Северо-Западный экономический район. Физико — географическая характеристика.
9 класс
Тема: Северо-Западный экономический район. Физико-географическая характеристика.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: изучить состав и физико-географические особенности региона.
Задачи урока:
Изучить состав региона.
Изучить особенности природно-ресурсной базы района.
Изучить историческое значение территории района для России.
Продолжить формировать навыки работы с картой и другими источниками знаний.
Оборудование: физическая карта России, компьютер, медиаресурсы, атлас.
Ход урока
1. Организационная часть урока.
2. Проверка домашнего задания:
- работа у доски с картой (проверка знаний размещения географических и экономических районов России);
- фронтальный опрос:
1) сколько географических районов в России;
2) сколько экономических районов;
3) самый большой по площади;
4) какой географический район объединяет три экономических;
5) в составе какого экономического района находится Москва;
6)в каком географическом районе мы живем.
3. Постановка темы, цели и задач урока.
4. Изучение нового материала.
Слово учителя:
Сегодня мы переходим к изучению самого маленького по площади экономического района, в его состав входят всего 4 области (Ленинградская, Новгородская, Псковская, отдельно расположена Калининградская, и город федерального значения Санкт-Петербург), но его историческое значение на формирование государства Российского одно из самых значимых. Что вы знаете об этом регионе? Какие ассоциации сегодня вызывают у вас названия его городов? («Окно в Европу», Ледовое побоище, Блокада Ленинграда, дорога жизни-Ладожское озеро, Великий Новгород, янтарь и т.д.)
Изучение географического положения региона, используя карту, ответьте на вопросы: каков состав и административные центры Северо-Западного района, с кем граничит, выход к морю.
Оцените + и – географического положения.
Используя карту, дайте характеристику климатическим ресурсам (средние температуры, кол-во осадков), как такие условия могут повлиять на развитие сельского хозяйства.
Используя, оцените характер рельефа этой территории.
Назовите самые крупные реки и озера, как человек использует их в своей хозяйственной деятельности.
Перечислите полезные ископаемые.
Назовите основные типы почв этой территории.
Нанесите на контурную карту области и административные центры региона, подпишите названия водных объектов омывающих территорию.
Дайте общую оценку географического положения и природных ресурсов Северо-Западного региона:
(близость стран Европы, выход к морю, отдельно расположенная территория Калининградской области, климат умеренный, влажный, территория заболочена, хорошо обеспечен внутренними водами, в наличии месторождения апатитов, фосфоритов, янтаря, много лесов, малоплодородные почвы)Как эти факторы влияют на хозяйственную деятельность людей?
Какими еще ресурсами, приносящими серьезный доход , обладает эта территория? (памятники культуры, исторические центры).
Давайте познакомимся с одним из самых красивых городов не только России, но и мира - Санкт-Петербургом (видеопрезентация).
5.Закрепление, рефлексия, выставление оценок.
-что нового вы сегодня узнали о Северо-Западном регионе?
- какими словами вы бы его охарактеризовали?
6. Домашнее задание: 1) параграф учебника, читать
2) работа с картой (повторить размещение
географических и экономических регионов России,
состав Северо-Западного района).