Конспект внеклассного занятия по окружающему миру на тему: Наши первоцветы


Конспект открытого внеурочного занятия,

проведённого учителем начальных классов МКОУ «СШ № 2 р. п. Новая Майна» МО «Мелекесский район» Ульяновской области
Савдеровой Надеждой Ивановной.
Предмет: окружающий мир
Класс: 1 «Б»
Тема: « Наши первоцветы».
Цель: познакомить учащихся с разнообразием первоцветов, их особенностями.
расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;
Планируемый результат:
- учащиеся научатся обнаруживать особенности приспособления первоцветов к условиям ранней весны;
- подбирать необходимые факты из материалов научно-познавательного литературы- представлять информацию на линии времени «Цветение весенних растений (март, апрель, май).
Умения, характеризующие достижение этого результата: Владеть информацией о первоцветах, выстраивать факты на линии времени
Форма работы: групповая.
Оборудование: Картинки с цветами, , таблички - «помощник ответов», презентация.
Ход занятия.
Актуализация знаний.
-Добрый день, ребята, я рада вас снова видеть всех в хорошем настроении, да и как не радоваться ведь сегодня такой замечательный день за окном, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Начинаем внеклассное занятие по окружающему миру.
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать? (Да)
-Какое время года наступило? (Долгожданная весна) (Слайд№2)
- По каким признакам в неживой природе вы определили, что наступила весна?
- Сейчас я проверю, как вы знаете весенние месяцы.
Игра «Играй - не зевай, месяц быстро узнавай».
-Я буду называть месяцы, а вы, ребята, если услышите месяц весны, покажите зелёный кружок, а если услышите месяцы других времен года, то красный. (Январь, март, июнь, апрель, октябрь, ноябрь, май.) (Слайд№3)
- Молодцы! Знание весенних месяцев нам очень пригодится во время работы.
-Сегодня на занятии будем разгадывать тайны, связанные именно с этими весенними месяцами. Девизом нашего занятия станут слова.(Слайд№3 с анимацией )
Вы должны быть очень наблюдательными и внимательными.
Концентрирование внимания на работу.
- Чтобы обдумать нам дела, нужна будет …(голова)!
- Чтоб из книг нам всё узнать, нужно быстро нам …(читать)!
2.Мотивация.
-За материалом для исследования я предлагаю отправиться в весенний лес, а точнее на опушку леса. (Звучит музыка 2 мин.) (Слайд №3, включить музыку)
- Ребята, а когда вы оказываетесь на полянке, какое желание у вас возникает. (Поиграть)
2.1.Игра "Плетем, плетем венок'.
(Учитель предлагает ребятам встать в хоровод, и выбирает помощницу, цветочницу и ребят которые исполнят роли цветов, заранее на карточках написаны слова героев)
Ведущий: Белая рубашка, желтенький платок. Как зовут?
Ромашка. Ромашка полевой цветок!
Цветочница. Вам нужна ромашка?
Хоровод. Пусть бежит сюда скорей. Мы плетем, плетем венок. Становись - ка в хоровод!
Ведущий. Цветик-невеличка, яркий огонек. Кто же ты?
Гвоздика. Гвоздика - полевой цветок.
Цветочница. Вам нужна гвоздика?
Хоровод. Пусть бежит сюда скорей. Мы плетем, плетем венок. Становись- ка в хоровод!
Ведущий. Вот еще малютка, голубее дня. КТО ТЫ?
Незабудка. Незабудка, с поля я пришла.
Цветочница. Незабудку примем?
Хоровод. Пусть бежит скорей сюда! Мы плетем, плетем венок. Становись- ка в хоровод!
Ведущий. Из глуши еловой прибежал сюда? Кто же ты?
Колокольчик. Лиловый колокольчик я.
Ведущий. Вот какие маки, вот какие маки!
Мак. Красивые большие в поле расцвели.
Цветочница. Маки вам нужны?
Хоровод. Да! Пусть бежит скорей сюда! Мы плетем, плетем венок. Становись- ка в хоровод!
-Ребята, кто к нам в хоровод прибегал? (Цветы)
- На какую тему мы будем беседовать? (Цветы)
- А именно какие цветы мы будем исследовать, вы узнаете, разгадав ребус. (Слайд №4, с анимацией)
- Как понимаете значение этого слова? (Слайд №4 с анимацией)
2.3.Создание проблемной ситуации.
Перед вами названия разных цветов. Нам нужно собрать букет из ранних весенних цветов, то есть в корзинку мы должны поместить только те цветы, которые зацветают весной первыми. (Слайд №5)

