Конспект урока по географии на тему «Земная поверхность на плане и карте» (2) (6 класс)
Ф.И.О
Ковалева Галина Валентиновна
Место работы
МКОУ «Нововоронежская СОШ №4»
Должность
учитель географии
Предмет
география
Класс
5
Тема и номер урока в теме
Тема «План и карта»
Урок №3 «Земная поверхность на плане и карте» (2)
Базовый учебник
Время проведения
А. И. Алексеев и др. География. 56 классы
ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2012 Линия «Полярная звезда»
2013-2014 учебный год
Цели и задачи урока:
1. Образовательная: выяснить, как на плане и карте изображают неровности земной поверхности; раскрыть понятия «абсолютная и относительная высота», горизонтали; определять высоты.
2. Развивающая: развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
3. Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность; формировать у учащихся экологическую культуру.
Оборудование урока: атлас, топографический план, компьютер.
Когнитивный компонент урока: относительная высота, абсолютная высота, горизонтали.
Деятельный компонент урока: определять относительную и абсолютную высоту по плану; определять по плану с помощью горизонталей повышения и понижения местности.
Эмоционально – ценностный компонент урока: оценивать значение умений определять с помощью плана и карты формы рельефа местности.
Работа с учебником: работа с текстами и рисунками учебника, работа по заданиям и вопросам.
Тип урока: комбинированный с презентационной составляющей.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение элементарными практическими умениями работы с учебником.
Предметные: сформировать представление об азимуте и плане местности; научить учащихся находить азимут по плану и на местности.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Структура и ход урока.
№
Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
(УУД)
Время
1
Организация на урок
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
2 мин
2
Актуализация
Темы
(мотивация урока)
Вопросы:
- Какой раздел мы изучаем? (План и карта)
Внимательно прослушайте стихотворение и назовите тему нашего урока?
Для кого-то жизнь – равнина,Для кого-то – горы.За горами мне не видно,Что равнина скоро.И куда не кинешь взор -Где ориентиры,Сколько вокруг гор?Ну а где равнины?
-Кто назовет тему нашего урока?
(слайд№1-2)
Демонстрируют знания (Л)
Формулируют название темы урока (Р)
3 мин
3
Проверка домашнего задания
Вопросы:
-Что такое план местности? Какие особенности его характеризуют?
- Что такое условные знаки?
-Что такое масштаб? Перечислите виды масштаба?
-На плане местности указан именованный масштаб, ему соответствует численный масштаб. Найдите правильный ответ.
Изобразите размеры рек в масштабе.
(слайд № 3-4)
В рабочей тетради стр.17 №9 Условные знаки, каких объектов изображены на рисунке?
Демонстрируют знания (Р,П)
Формулируют ответ, применяя
полученные знания (Р) (К)
Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)
5 мин
4
Изучение нового материала
Решают проблемный вопрос.
- Как изображают на плане и карте неровности земной поверхности? (слайд № 5)
Экологический вопрос.
-Какими способами можно охранять природу?
(слайд № 6)
-Что такое «относительная высота»?
-Что такое «абсолютная высота»?
-С помощью, каких линий измеряется высота? Как они называются?
(слайд № 7-9)
Работа с текстом учебника на стр. 36
Обратите внимание на рис. 24. учебника и (слайд № 7)
Практическое задание.(слайд № 10)
Знакомятся с понятиями «относительная высота», «абсолютная высота»
«горизонтали»
Узнают полезную информацию и перерабатывают для получения необходимого результата. (П)
Работают с текстом учебника, запоминают определение (П),
Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)
15 мин
5
Физминутка (здоровье-
сберегающий компонент с экологической направленностью)
«Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,Не спешим, не отстаём.Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)Тысяча цветов вокруг! (Потягивания руки в стороны.)Вот ромашка, василёк,Медуница, кашка, клевер.Расстилается ковёр,И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот правой ступни левой рукой.)К небу ручки протянули,Позвоночник растянули. (Потягивания руки вверх.)Отдохнуть мы все успелиИ на место снова сели. (Дети садятся.)
Демонстрируют свои умение общаться и взаимодействовать друг с другом. (К)
2 мин
6.
Продолжение изучение нового материала.
Практическое задание
Анализ рельефа на топографической карте (рис. 23)
Определяют крутые и пологие склоны, обрывы и т.д.
Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)
Решают проблему, демонстрируя знания (К)
Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).
10 мин
7.
Закрепление
- В разделе учебника «Я знаю» ответить на вопросы №1-4
Кроссворд по теме «План и карта»
(слайд № 11)
Обмениваются полученной информацией (П)
Формулируют ответ, применяя
полученные знания (Р) (К)
5 мин
8.
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Рефлексия:
Итог: Предлагаю детям закончить фразу:
· Я не знал , а теперь я знаю
· У меня не получалось, а теперь получается
· Я не понимал, а теперь понимаю
(слайд № 12)
Изучения в учебнике §10,
- В разделе учебника «Это я могу» ответить на вопрос №5.
В рабочей тетради стр.21 выполнить задание №22 (слайд № 13)
Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники.
Оценивают работу на
уроке всего класса (Л)
Записывают домашнее задание в дневник(К)
3 мин
Используемые материалы:
Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:
1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил., карт.
2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение. 2012. – 95 с.
3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
4.Презентация по теме: «Земная поверхность на плане и карте» (2)
Заголовок 115