Урок русского языка по теме: Бессоюзные сложные предложения. Вводный урок-практикум по русскому языку 9 класс.
Тема урока Бессоюзные сложные предложения. Вводный урок-практикум по русскому языку 9 класс.
Тип урока Изучение нового материала
Оборудование учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, диагностический лист самоанализа знаний, умений и навыков, индивидуальные карточки для учащихся.
Цели урока
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Изучить правила постановки знаков препинания в БСП
Совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.
Познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;
Показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;
2. РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
Воспитывать способность видеть, чувствовать, понимать красоту окружающего мира, осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте
наблюдательность,
настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.
Ход урока.
I.Вступительное слово.
Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости.
Разминка
Все, что прекрасно, нравственно. (...)Гюстав ФлоберВся нравственность человека заключается в его намерениях. (...)Жан Жак РуссоМелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души.(…)
Достоевский Ф.М
Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете. (…)Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство. (...)Люк де Клапье Вовенарг.
Работа с предложениями, какую тему затрагивают предложения? Какой общей мыслью объединены предложения? (Темы нравственности)
Как вы понимаете нравственность? (ответы)
Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».- Разбор предложений. Какие эти предложения? (простые, сложные: союзные и бессоюзные; обособленные).
Каким образом в человеке держится сила духа?
Вспоминается интервью, в котором ветеран рассказывает о своей военной профессии: он был фотографом и кинооператором, а ещё солдатом-смертником.
Всю предлежащую жизнь он видел через прицел снайперской винтовки, и, по его словам, приходилось общаться только с мертвецами.
Как в существе, в котором еле теплится жизнь, зарождаются думы о чести и достоинстве, о смысле и ценности жизни, о подвиге?
Это признание точно и ёмко передаёт всю полноту человеческого ужаса и бесстрашия.
Задание:
- Прочитайте предложения и скажите, что их объединяет? (Тема).
- Можно ли эти предложения назвать текстом? (Нельзя).
- Расположите эти предложения в соответствии с кодом и прочитайте получившийся текст.
ПП – СПП – ? – ССП – ПП
( Учащиеся называют виды предложений, располагают их в соответствии с кодом, используя при этом карточки).
- Какое предложение должно быть вместо вопроса? Объясните знаки препинания в этом предложении. Постройте схему.
Учитель знакомит учащихся с темой урока и выясняет, какие задачи они должны решить к концу урока.
II. Целеполагания урока.
Определим цели нашего урока
(ребята сами должны сказать цель урока) изучим правила постановки знаков препинания в БСП. III. Задания на карточке в парах.
Определить вид предложения. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся - заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.
Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8.
IV. Фронтальный опрос.
- Приведём в систему наши знания о БСП
Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока.
Учащиеся:
- Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
Название третьей группы говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов. А каким образом, мы не знаем.
2. Чтение нового текста (заранее распечатанного в нужном количестве), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.
Понятие сложного бессоюзного предложения.
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.
Примеры предложений с различной интонационной связью:
1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
2.Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. (Противопоставление.)
3.Ечевин понял одно : боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков. (Пояснение.)
Учитель:
- Какие знаки препинания ставится в БСП?
- Расстановка ЗП зависит от чего? (от значения)
Тренировочные упражнения.
Индивидуальное задание сильному ученику, который демонстрирует работу на экране через ноутбук и проектор.
Определить на слух, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Номера бессоюзных сложных предложений записать в тетрадь. Проверить.
1. Пока живешь, творить добро спеши.
2.Большего не может быть счастья, чем несчастным приносить счастье.
3.Не рой другому яму – сам споткнешься.
4.Добро не купишь.
5. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают.
6.Плод, полученный терпением, сахару подобен.
7.И у моря есть дно, и у терпения есть предел.
8.Я знаю в жизни только два действительных счастья: угрызения совести и болезнь.
9. Нынешнее усердие – завтрашнее облегчение.