-Почему не получается поместить первоцветы в корзинку? (Затрудняемся определить название растения, время зацветания).
- Что же мы должны сделать, чтобы правильно поместить цветы в корзинку? (Изучить различные материалы и выяснить:1. Какие цветы зацветают первыми, а какие – позже?
2. Почему цветут так рано?
- А что нам поможет узнать об этом? (Помогут книги, тексты, картинки и наши знания)
3.Исследование в малых группах. Информация о первоцветах.
3.1.
- Ребята вас три группы, у каждой группы на столах лежит необходимый материал. Ваша задача выбрать нужную информацию о первоцветах. Каждая группа будет выбирать свою информацию, то есть о тех цветах, которые зацветают в определенный месяц, а в какой месяц каждая группа узнает, отгадав загадку.
Загадка №1
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март) (учитель даёт карточку)
Загадка №2
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Загадка №3
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы уж давно жужжат.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май )
- И так в течение 3 минут первая группа ищет информацию о первоцветах марта, вторая группа о первоцветах – апреля, и третья - мая.
Как работаете?
Все читают информацию вполголоса, в процессе обсуждения, определяют, какие 2 первоцвета зацветают в указанном месяце. По описанию находят картинку. Представляют первоцвет по карточке «Подсказка».
«Подсказка»
1. Мы узнали о растении, которое называется……………….
2. Название такое потому, что ………………………………
3. Мы выяснили, что это растение приносит пользу…………
4. Зацветает оно в месяце ………………………

За каждый правильный ответ по карточке команда получает балл. Помните правила работы в группе. (Слайд№6)
3.2. Подготовка информации о первоцветах в группах. (Звучит муз. П.И.Чайковского «Времена года» .Эксперты помогают заполнить карточку.) (Слайд№7)
3.3. Обмен информацией.
- Давайте обменяемся информацией. Заслушаем собранный вами материал. За правильные ответы поставим баллы. (Слайды№8- №13)
3.4.Дополнение учителя о корнях. Слайд№14
3.5.Загадки о первоцветах. Слайд№15, 9 кадров
Как-то Марина просила у Светы:
«Ты назови мне первоцветы».
«Ромашки, тюльпаны и васильки,
Лютики, кашки – вот эти цветы».
- Командам предоставляется возможность заработать дополнительные баллы за правильные отгадки.
Март – апрелю
1.Из-под снега появились,
Солнцу, ветру удивились,
Будто облако с небес,
Синевой окрасив лес.
(Пролески)
Март – маю
2.Шмель цветку очень рад:
- Ах, медовый аромат!
И цветки красивые –
Розовые, синие.
( Медуница)
Апрель – марту
3.Как гусята разбежались
Жёлтые цветочки,
Улыбнулись детворе
Нежные комочки.
(Гусиный лук)
Апрель – маю
4.Вот сиреневый цветок,
Словно птичий хохолок
И резной листочек,
Тонкий стебелёчек.
(Хохлатка)
Май – марту
Знаменита не цветами,
А необычными листами.
То твёрдыми, холодными,
То мягкими и тёплыми.
( Мать-и-мачеха)
Май апрелю Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый беленький цветок.
(Подснежник - галантус)
Маша – марту
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек зашуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)

