Конспект бинарного урока по ПМ01 МДК01.01 «Обработка отраслевой информации» и учебной дисциплине «Экономика»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Конспект бинарного урока
по ПМ01 МДК01.01 «Обработка отраслевой информации»
и учебной дисциплине «Экономика»
специальность: 230701 «Прикладная информатика в экономике» курс 3
Подготовили:
преподаватели:
Яковлева Татьяна Викторовна
Кузнецова Татьяна Михайловна
Холмск , 2014
Учебно-технологическая карта учебного занятия
по теме «Использование электронных таблиц MS Excel при определении объема продаж и равновесной цены»
МДК01.01 «Обработка отраслевой информации»
Учебная дисциплина «Экономика»
Дата проведения 17.02.14
Группа П1-11
Вид учебного занятия практическое занятие
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели учебного занятия:
Образовательные:
Научить обучающихся использовать MS Excel для работы с экономической информацией;
Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения конкретной задачи.
Выработать практические навыки экономических расчетов с помощью MS Excel;
Проанализировать возможности графических методов прогнозирования MS Excel для принятия экономически обоснованных решений;
Сформировать навыки решения оптимизационных задач экономики средствами MS Excel.
. Развивающие:
Развить умения рационально применять возможности MS Excel в экономической сфере;
Развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы.
Развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы.
Развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.
Воспитательные:
Воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.
Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности.
Межпредметные связи:
МДК01.01 «Обработка отраслевой информации»
Применяемая педагогическая технология интегрированное занятие
Форма организации обучения выполнение практического задания в малых группах.
Используемые методы обучения: исследовательский, программированный
Оборудование и оснащение занятия:
мультимедийный проектор;
компьютерный класс;
программа MS EXCEL.
Средства обучения (раздаточный материал для обучаемых):
1.Методические указания к выполнению практической работы
2. Шаблон таблицы для выполнения расчетов в EXСEL.
Сценарий учебного занятия
Организационный момент. (2 мин)
Кузнецова Т.М.
- Добрый день, ребята. Мы рады вас видеть. У нас сегодня необычный урок Экономики и Обработки отраслевой информации.
Постановка проблемы (контрольный вопрос) просмотр сюжета. (8 минут)
Показ слайдов № 1 - 4
Яковлева Т.В.
- Предлагаю начать наше общение с просмотра небольшого сюжета. Выясните, что объединяет эти картинки.
(Ответы студентов) (рынок, купля- продажа, покупка, предприятия, бизнес и т.д)
Скажите, что общего между этими дисциплинами?
Кузнецова Т.М.:
- Вы правы, экономика предусматривает, просчитывает, прогнозирует.
Яковлева Т.В.
- А компьютеры в свою очередь – способ обработки информации.
Методический прием: общегрупповая дискуссия.
Кузнецова Т.М.
- Как Вы думаете, о какой проблеме идёт речь?
- Что Вам подсказало, что это рыночная экономика?
Обобщение:
- Итак, есть проблема и эта проблема рыночной экономики! Бизнес! Предпринимательство! Торговля! Ведь рынком управляют два мощных рычага - спрос и предложение!
Яковлева Т.В.:
- Всё это правильно, но информация о спросе, предложении, ценообразовании нуждается в обработке, чтоб удовлетворять в дальнейшем потребителя и предпринимателя, продавца и покупателя.
- Думаю, что вы не будете против высказывания, что информационные технологии, сегодня на службе у экономики. А в какие программы помогают в обработке экономической информации?
(ответы ребят о возможностях программ в расчётах, называют программы и для чего они служат, а когда назовут программу Ecxel, преподаватель остановит ребят и скажет)
Молодцы, радуют ваши знания о программах и их назначении.
- Да, применение электронных таблиц Excel пользуется сегодня популярностью в решении нестандартных задач из различных областей человеческой деятельности и в частности экономики.
Кузнецова Т.М.:
Вот и подошли мы к тому, чтобы определить тему нашего урока
- Может быть, кто - то из вас ребята может обозначить тему нашего урока?
- Помочь вам могут такие понятия:
- экономические задачи;
- электронные таблицы MS Excel.
Обучающиеся окончательно формулируют тему урока:
(На сегодняшний день актуально экономическую информацию обрабатывать, используя компьютеры).
Слайд № 5 тема урока
Яковлева:
-Сегодня на уроке мы будем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения экономических задач.
У вас на столах лежат таблицы рефлексии. В этой таблице предлагаем заполнить первую графу Что вы знаете по данной теме урока.
Слайд № 6 таблица рефлексии
Кузнецова Т.М.
- на этом уроке у каждого из вас есть возможность получить оценку сразу по двум предметам. О своем рейтинге.
Яковлева Т.В.:
О рейтинге.
3.Актуализация знаний (тесты из 5 вопросов по каждой дисциплине индивидуально, взаимопроверка) (15 мин)
-Но в начале этой серьезной работы мы немного "разомнемся". Проведём проверку нашей готовности с помощью разных заданий.
