Конспект урока по русскому языку Бессоюзные сложные предложения (9 класс)
Тема: Бессоюзные сложные предложения. Обобщающий урок-практикум по русскому языку 9 класс. Тип урока: повторение и обобщение материала Дидактическая задача: повторить и обобщить знания Место урока в теме: последний урок в теме «БСП» Ценности: активная деятельная жизнь, здоровье, красота, общение, любовь. Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, диагностический лист самоанализа знаний, умений и навыков, индивидуальные карточки для учащихся. Цели урока: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП совершенствование пунктуационных навыков по данной теме. 2. РАЗВИВАЮЩАЯ: Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать; Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы. 3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Воспитывать способность видеть, чувствовать, понимать красоту окружающего мира, осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте наблюдательность, настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.
Ход урокаI. Вступительное слово. Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко Людей неинтересных в мире нет, Их судьбы как истории планет, У каждой всё особое, своё, И нет планет, похожих на неё. - Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на уроке. - Нам на уроке потребуются ваше умение мыслить, запас знаний, желание работать и, конечно, хорошее настроение. Ребята, давайте выясним, какое у вас настроение на начало урока.
Если у вас отличное настроение и вы хотите работать, поднимите зелёную карточку
Если готовы работать, но без особого желания, поднимите синюю карточку
Если вы пока не готовы работать и у вас плохое настроение, поднимите красную карточку.
2. Начнём наш урок с синтаксической разминки - Ребята, посмотрите на доску и определите: какие перед нами предложения по числу грамматических основ и по типу связи частей?. 1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. 2. Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт. - Правильно – это БСП
- Как вы думаете, какова тема урока?
- Сегодня у нас с вами обобщающий урок-практикум по теме « Бессоюзные сложные предложения».
- Открываем тетради, записываем число, тему урока. Определим цели нашего урока: (дети сами должны их назвать) Цель: обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП. - А ТАКЖЕ, на уроке вы будете контролировать свои знания, и оценивать самих себя. Результаты своей работы фиксируйте в «Диагностическом листе», который у каждого на столе. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ЛИСТОМДиагностический лист (контроль и самооценка знаний, умений и навыков по теме « Бессоюзное сложное предложение»). Сегодня на уроке вы оцените себя сами «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный результат. Постарайтесь быть объективными. Ф.И. ученика Оценка Знание теоретического материала 3. Фронтальный опрос - Ребята, посмотрите на слайд и определите, какое предложение лишнее и почему.
Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
«Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце»
У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.
- Какие предложения называются бессоюзными?
(БСП – простые предложения связаны между собой при помощи интонации при произношении, а на письме знаками препинания) В каких случаях ставится запятая?
Запятая, ставится в предложениях со значением одновременности и последовательности.
Точка с запятой? Точка с запятой ставится, если предложение осложнено.
В каких случаях ставится тире?
В каких случаях ставится двоеточие? Какую роль играют БСП в тексте?Придают динамичность, эмоциональность, выразительность. БСП позволяют лаконично, ёмко выразить глубокое содержание текстов, помогают избежать излишней загруженности текста союзами. - Оцените себя в оценочном листе.
- Ребята, посмотрите на экран. (музыка, картинки). Каким общим словом объединены прозвучавшая музыка и увиденные вами картины. Правильно «Красота»
- Как вы понимаете это слово? Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства
- Эпиграфом нашего урока являются слова Ф.М. Достоевского. Эпиграф урока «Красота спасет мир» (Ф.М. Достоевский) -Запишем эпиграф урока в тетрадь. Как вы считаете, насколько это высказывание справедливо? Действительно ли красота может спасти мир? 4. Тренинг по пунктуации в БСП (закрепление):
1. Практическая работа – работа в тетради С давних времен символом красоты считается роза. Ей посвящали свои произведения поэты и писатели. Прочитайте строки М. Державина, посвященные розе
Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор, составьте схему предложения. Юная роза Лишь развернула Алый цветок, Вдруг от мороза В лоне уснула; Свянул цветок. Схема предложения: [ - = , = ]; [ = - ]. 1человек у доски Что делает стихотворение эмоциональным? Поэтому самые простые картины так выразительны. Неслучайно поэт использует бессоюзные сложные предложения. - Оцените себя.
Практическая работа 2: обратимся к творчеству необыкновенного мастера пейзажа Афанасия Афанасьевича Фета. Задание: работаем самостоятельно, по вариантам, записываем в тетрадь. Составьте схему предложения. – Аргументируйте свой ответ. 1 вариант Вчерашний вечер помню живо: (пояснение) – а что именно? Синели глубью небеса, (отношения одновременности) Лист трепетал Красноречиво, Глядели звёзды нам в глаза. 2 человека самостоятельно [ = ]: [ = - ], [ - = ], [ = - ]. за доской составляют схемы. 2 вариант Я долго стоял неподвижно, (дееприч. Оборот)( В далёкие звёзды вглядясь, - (вывод, следствие) Меж звёздами теми и мною Какая-то связь родилась. [ - = , / -.-.-./ ], - [ - = ]. - Оцените себя. 3. Слуховой диктант - Можем ли мы, воспринимая текст на слух, узнать бессоюзное сложное предложение? Если можем, что помогает это сделать? ( Интонация, пауза) - самоконтроль 1. Замри и услышишь: на Синей горке сосняк потянулся навстречу заре.(дополнение) – понижение голоса в конце 1 предложения 2. Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.(время) 3. Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.(пояснение) 4. Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь.(значение одновременности)- интонация перечислительная 5. Только песне нужна красота – красоте же и песен не надо.(противопоставление)- повышение голоса в 1 предл. и понижение во 2-м. - Оцените себя. 1 2 3 4 5 IV. Итог урока. Рефлексия. - Итак, пришла пора подвести итоги. Вы сдаёте таблицу самооценки. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить. - Ребята, подымите, руки те, кто получил «5», «4», «3», «2». - Наш урок заканчивается. Осталось поставить последнюю точку. - Как вы думаете, мы на сегодняшнем уроке реализовали цели, которые поставили в начале урока? - На уроке мы обобщили изученное о БСП. - Какими словами описали бы вы своё состояние после урока? 1. Я разобрался с этой темой и чувствую себя комфортно и уверенно при выполнении заданий по этой теме. (зелёный) 2. К сожалению, я обнаружил пробелы в своих знаниях. (синий) 3. Я испытываю большие затруднения при выполнении заданий по этой теме. (красный) V. Домашнее задание Создайте свой текст - рассуждение, используя сложные бессоюзные предложения, по одной из тем:( «Красота душу лечит» (С. Никитин)( «Имеющий в руках цветы, не может быть жестоким» (Вл. Солоухин)(
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
15