Люда - апрелю Слайд№16
Цветок весеннею порой
Найдёшь в тени лесной.
На стебельке как бусы в ряд
Цветы душистые висят.
(Ландыш)
Учитель – маю Слайд№16
Фиолетовый цветок
И пушистый стебелёк.
Тихий нежный перезвон
Так и клонит, клонит в сон.
(Сон- трава или прострел)
Учитель:
Вот весенние цветы
Или первоцветы.
Их запомнить должен ты,
Как весны примету.
4. Рефлексия. Слайд№17 с анимацией
- Кто сможет собрать в корзину первоцветы, а дома рассказать о них родителям, друзьям?
5. Охрана первоцветов.
5.1. Посмотрите на слайд и попробуйте составить правила охраны первоцветов.
5.2. Игра «Да – нет».
-Проверим, насколько хорошо вы знаете правила бережного отношения к природе:
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет.
Говорите: нет, нет, нет.
Говорила Катя Пете
«Принеси ты мне букетик!
Я люблю цветы лесные,
Желтые и голубые!»
Это правильный совет? (Нет, нет, нет)
Если ты в лесу гуляешь,
Кусты и ветки не ломаешь.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Если ты не рвешь цветы,
Любишь первоцветы,
Наблюдай за ними ты,
Береги при этом!
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
5.3. Практическая работа. Плакат «Берегите первоцветы!» Слайд№18.
Одно из правил охраны первоцветов гласит: «Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов». Как можно это сделать? Оформить плакаты и развесить их на подъезды домов, чтобы люди запомнили эти цветы.
 Изучите инструкцию по выполнению практической работы. Выполните работу и сдайте её учителю.
 Инструкция.
Внимательно рассмотрите содержимое конвертов.
Выберите рисунки первоцветов.
Разместите эти рисунки на листе бумаги с надписью «Берегите первоцветы!», наклейте их.
Дооформите плакат, нарисовав недостающие листья и стебли.
Вывод: необходимо бережно относиться к хрупкому миру живой природы, понимать необходимость ее охраны.
6. Итог. Решение жюри.

7.Закончить занятие хочется словами великого сказочника Г. Х. Андерсена «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Слайд№19.

Подарим же наши маленькие цветочки дорогим гостям, как символ жизни!
-Спасибо за работу.
Приложения


Март
Подснежник -галантусГалантус одним из первых извещает о приходе весны. Цветы похожи на небольшие колокольчики белого цвета. Белоснежные цветы украшают ещё почти зимний лес. Их ещё называют подснежниками. Такое название они получили потому, что начинают расти в феврале под снегом. А в марте, на только что проснувшейся от зимнего сна земле, эти цветы уже цветут, радуя глаз человека.
Пролеска
В конце марта - начале апреля на лесной полянке, где снег почти растаял, загорелись маленькие ярко-голубые звёздочки, похожие на цветки галантуса. Это зацвели пролески (перелески). Назвали так пролеску за то, что растёт она на лесных полянках, опушках – перелесках, где весной снег тает прежде всего. Зацветёт пролеска - увидишь над полянкой первых пчёл.
«Подсказка»
1. Мы узнали о растении, которое называется……………….
2. Название такое потому, что ………………………………
3. Мы выяснили, что это растение приносит пользу…………
4. Зацветает оно в месяце ………………………

Апрель
Мать – и – мачеха
Расцветает мать – и – мачеха в апреле на склонах, у лесных ручьёв, хорошо прогретых солнцем. Кажется, что загораются маленькие золотистые огоньки жёлтого цвета. Только в ясный солнечный день можно увидеть эти цветки раскрытыми. В пасмурную погоду цветки закрыты. Проходит весна, и цветы отцветают. Потом вырастают листья, снизу покрытые нежным белым пухом. Притронешься к ним, а они тёплые, нежные, как мамины руки. А сверху листья холодные, гладкие – это мачеха. Это лекарственное растение, средство от кашля. Пчёлы и шмели собирают пыльцу и нектар с цветов.
Хохлатка
В мае месяце в лесу распускаются пышные цветы хохлаток. Цветки у хохлаток бывают розовато – фиолетового, сиреневого, бледно – жёлтого и белого цветов. Они небольшие, но их много. У каждого цветка будто небольшой хохолок. Поэтому назвали это растение хохлатка. Красоту растения дополняют резные тройчатые листки. Жужжат возле неё пчёлы и шмели.
«Подсказка»
1. Мы узнали о растении, которое называется……………….
2. Название такое потому, что ………………………………
3. Мы выяснили, что это растение приносит пользу…………
4. Зацветает оно в месяце ………………………
Май
Медуница
В апреле раскрываются цветки у медуницы. Различные окраски цветов на одном растении. Одни цветы - розовые, другие - фиолетовые, а третьи – синие. Такое растение с разными цветами легче заметить в лесу пчёлам и шмелям, которые собирают нектар. Сладкого, медового на вкус сока – нектара в цветках медуницы много, поэтому её и называют медуницей. Медуница кормит первых насекомых, лечит людей.
Гусиный лук
Весной в мае месяце в лесу можно увидеть скромные жёлтые цветки, собранные букетиком на невысоком стебельке. А рядом со стебельком из земли поднимается один длинный и узкий листок. Это и есть гусиный лук. В земле у гусиного лука небольшая луковка, что остаётся зимовать. За эту луковку и назвали растение луком. А гусиным назван потому, что это растение – любимое лакомство гусей.
«Подсказка»
1. Мы узнали о растении, которое называется……………….
2. Название такое потому, что ………………………………
3. Мы выяснили, что это растение приносит пользу…………
4. Зацветает оно в месяце ………………………


Подснежник
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает?



