Урок русского языка по теме Порядковые числительные (6 класс)
Открытый урок в 6 классе по теме: «Порядковые числительные».
Цель: усвоить лексико-грамматические особенности порядковых числительных;
Задачи:
- знать об изменении порядковых числительных, согласовании их с существительными, синтаксической роли в предложении , назначении в речи,
- уметь разграничивать количественные и порядковые числительные,
- уметь использовать порядковые числительные в речи,
- уметь критически мыслить,
- воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к историческому прошлому страны.
Средства обучения: учебник «Русский язык. 6 класс».М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. - Москва: Просвещение,2015 г., презентация по теме урока, карточки для индивидуальной работы работы.
Тип урока:
изучение нового материала.
Технология:
развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приемы:
«Лови ошибку»
«Кластер»,
«Синквейн»,
«Письмо с дырками»
Оборудование:
карточки с диф заданием;
учебник;
информационные карточки с заданиями,
мультимедийный проектор для демонстрации слайдов с заданиями к уроку,
звёздочки
Преобладающий метод: исследовательский.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Примечание
I.Организационный момент
II. Актуализация знаний обучающихся на этапе «Фаза вызова».
III. Изучение нового материала на этапе «Фаза осмысления».
IV.Подведение итогов урока на этапе «Фаза рефлексии».
V.Задание на дом. Порядковое числительное
Порядковое числительное
Порядковое числительное
- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок русского языка я хочу начать с рассказа одной притчи.
Притча:
...Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих ученикови повёл их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком. "Тот, кто откроет дверь, будет назван умнейшим". Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха , отходили. Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и - о, чудо! - она стала поддаваться, и раскрылась.Тогда мудрец сказал: "Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы".
- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете "открыть любую дверь" в науку русского языка.
- Ребята, а как вы понимаете смысл этой притчи?
- Во что надо верить?
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение раздела «Имя числительное». Запишите число. (Двадцать пятое февраля. Классная работа). А тему урока вы, ребята, сформулируете сами чуть позже.
Задание на повторение. Вставьте в пословицы пропущенные слова.
… раз отмерь - … отрежь.
Не имей … рублей, а имей … друзей.
… ум хорошо, а … ума лучше.
Подумайте, на какой вопрос они отвечают и что обозначают.
- Сейчас я предлагаю желающим выбрать задание на повторение пройденного. Это может быть задание высокого, среднего или посильного уровня. Прошу вас взвесить свои возможности. Приступайте. (Приложение 2)
1. А с вами, ребята, начнем работу на этапе « Знание – сила».Чтобы связать в логическую цепь все ваши знания об имени числительном, мы попробуем составить кластер.
- У вас на столах лежат пустые таблички – кластеры (Приложение №1), которые нам предстоит заполнить.
- Итак, начнем.
- Имя числительное это какая часть речи?
- Какое значение имеет имя числительное?
- На какие вопросы отвечает?
- На какие две группы по значению делятся все числительные?
- Числительные названных разрядов важно правильно писать. Проведем игру «Лови ошибку», цель которой увидеть ошибкоопасное место, исправить.
а)Солдат держал ружье обоими руками. б) Трое медсестер выносили раненых с поля боя. в)Девятьнадцать километров бойцы прошли пешком.
- Вернемся к кластеру. Что еще можете добавить о количественных числительных? (Изменение числительных, морфологические признаки).
- Ребята, мы весь кластер заполнили?
- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?
- Запишите тему урока.
- Скажите, что мы уже знаем о порядковых числительных?
- Что нам сегодня предстоит узнать о порядковых числительных?(Как изменяются, как склоняются числительные, правописание)
-Верно, цель нашего урока усвоить лексико-грамматические особенности порядковых числительных, научиться правильно употреблять их в речи.
- В сегодняшней дате присутствует порядковое числительное. Сегодня двадцать пятое февраля.
- Ребята, мы с вами переходим к работе на этапе «Тяжело в ученье – легко в бою!».
Прошу Вас произвести
синтаксический разбор предложения:
Дети радуются первому белому снегу и с удовольствием лепят из него снежную бабу.
(Возникновение проблемной ситуации)
- Ребята, с какой проблемой мы столкнулись?
( Слово первый является определением, так как отвечает на вопрос: какой?, а выражено порядковым числительным).
- Попробуем разобраться, как изменяются имена числительные
(побуждение к формулированию проблемы, и выдвижению гипотезы).
- Из предложения выпишите словосочетания
Первому снегу белому снегу
(При разборе словосочетаний, учащиеся замечают, что и числительное и прилагательное отвечают на вопрос какой?, стоят в одном падеже, числе и роде.)
Гипотеза: докажем, что порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные.
Склонение прилагательного
И. п. Белый снег
Р. П. Белого снега
В.п. белый снег
Д. п. Белому снегу
Т.п. белым снегом
П.п. о белом снеге
Самостоятельно просклоняйте числительное
И. п. первый снег
Р. п. первого снега
В.п. первый снег
Д. п. первому снегу
Т.п. первым снегом
П.п. о первом снеге
- Ребята, на что обратили внимание при склонении числительного? (изменяются по падежам, как и прилагательные).
–Следующее упражнение поможет определить, как ещё изменяется порядковое числительное?
- Запишите словосочетание (числительное + существительное) и определите число и род.