Слайд № 7
Кузнецова Т.М.
Проверка ответов, выставление баллов.
Яковлева Т.В.
- теперь освежим знания в области электронных таблиц MS Excel
Слайд № 16
4. Обобщение и систематизация знаний (15 мин)
Кузнецова Т.М.
- С заданиями Вы справились, а теперь попробуем применить наши знания на практике
Яковлева Т.В.
- Совместными усилиями попробуем решить экономическую задачу, построим диаграмму и оформим объекты диаграммы.
Коллективная (совместная работа)
Задача 1
слайд № 23
Кузнецова Т.М.
- нам представлено условие задачи
А) По данным таблицы определить выручку от продажи мороженого TR при каждом значении цены по формуле: TR=Q x P.
Таблица
Цена за порцию руб., P Объем спроса, тыс. порций, Q Выручка, тыс. руб., TR
2,10 10 1,80 20 1,50 30 1,20 40 0,90 50 0,60 60 0,30 70 Б) Начертите кривую выручки TR, обозначив по горизонтали объем спроса, а по вертикали – объем выручки.
Яковлева Т.В.
- ваша задача проведение анализа спроса и предложения. Сделать такой анализ нам помогут электронные таблицы Excel. Используя данные таблицы, необходимо будет создать точечную диаграмму.
Откройте файл «Задачи».
Для построения точечной диаграммы введем данные в столбец спрос. (Данные цены уже введены в таблицу). В ячейку В2 введите число 10 создайте арифметическую прогрессию с шагом 10, расположением по столбцам, до предельного значения 70.
В графе «Предложения» создайте формулу произведения «Цены» и «Спроса», скопируйте ее до ячейки С8.
Выделив графы «Цена» и «Предложения» постройте точечную диаграмму.
Постройте линию тренда «Линейная фильтрация». Уравнение линии тренда задаст функциональную зависимость спроса.
Ожидаемый результат построения точечного графика:
Выполним форматирование диаграммы.
Изменим название диаграммы «Спрос и предложения»;
Выполните форматирование осей (подписи данных, цвет точек, формат и размер цифр);
Выполните форматирование области диаграммы (заливка)
Выполните форматирование области построения (текстура)
Поместите диаграмму на отдельном листе.
Ожидаемый результат форматирования точечного графика:
Кузнецова Т.М.
В) Предположим, что цена порции мороженного равняется 1,20 руб. Укажите, как изменится объем спроса, если цена сократится на 0,30 руб?
Г) Укажите, при какой цене выручка TR окажется максимальной?
Проанализируйте данные, какую функциональную зависимость они отражают
Задача 2(слайд № 26):
3.Самостоятельная работа
Яковлева Т.В.
Следующая задача самостоятельная. Откройте лист Задача 2 и воспользуйтесь технологической картой при решении данной задачи. На выполнение этой задачи вам отводится 7 минут.
- Задача 2. По данным таблицы рассчитать равновесную цену колбасы полукопченой «Краковская»:
Цена товара за кг, руб. Объем спроса, кг. Объем предложения, кг.
150 525 75
200 475 175
300 375 275
400 275 375
500 175 475
600 75 525
Вопросы:
Какой объем спроса у вас получился при цене продукта 200 рублей за кг?
Какой при этом объем предложений?
Каким видом тренда воспользовались при построении графика?
4.Групповая работа
Кузнецова Т.М.
Вопросы для обсуждения:
А) Какие показатели мы выявили, рассчитав равновесную цену?
Б) Предположим, что продавец предложил на рынке товар по цене 200 руб. за кг. Какая при этом ситуация на рынке сложится?
В) Предположим, что продавец предложил на рынке товар по цене 600 руб. за кг. Проанализируйте ситуацию на рынке.
5. Подведение итогов:
Кузнецова Т.М.
- какие методы были вами использованы при решении задач?
аналитический (получены формулы);
статистический (составлены таблицы);
графический (построены графики).
Какой из этих методов на ваш взгляд наиболее действенный эффективный?
6.Рефлексия
Яковлева Т.В.
Вы уже заполнили первую графу таблицы
Что я знаю по теме урока Что я узнал нового Что я хотел бы узнать, рассмотреть более подробно Как я оцениваю свою работу на занятии
Кузнецова Т.М.
-Вы абсолютно правильно указали, что обе дисциплины позволяют приобрести знания и навыки по расчету экономических показателей, связанных со спросом и предложением
7.Подведение итогов
Яковлева Т.В.
- на сегодняшнем уроке все справились с заданием, но особо хочется отметить следующих ребят:
8.Домашнее задание
Кузнецова Т.М.
В качестве домашнего задания предлагаем вам заполнить опорные конспекты, которые проверим на следующем уроке.
Яковлева Т.В.
- Спасибо за урок. Успехов в дальнейшей учебе!