Медуница.
Лиловый, красный, голубой
Цветет любимая пчелой,
В дубраве царь-девица.
Никто другой в стране лесной
Не может как она весной,
В три цвета нарядиться.
Ветреница.
Я маленькое хрупкое растение.
У меня желто-яркие цветы.
Когда небо хмурится,
Мои цветы закрываются,
А когда солнышко раскрывается.
От любого ветерка, целый день качаюсь я.
Ландыш.
Белые горошки, на зеленой ножке.

Ромашка.
Стоят в поле сестрички:
Золотой глазок, белые реснички
Пролеска.


Учитель:
Вот весенние цветы
Или первоцветы.
Их запомнить должен ты,
Как весны примету.
Март – апрелю
1.Из-под снега появились,
Солнцу, ветру удивились,
Будто облако с небес,
Синевой окрасив лес.
Март – маю
2.Шмель цветку очень рад:
- Ах, медовый аромат!
И цветки красивые –
Розовые, синие.
Апрель – марту
3.Как гусята разбежались
Жёлтые цветочки,
Улыбнулись детворе
Нежные комочки.
Апрель – маю
4.Вот сиреневый цветок,
Словно птичий хохолок
И резной листочек,
Тонкий стебелёчек.
Май – марту
Знаменита не цветами,
А необычными листами.
То твёрдыми, холодными,
То мягкими и тёплыми
.
Май апрелю
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый беленький цветок.
Маша – марту
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек зашуршал
И развеял этот шар.
Люда - апрелю
Цветок весеннею порой
Найдёшь в тени лесной.
На стебельке как бусы в ряд
Цветы душистые висят.
Как-то Марина просила у Светы:
«Ты назови мне первоцветы».
«Ромашки, тюльпаны и васильки,
Лютики, кашки – вот эти цветы».
Правильный Света дала ей ответ?
Учитель – маю
Фиолетовый цветок
И пушистый стебелёк.
Тихий нежный перезвон
Так и клонит, клонит в сон.
(Сон- трава или прострел)
6. Правила охраны первоцветов. (Слайд 8)
Не рвите большие букеты!
Не губите места произрастания первоцветов!
Не вырывайте первоцветы с корнем!
Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов!
Сон-трава луговая (прострел)
     Пробиваются ранней весной из холодной еще земли не ростки, а какие-то мохнато-пушистые лапки, будто неведомые диковинные зверушки лезут на свет любоваться весной. Листья еще где-то в темноте под землей копошатся, запаздывают. А сине-фиолетовые крупные цветки уже солнышку радуются.   Цветет, даже если температура воздуха нулевая. Внутри цветка температура +8 °С. Оказывается, чашечка цветка - это вогнутое зеркальце, которое собирает солнечное тепло.   Цветы сон-травы синего, фиолетового, сине- фиолетового, голубого, лилового цвета. Стебель покрыт мелкими волосками и  может достигать 40 см.  Когда у сон-травы созревают семена,  она напоминает шляпку одуванчика. Подует легкий ветерок – и цветок зашатается. Насекомые спешат к этому нежному красивому цветку. Перед непогодой прострел закрывает лепестки и склоняется к земле. Склоненный к земле цветок как будто засыпает. Отсюда и его второе название «сон-трава».
Растет сон-трава в основном в сосновых лесах, по склонам,  на песчаных холмах. Размножается прострел (сон-трава) семенами.
     К сожалению, прострел уничтожается сборщиками цветов. А ведь лесные цветы не стоят в вазах, быстро вянут и гибнут. Плохо поступают и те люди, которые выкапывают прострел с корнем и пытаются посадить возле своего дома. Этот цветок пересадку не выдерживает и гибнет на новом месте. Так что страдает прострел за свою красоту. Осталось прострелов так мало, что без охраны и защиты человека, не выжить этому красивому цветку. Растение занесено в Красную Книгу Украины.