 1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые
горизонтальные линии.
« Аквариум»
«Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.
Октябрь
4 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Воспитывать любовь к животным, фантазию.
«Ёжик»
Игра «Чудесный мешочек»
Ноябрь
1 неделя 1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.
«Зайчик»
«Пирамидка»
Ноябрь
2 неделя 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать в комочки.
3. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
«Накорми птичек»
«Построй картинку»
Ноябрь
3 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек.
«Конфеты к чаю»
«Угости Мишку»
Ноябрь
4 неделя 1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.
Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет».
Декабрь
1 неделя 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
2. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой.
«Животные хотят пить»
«Эксперименты»
Декабрь
2 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.
3. Воспитывать любознательность, интерес к природе.
«Зимние деревья» «Зимние узоры»
Декабрь
3 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
«Лыжник»
«Ёлочка»
Декабрь
4 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые
горизонтальные линии.
«В лесу родилась ёлочка»
«Праздник»
Январь
2 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.
«Собери снежинки» - выкладывание узора счетными палочками.
Январь
3 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Стимулирование тактильных ощущений.
3. Воспитывать желание помогать маме.
«Помогаем маме»
Январь
4 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания.
3. Воспитывать любовь к природе.
«Угости белочку орешками»
«Покорми Кошечку»
Февраль
1 неделя 1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии.
3. Развивать глазомер и точность.
«Дорисуй железную дорогу»
«Гусеница»
Февраль
2 неделя 1.Совершенствовать мелкую моторику рук.
2.Упражнять в умении создавать изображение с помощью счетных палочек.
3.Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.
Д/и «Маленькие столяры»
«Скатерть для стола»
Февраль
3 неделя 1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Учить детей завязывать узелки и бантики.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.
Февраль
4 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
«Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль, горох.
Март
1 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.
3. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.
«Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.
«Цветы для бабушки»
Март
2 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Развивать чувство формы. «Домик для Мишутки» - рисуем на манке.
Март
3 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, учить детей рисовать волнистые линии.
3. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них. «Нарисуй хвост коню».
Март
4 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук
2. Стимулирование тактильных ощущений. Д\и «Найди лишний»- силуэты из бархатной бумаги
Апрель
1 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Продолжать учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами. «Цветы на полянке» - цветы из пластилиновых дисков.
Апрель
2 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.
«Капель»- с помощью прищепок имитируем капель на картоне в виде крыши.
Апрель
3 неделя 1.Развивать мелкую моторику рук.
2.Стимулирование тактильных ощущений. «Веселое солнышко» - рисование на манке.
Апрель
4 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Продолжать учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.
3. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного. «Красивые одуванчики» - рисование ладошкой.
Май
2 неделя 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Тренировать навык ритмично наносить штрихи.
3. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Заштрихуй тучку по образцу.
Май
неделя Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
Стимулирование тактильных ощущений. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим «Гусеница» - выкладывание гусеницы из пуговиц.
Май
4 неделя 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений. «Арбуз» -накладывание на шаблон семян от арбуза.
2.4 Образовательная деятельность по областям развития
Социально-коммуникативное развитиеСоциально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитиеПознавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Ознакомление с миром природы.
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Речевое развитиеРечевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Художественно-эстетическое развитиеХудожественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Образовательная область «Физическое развитие»Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
2.5 Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в практической.
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.
2.6 Формы сотрудничества с семьёй.
Программа «Волшебные пальчики» предусматривает добровольное и посильное включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках содержания Программы и развитие такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как совместное сотрудничество с семьёй в вопросах развития мелкой моторики у детей.
Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации Программы. Задача педагогического коллектива – установить конструктивные партнёрские отношения, объединить усилия в области организации здорового образа жизни, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей.
Формы работы с родителями:
- индивидуальные собеседования;
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации, беседы;
- совместное проведение мероприятий;
- анкетирование;
-информационные стенды.
.
Условия работы с родителями:
- целенаправленность;
- систематичность;
- дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;
- доброжелательность и внимание.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
В настоящей программе понятие «развивающая среда» принимается как часть «окружающей социальной, образовательной, предметной среды», которая имеет образовательный развивающий эффект и определяется как «система объектов и средств природно-социально-предметного окружения, обеспечивающая, в соответствии с социокультурными нормами, личностное развитие и нравственное становление ребенка, а также позитивное продвижение его в формировании отношений к Миру» (О.Р. Родионова).
Объекты предметной среды
Предметная среда необходима для развития всех детских видов деятельности. В дошкольной образовательной организации она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие ребёнка. Развивающая предметная среда должна быть оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.
Сюда относятся: предметно-игровая среда, предметно-развивающая среда для занятий.
Всё пространство используется для усиления познавательного и художественно-эстетического развития детей.
3.2 Объекты социальной среды
Образовательная среда для детей дошкольного возраста очерчена достаточно широким кругом. Для целей формирования основ культуры здорового образа жизни такой диапазон имеет важное значение, поскольку все приобретаемые навыки используются ребёнком не только в дошкольной образовательной организации, но и реализуются в быту, в семье.
В этой связи просветительская работа с родителями, иными членами семьи выходит на первый план.
3.3. Учебно-методическое и материально-техническое сопровождение.
Пособие для родителей в виде книжки «Развитие моторики у детей 3-4лет», использование которого обеспечивает успешность реализации Программы.
Дидактические материалы:
- иллюстрации, репродукции.
Учебно-методическое сопровождение:
- карточки с изображением выкладываемых предметов;
- карточки с изображением образцов;
- картотека пальчиковых игр.
Материально-техническое обеспечение:
- массажные мячики;
- коробочки с крупой;
- шнуровки, пазлы, мозаики;
- комплекты для изобразительного творчества (пластилин, краски, фломастеры, цветные карандаши, коврики для лепки, салфетки для рук и т.п.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Фким», 2000.
Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2000.
Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: «Просвещение», 2001.
Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2002.
Карпушина
Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2001.
Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2008.
Светлова О. Веселые пальчиковые игры. – М.: «Сова», 2005.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2006.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Санкт – Петербург: 2005.
Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. «Радуга», 2007.