Первая зелень (ед.ч., ж.р.)
Первое сражение (ед.ч.,с.р.)
Первые листочки ( мн.ч.).
- Ребята, какой можно сделать вывод?
(Вывод: порядковые числительные изменяются по родам и числам так же, как и прилагательные.)
Гипотеза подтвердилась.
Формирование первичного навыка обучающихся по склонению имени числительного.
- Прочитайте предложение:
Первые коллекции марок в России появились в 1884 году.
- Обратите внимание на числительное тысяча восемьсот восьмой год. Что можно сказать об этом числительном? (оно состоит из нескольких слов, значит оно составное).
- Просклоняйте числительное устно.
Тысяча восемьсот восемьдесят
Тысяча восемьсот восемьдесят
Тысяча восемьсот восемьдесят
Тысяча восемьсот восемьдесят
Тысяча восемьсот восемьдесят
О тысяча восемьсот восемьдесят
- Какой еще вывод можно сделать? (В составных порядковых числительных склоняется последнее слово – ВЫХОДЯТ ОКОНЧАНИЯ).
Работа с учебником.
- Сравним наши выводы с правилом в учебнике.
ФИЗМИНУТКА
Выполним упражнение № 404 устно
Изучение правописания числительных с частями «…сотый, …тысячный, …миллионный, ….миллиардный»
- Ребята, важно не только знать морфологические признаки порядковых числительных, но и правильно их употреблять изаписывать.
- Прочитайте предложение, правильно употребив числительное
Волгоградская область с 2 000 000 населением внесла огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией.
- Выпишите числительное. Какое это числительное? (ПОРЯДКОВОЕ)
Двухмиллионный
Порядковое числительное
Количественное числительное в Р. п.
- Ребята, давайте обратим внимание на правописание числительного. Чтобы понять, почему оно пишется слитно, вспомним правописание сложных прилагательных. Составьте сложное прилагательное из словосочетаний:
железная дорога – железнодорожный сельское хозяйство- сельскохозяйственный
Порядковое числительноесостоит из 2 слов (количественного числительного в Р.п. и порядкового числительного), но пишется слитно. Это числительное - сложное.
- Чтобы вы, ребята, не затруднялись в написании сложных числительных, посмотрите на приложение №2, где дано правописание сложных порядковых числительных на –десятый, -сотый, -тысячный, -миллионный. Эта таблица поможет вам в выполнении домашней работы.
9. - На закрепление изученной темы я предлагаю вам в парах выполнить упражнение «Письмо с пропусками». Возьмите приложение №3.
…февраля – день победы под Сталинградом.
Оборонительные действия длились с … июля по … ноября … года.
Наступательные – с … ноября по … февраля … года.
Сталинградскаябитва – решающее сражение всей … мировой войны
, 2, 1943,18, 1942, 19, 2, 2.
10.Составление синквейна.
- Мы с вами подошли к завершающему этапу урока «Слава к тому приходит, кто впереди ходит». Мне хочется поблагодарить вас, ребята, за продуктивную работу на уроке и выставить вам отметки.
- У меня, ребята, к вам есть еще один вопрос: На каком этапе урока вам больше всего понравилось работать. Выразить свое мнение вы можете, закрепив свою звездочку под названием этапа. (Анализ).
Стр. 49 читать
Упр. 405
Задание на карточках Настраиваются на учебную деятельность
Слайд №3
3 обучающихся работают индивидуально по карточкам
Работа с кластером
Ответы учащихся
Читают предложения в исправленном варианте
Обучающиеся формулируют тему урока
Обучающиеся формулируют цель урока
Ответы обучающихся
1 обучающийся работает у доски
1 обучающийся у доски
Работают самостоятельно
Учащиеся самостоятельно формулируют правило и работают с кластером
Обучающиеся самостоятельно определяют морфологические признаки
Работа с кластером
Ответы обучающихся
Ответы обучающихся
Дети читают правило
1 уч-ся у доски
Ответы обучающихся
Знакомство с таблицей
Самостоятельно работают в парах по карточке
Коллективно составляют синквейн Слайд №2
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №2
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №15
Слайд № 16
Слайд №14
Слайд №17
Слайд №18
Приложение №1.
Количественное
Имя числительное
Порядковое
СКОЛЬКО?
КАКОЙ?
ПОРЯДОК ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЁТЕ
КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ
ПЯТЫЙ, ВОСЬМОЙ, ДЕСЯТЫЙ, ТРИДЦАТЫЙ
ПЯТЬ, ТРИ, СТО, ПЯТЬСОТ, ОДИН
Приложение №2
Карточка 1 (посильный уровень)
Запишите числительные словами.
15, 16, 17, 18, 19, 20, 500, 600, 700, 900, 50, 60.
Карточка 2 (средний)
Просклонять словосочетание 28 книг.
Карточка 3 (высокий)Выписать только числительные.
Миллион, четыре, четверо, девяносто, пятерня, вдвое, двое, трое, троица, семь, двойник, двойка, пятерка.
Приложение №3
…февраля – день победы под Сталинградом.
Оборонительные действия длились с … июля по … ноября … года.
Наступательные – с … ноября по … февраля … года.
Сталинградскаябитва – решающее сражение всей … мировой войны
17, 2, 1943,18, 1942, 19, 2, 2.