10. На дне терпения оседает золото
11. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство
Какие предложения называются бессоюзными? (БСП – простые предложения связаны между собой при помощи интонации при произношении, а на письме знаками препинания) В БСП велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь», диктует необходимость постановки определённых знаков препинания.
Какую роль играют БСП в тексте?
Придают динамичность, эмоциональность, выразительность. БСП позволяют лаконично, ёмко выразить глубокое содержание текстов, помогают избежать излишней загруженности текста союзами.
Какой раздел науки о языке мы повторили? V. Практическая работа по тексту№1.
Изучение нового материала.
I. Запись предложения на доске и в тетрадях. Анализ предложения.
Примечательно, как восприняли жуткую весть очевидцы: дневниковые сообщения коротки, в них с леденящей чёткостью осязается пульс войны, прочитывается растерянность.
Задание:
Проанализировать предложение.
Алгоритм анализа.
Найдите основы, разделите на части.
Определите вид связи, союзная или бессоюзная.
Вид союзной связи: сочинительная и подчинительная.
В бессоюзном сложном предложении – смысловые отношения и, следовательно, знаки препинания.
Нарисовать схемы.
Охарактеризуйте вид связи.
По схемам проверьте знаки препинания.
II. Работа в парах. Взаимопроверка.
(Задание дано по вариантам. В предложении необходимо расставить знаки препинания, прописать буквы, определить грамматические основы, определить вид предложений, составить схемы).Сила памяти влечёт птиц из дальних краёв к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым.
Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь.
Учащиеся работают в группе, выписывая и обсуждая предложения из текста в тетрадь.
Закрепление изученного материала.
Работа с текстом.
1.В годы Великой Отечественной войны стихотворение в прозе «Русский язык» Ивана Сергеевича Тургенева укрепляло веру людей в победу, призывало добиваться её любой ценой. 2. Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка, она попросила разрешения открыть музей И. С. Тургенева. 3. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.4. И вот музей открыт. 5.Люди первое время не понимали, к чему эта затея, но прошло несколько дней и посетителей становилось всё больше и больше. 6. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднята голова. 7. Первое, что видел каждый, были слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Анализ текста (вопросы по содержанию).
Задание по вариантам:
1в. – Найти сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.
2в. – Найти предложение с подчинительной и сочинительной связью.
Объяснить знаки препинания.
VII. Работа по карточкам.
Работа с заданиями ГИА.
Среди предложений … найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью.
Учащиеся сами определяют задание. Выполняют индивидуально.
VIII.
1.Толстые сосульки свисали с крыши и обтаивали на солнце.
2.Капли падали с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.
Замените в первом предложении одно из однородных сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом, во втором - обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Составьте из получившихся предложений:
1 ряд - сложносочиненное предложение,
2 ряд - сложноподчиненное предложение,
3 ряд - бессоюзное сложное предложение.
1.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.
2.Если толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, капли, падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.
3.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.
. IX. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, пришла пора подвести итоги.
- Наш урок заканчивается. Осталось поставить последнюю точку.
- Как вы думаете, мы на сегодняшнем уроке реализовали цели, которые поставили в начале урока?
- На уроке мы узнали о БСП.
- Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?
1. Я разобрался с этой темой и чувствую себя комфортно и уверенно при выполнении заданий по этой теме. (зелёный)
2. К сожалению, я обнаружил пробелы в своих знаниях. (жёлтый)
3. Я испытываю большие затруднения при выполнении заданий по этой теме. (красный) Учащиеся оценивают свою работу, давая своё объяснение.
№10
X. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему:
«Почему преображались люди, прочитав слова Тургенева о русском языке?»
«Стоит ли былое вспоминать?»
Как вы понимаете слова М. Дудина: «Павшие умели побеждать, живые обязаны помнить».
Как вы понимаете пословицу: «Кто для себя живёт, тот умер для других».
Используя БСП в ответе. Учащиеся записывают д/з.